***

Татьяна Селиверстова
***

– Людка, сегодня ты должна вести себя прилично, после обеда приедут папа и мама.

– Бабушка, а что значит – прилично?

– Это значит, не лазить по заборам, не жрать всякую гадость и не носиться с Ромкой наперегонки по грязным лужам. Ты наденешь чистое платье и предстанешь перед родителями в опрятном виде.

– Ну, это-то я смогу. А долго мне так ходить?

Но бабушке уже было не до меня – надо готовить стол к приезду дорогих гостей. Некоторое время я осторожно передвигалась по двору, избегая заборов, чтобы не зацепиться за гвоздь и не порвать новое платье, держалась подальше от куриц и петуха – чтобы, не дай бог, не устроить с ними гонки и не показаться перед родителями в непотребном виде; не выходила на улицу, чтобы не увидеть Ромку. Мне это очень быстро наскучило, и я прикидывала, как бы слинять на улицу, не обидев при этом бабушку.

– Даже не смей и думать! – пригрозила бабушка, узрев хитрый прищур моих глаз. – Чтобы на улицу – ни ногой! Вон, лучше помоги мне собрать на стол.

Лучше бы она этого не говорила… По случаю приезда дочери и зятя дед достал из подпола огромную бутыль браги и теперь процеживал ее, чтобы разлить по емкостям. А ягоды из марли вытряхивал в миску. Вот я и попробовала этих ягод. Они оказались очень вкусными – кисло-сладкими, мягкими и какими-то терпкими. Бабке с дедом было не до меня, поэтому ела их столько, сколько хотела. Немудрено, что я быстро захмелела… В общем, когда приехали родители, они застали такую картину: по двору, покачиваясь, ходит их дитя, при этом периодически посыпая голову песком из ведерка и громко ругаясь матом. Представляю чувства, которые они испытали при виде такой картины: не знаю, распирала ли их гордость за успехи своей дочери, но ошарашены они были чрезмерно. Сидя за столом, они все присматривались ко мне, словно ожидая, не выкину ли я еще какой-нибудь фортель. А я стеснялась их ужасно: слишком явно читалось в их глазах разочарование.

А потом пришлось уехать из деревни, потому что наступила пора идти в школу. Мне надо было привыкать к родителям: они были для меня чужими людьми, и все у них было не так: не та мебель, не та еда, не те разговоры… Я все надеялась, что меня вернут в деревню, в ту беззаботную жизнь, в которой я была безмерно счастлива. Но вскоре и бабушку с дедом перевезли в город.