Притворщик. Часть шестая заключительная гл. 1

Александр Онищенко
           К кафе Крапивин подошёл со стороны набережной. Откинутый полог, да и весь шатёр сотрясались под порывами ветра. Крапивин заглянул внутрь. Под сводами горело несколько лампочек – довольно тускло и безжизненно.

           Елену он увидел сразу. Она стояла, повёрнутая к нему спиной, и вытирала со стола тряпкой. Из посетителей здесь находились лишь пожилая пара и средних лет женщина, с ребёнком – все по разным углам.

           Как бы не решаясь войти, Крапивин задержался в проходе, немного постоял и затем направился к ближайшему столику. Павел остался ждать снаружи. По всей видимости, Елена работала сегодня одна; и даже хозяйки где-то не было видно. Вместо обычного форменного платья на ней были джинсы и тёплая вязаная кофточка.

           Словно что-то почувствовав, она вдруг обернулась, и лицо её озарилось робкой улыбкой. Крапивин смутился, неловко кивнул ей в знак приветствия и зябко повёл плечами. Оставив на столе тряпку, Елена поспешила к нему. Они поздоровались.

           - Вы пришли? – несколько конфузясь, спросила она. 

           - Да вот...- замялся он, оглянувшись на пожилую пару. – Знаешь, я бы, пожалуй, чего-нибудь выпил. Лучше вина... Да, и себе чего-нибудь прихвати. Ты ведь посидишь со мной? Мне бы хотелось с тобой поговорить.   

           Елена вспыхнула, потом как-то неловко кивнула и ушла.

           «Проклятье, - подумал Крапивин, закуривая сигарету. – Ну что я ей скажу? Скажу, мол, извини, это, мол, я, вчера погорячился? Идиот проклятый. Нет, горбатого только могила исправит. А теперь вот сиди, ломай голову. И как это всё скучно и неприятно».

           Он даже не заметил, как подошла Елена.

           - Вы что-то сказали? – спросила она, ставя на стол вино и чашку с кофе.

           - Я? Да нет, это я так. Присядь, нам надо кое-что обсудить... Что? Только кофе и больше ничего? Послушай, ну что за дела? Возьми ещё хоть шоколадку. Что ты в самом-то деле?

           - Спасибо, мне что-то не хочется. – Она присела напротив и опустила голову.

           Крапивин глянул на неё и вздохнул. Язык не повиновался, а в голове творилось такое, что и не передать словами.

           - Гм, да, - пробормотал он, наливая себе вина. – Однако, какая скверная погода.

           - Да, погода просто ужасная. Но вы ведь не об этом хотели сказать? – Девушка подняла глаза - щёки её горели.

           - Да, не об этом, - мрачно согласился Крапивин.

           - Так я слушаю... Да вы не переживайте, я всё пойму. 

           - Да я и не переживаю, а только... – Он осушил стакан, потом вспомнил о сигарете, - она всё ещё дымилась у него между пальцев, - и глубоко затянулся. – А я тут поблизости гулял, - продолжал он, блуждая глазами по пустым столикам. – Вот... а потом, дай, думаю, зайду... Нет, это чёрт знает, что такое! – Вдруг разозлился он. Он вскинул голову и посмотрел ей прямо в глаза. – Вру, опять я всё вру. И вовсе я не гулял, и не поблизости. И вообще, я специально к тебе пришёл.

            - Я так и поняла, - смущённо улыбнулась девушка. – Вы не хотите со мной встречаться, и пришли, чтобы об этом сказать. Ведь так?

            - Ну не совсем... а, в общем... То есть, я не то, чтобы не хочу... Послушай, ну что ты так сидишь? Попей хоть кофе - я не могу так разговаривать.

            - Я попью, попью, - не прикасаясь к чашке, отвечала Елена. Она смотрела на него с ожиданием.

            - И прошу, не смотри ты на меня так.

            - Как?

            - Ну так, как ты смотришь. И вообще, после вчерашнего... не знаю... Видишь ли, нам не нужно было этого делать...

            - Не нужно было? Вы что, жалеете?

            - Да, жалею. Жалею. Потому, что всё это... это неправильно, понимаешь?

            - А я не жалею, - вскинув голову, сказала Елена. - Даже наоборот, мне было с вами очень хорошо.

            - Очень хорошо? Но ведь это самообман, как ты не поймёшь. Неужели, ты всерьёз думаешь, что таким путём ты сможешь справится со своим чувством?

            - С каким ещё чувством? Вы это, о чём?

            - Не притворяйся. Ты прекрасно знаешь, о чём я.

            - Я и не притворяюсь. Но если вы о Ромке, то я вам уже говорила... Да я и думать о нём забыла. Нет, правда.

            - Ты в этом уверена? Что-то уж очень быстро.

            - Ну, во всяком случае...

            - Так вот, послушай меня, - сказал Крапивин, останавливая её жестом. – Прежде всего, не пытайся себя обманывать – это слишком опасно. Потому, что добром это обычно не кончается. Да, да, уж поверь моему опыту. И знай, чем больше ты будешь стараться его заменить кем-нибудь другим, тем сильнее тебя будет тянуть к нему. Тут чистая психология - не я это придумал. Иначе говоря, это примерно то же самое, что тушить костёр, заливая его бензином. Надо выждать, понимаешь, выждать. И попробовать изменить свою жизнь, а главное, себя... То есть наоборот, сначала себя. А изменишься ты, то и жизнь твоя изменить сама по себе. Это не просто, я знаю, но это единственное, что я могу тебе посоветовать... Ну вот, опять я лезу со своими наставлениями. Кстати, я вчера его видел. Мы с ним встретились у твоего подъезда.            

            - Я знаю, он вчера приходил, - задумчиво проговорила Елена. - Такой пьяный, что просто ужас. Никогда его таким раньше не видела. – В её голосе послышалась грустные нотки. – Но я его прогнала, правда, прогнала, - заторопилась она, потом вздохнула и опустила глаза. - Даже не знаю, всё так перепуталось... Ну и что вы предлагаете? Вы хотите, чтобы я сидела и ждала, когда он снова ко мне вернётся? Так, что ли?

            - Не передёргивай, - сурово проговорил Крапивин. – Ничего подобного я тебе не предлагаю. К тому же, вряд ли у вас с ним что-то получится. Но это всё не то... И вообще, никого не надо ждать, понимаешь, никого. Знаешь, был у меня один знакомый, - мы с ним познакомились в один очень неприятный для меня момент, - так вот он мне советовал, он говорил: «Не жди, не надейся, не проси. И тогда, - говорил он, - всё будет в порядке». Собственно, к чему это я?.. Ну, да не важно. Так вот...   

            - Так, значит, вы сегодня не придёте? – потупившись, пробормотала Елена.

            - Тьфу ты, - чертыхнулся Крапивин, - я ей про Фому - она мне... Ты хоть слышала, о чём я тебе толкую?

            - Я всё слышала. Так вы придёте или нет?

            - Да господи ты боже мой! Что же это такое делается! – Крапивин наполнил стакан и залпом выпил. – Ну вот что...

            - Нет, вы всё-таки ответьте?

            Он взял сигарету и закурил, почти физически ощущая на себе её взгляд. В конце концов, это уже начинало его бесить. Да что она, смеётся над ним, что ли? 

            - Хорошо, - вскинув голову, сказал он. - Тебе нужен ответ? Так вот он. Я не приду, слышишь. И не потому, что не хочу, а потому, что не могу. Не могу, понимаешь? Это было бы нечестно. - Он замолчал и стал гонять по столу пустой стакан. – А помнишь, как хорошо было до этого? – поднял он голову, оставив стакан в покое.

            - Ну до этого было одно... - задумчиво отвечала Елена, ковыряя ногтем щербинку в столе. – Но ведь вам же было со мной хорошо? Разве нет?

            - Да, но...

            - Мне даже показалось, что я вам нравлюсь. Неужели всё это так.

            - Послушай! – почти в отчаянии перебил Крапивин. – Да послушай же ты меня, наконец! Ничего тебе не показалось, слышишь, ничего. И не от чего я не отказываюсь - ты действительно мне понравилась... ну, то есть, как женщина... но, что дальше-то, что? И вообще, ты же понимаешь, ведь у нас не может быть никакого «дальше». Да это и невозможно... – Он что-то ещё хотел сказать, как вдруг заметил, что Елена его не слушает, а смотрит куда-то в сторону. В глазах её застыли растерянность и тревога.

            Он резко обернулся и увидел Романа. Тот стоял в проходе, бледный, с побелевшими от бешенства глазами. Кажется, он был пьян.

            Секунду постояв, он двинулся к ним, сжимая губы и словно приготовляя руку для удара. Елена вскрикнула и бросилась ему наперерез. Крапивин поднялся тоже. Тот отшвырнул Елену, и та отлетела, свалив по пути несколько стульев.

            Разъярённый, он бросился было к Крапивину, но от удара в челюсть, его вдруг подбросило, и он всем телом шлёпнулся на спину. Кто-то вскрикнул, где-то загремела посуда...

            Немного придя в себя, он попытался подняться и перевернуться на четвереньки, но руки его подломились, и он снова опрокинулся на спину. На губах его выступила кровь; глаза смотрели тускло и бессмысленно. Крики усилились, поднялась суета.

            Вот над Романом склонилась чья-то спина. Это был невесть откуда взявшийся Павел. Здесь же мелькала и Елена, и даже откуда-то появилась хозяйка кафе. И только сам Крапивин стоял на том же месте и с недоумением рассматривал свой ушибленный кулак.

            - Вы опять?! Опять?!  - завопила хозяйка. Щёки и огненный её гребень тряслись от злости. – Опять вы скандалить! А вот я сейчас - милицию, тогда узнаете... – И действительно в руках у неё появился мобильный телефон, и она стала набирать номер.
Вдруг чья-то рука вырвала у неё телефон.

            - Не надо никакой милиции, - любезно, но с очевидной угрозой в голосе, предупредил Павел. Он снова склонился над Романом, сделав попытку привести его в чувство.

            - А ты ещё, кто такой?! – взревела хозяйка, избавившись от секундного шока. –Ишь, раскомандовался тут?!.. А ну, отдавай назад телефон!

            Павел выпрямился, окинул её насмешливым взглядом и предложил немедленно заткнуться.

            - А будешь орать, - прибавил он, не повышая голоса, – я расшибу твой телефон об твою же башку. Попробуй-ка ещё вякни.

            Хозяйка завращала на него глазами, но, подумав, решила угомониться. Отодвинувшись в сторонку, она наблюдала за всем происходящим.

            А тем временем Роману удалось, наконец, сесть, хотя и не без помощи Елены. Сидя на земле, бледный и жалкий, он водил по сторонам затуманенным взглядом. Тогда как Елена металась между ним и Крапивиным, как бы пытаясь их помирить. Всё это, впрочем, было лишнее.

            - Однако, у вас удар, скажу я вам! – с восхищением хмыкнул Павел, тронув Крапивина за плечо. – Да вы не переживайте, ничего страшного. Вот немного посидит и очухается. Подумаешь, челюсть. Ну пососёт кашку через тряпочку, зато вперёд будет умнее. В конце концов, он же сам напросился, кто ж ему виноват. Верно я говорю? – обратился он с нажимом к хозяйке. – Я говорю, он ведь первый полез?

            - Да, да, конечно, - с готовностью пролепетала та, отступив ещё на шаг.

            - Вот то-то же, - усмехнулся Павел. – Ну, идёмте же, - подхватил он Крапивина под руку, – нечего нам тут? А то эта дура, - прибавил он в полголоса, - и впрямь вызовет милицию, а нам лишние хлопоты ни к чему.

            Напоследок он вернул хозяйке телефон, настрого предупредив её, чтоб она держала язык за зубами. Впрочем, он мог бы её и не предупреждать - та и без того была напугана до смерти.

            - Погодите, - сказал Крапивин, высвободив руку.

            Он подошёл к Елене, которая склонилась над Романом и что-то тихо ему выговаривала.

            - Леночка, послушайте, - начал он. – Я не хотел, ей богу, не хотел. Я...

            Она резко повернулась и посмотрела на него с такой укоризной, с таким жалобным выражением, что он смешался.

            – Ну кто ж мог подумать? - пробормотал он. – Я как-то машинально...

            - Я вас ни в чём не виню, - сухо отозвалась та. – Но вам бы лучше уйти. Уйдите, пожалуйста, я не хочу вас больше видеть.

            - Уйти? - Крапивин потоптался на месте, потом развернулся и вышел из кафе, сопровождаемый Павлом.

            - Чёрт бы меня побрал! – бурчал он, шагая по пустынной набережной. Павел немного поотстал. – Доигрался, нечего сказать, Дон-Жуан хренов! Вот так тебе и надо. - С каждым шагом в нём закипала злость. - И этот тоже... я ведь мог его покалечить, если ещё не покалечил. Проклятье! А она-то какова!.. Я же ещё остался и виноват...

                Продолжение: http://proza.ru/2010/07/24/197