12. Время и вечность

Владимир Кузьмин Гн
Опоздание -  «испорченное»  время.


Резерв  времени  -  это  презерватив  от  спешки.


Сожаление – преступление против  времени.
Зависть – преступление против  пространства.


      Ожидание -  миниатюрное  расставание,  точно  так же,  как  сон  -  миниатюрная  смерть.
    

«Потом…»  -  потомок  времени.


      Спешка  во  времени  -  дорогостоящее  занятие. Чем  больше  спешишь,  тем  больше  отдаёшь  отпущенного  тебе  будущего.


      Бездна  времени  впереди  устрашает  нас  гораздо  больше,  чем  прожитое  нами  или  даже прожитое  всем  человечеством  во  всей  мировой  истории. Мы  патологически  боимся  неизвестности.


      Время  течёт  непрерывно,  без  всяких  изломов  и  отсчётов. И  только  человеческое  честолюбие  разделяет  его  на  годы,  века,  тысячелетия …


      Иногда  нам  бывает  неудобно  перед  Временем,  мы  стыдимся  своего  прошлого  или  боимся  своего  будущего. Но  и  Времени  тоже  бывает  неудобно  перед  нами. Ужимки  Времени  воспринимаются  нами  как  воплощение  наших  чаяний  и  надежд.


      Время  собирает  ненужные  идеи  и,  словно  дворник,  выметает  их  в  отхожее  место  Вселенной. Поэтому  на  Земле  так  много  идейного  мусора.


На  всём  есть  печать. Даже  на  самой  печати  есть  печать  Времени.


Время для каждого  есть  линейный ответ нарастающему зову его бытия.


      Время, как и вода, присутствует в каждом человеке, образуя в нём «частное время», оно  такое  же  живое. Группа людей, коллектив, сообщество со своими частными временами образуют некий временной кластер, в котором время течёт одинаково для этих людей. Наше общее «общественное» время состоит из великого множества таких кластеров – времён. Для одного или нескольких человек время  может  течь  медленно,  для других -  быстро;  здесь  оно  давит  на  человека,  а  где-то,  наоборот,  вытягивает  из  лона  смерти и  забытья.


      ТАМ наверху времени нет. Есть просто последовательность событий, происходящих с той или иной душой, соотнесённая с мерой её нравственного и духовного роста. Время проявляется здесь в 3+1 пространстве, как мера соотношения трущихся друг об друга различных судеб и жизней. Время имеет место для конкретного человека, погружённого в общество, и каждый человек соизмеряет своё время с «общественным» временем.


      Люди  живут  одновременно,  но  в  разное  время. Для  одних  ночь, для  других  уже  день. Есть  время  абсолютное, и есть  время  относительное. То  время, которое  нам  нужно - относительное,  а  то  время,  которому  мы  нужны -  абсолютное.
      Так  мы  витаем  между  суетою  и  безвременьем.


      Время  производит  отсчёт  и  «отстрел»  суеты. С  каждой  минутой  суеты  становится  всё  меньше  и  меньше. С  возрастом  человек  от  мелочного  и  второстепенного  переходит,  наконец,  к  главному  и  основному.


      Болезни,  удачи,  сама  судьба,  наконец, -  всё  зависит,  в  конечном  счёте,  от  взаимоотношений  со  Временем,  а  в  перспективе,  и  со  всей  Историей,  в  которой  наши  жизни – только  пыль  на   ветру.


      Когда  вы  чего-то  ждёте,  время  вокруг  вас  приобретает  особую  конфигурацию:  направленное  на  ожидаемое,  оно  становится  неподвижным,  как  столб. А  окружающие  события  проносятся  в  ином  подвижном,  окружающем  времени,  общем  для  всех,  как  вихрь – быстро  и  незаметно.


      Речь  и  время  тесно  взаимосвязаны  между  собой. У того, кто  быстро  говорит,  частное  время  движется  быстрее. Строго  говоря,  по  темпу  речи  человека  можно  косвенно  определить  темп  течения его  частного  время. Мысль человека формируется мгновенно,  но то, как она  высказывается,  указывает,  каково  собственное  время  человека.


      Когда  я  чего-то  хочу,  разве  я  не  заставляю  своё частное время  оставаться  возле  меня  в  недоумении? И  когда  я  чего-то добиваюсь,  разве я  не  заставляю  его  бежать  впереди  меня  и  расчищать  моей  воле  дорогу?


      Это  само  по  себе  удивительно:  течение  секунд,  минут,  часов,  суток,  лет  и  столетий  происходит  одновременно  в  любом  месте  земного  шара.  Найдётся  ли  такое  место  во  Вселенной,  в  котором  течение,  к  примеру,  минут  происходило  бы  в  направлении,  противоположном  течению  лет?


      Когда  мы  идём  по  лесу,  можно  сказать,  что  лес  сопровождает  нас  как  одно  единое  целое.   Он  «идёт»  вместе  с  нами  до  тех  пор,  пока  дорога  не  выведет  нас  за  его пределы. Точно  так же,  когда  мы  идём  по мосту,  он,  как  целое,  сопровождает  нас, он  "идёт  вместе  с  нами",  пока  не  закончится. Так  протяжение  в  пространстве  сопровождает  нас  в  протяжении  во  времени. Это  и  есть  ощущение  времени,  оно  «перпендикулярно»  ощущению  пространства.


      Ты  был  таким-то  и  был  с  теми-то. Через  минуту  ты  можешь  быть  с  другими  и  проявить  себя  в  новом  качестве. Кто-то  изменяющий твою судьбу  оторвал  от  твоего  бытия  то  прошлое,  которое  только  что  было  и …  выбросил  в  мусорную  корзину. Навсегда. Ты даже не успеваешь дать имя произошедшему. Время всемогуще.


      С  появлением  всё  новых  и  новых  людей  в  твоём круге общения  количество  суеты  не  уменьшается,  а,  напротив,  увеличивается. Время  уже  не  успевает  пожирать  суету,  оно  задыхается  от  нашей  простоты  и  поворачивается к происхождению событий.


      Человека посылают Высшие Силы в то самое время, в которое, став кем-то, он смог бы истребить свои недостатки, и только в этом времени и ни в каком более. Время жизни человека обусловлено его собственными грехами и пороками.


* * *

Минувшее  упорядочивается  воспоминанием,  а  настоящее – вниманием.


Прошлое  чужое  или  родное  в  той  же  мере,   как  будущее  неизвестно  или  ожидаемо.


Прошлое  мы  помним  благодаря  опыту,  в  нём  приобретённому.


      Окно – частичка  будущего. Нашего  присутствия  за  окном  ещё  нет,  а  мы  в  него  уже  смотрим.


      В  прошлом  времени  нет,  есть  только  информация  о  нём. Сказать:  «Это  было  в  таком-то  году…», - значит,  не  погрузиться  в  то  время,  а  просто  высказать  информацию  о  нём.


      Настоящее  кажется  бессвязным  и  хаотичным,  но  как  меняется  всё,  когда  отсюда  смотришь  назад в  прошлое. Как  всё  филигранно продумано  и  без  участия человека!


      Настоящее  кажется  бессвязным  и  хаотичным,  но  насколько  упорядоченным  и  справедливым  оно  видится  спустя  много  лет?  Время  похоже  на  няньку,  которая  возится  с  нами,  вопреки  нашей  прихоти.


      Настоящее  не  может  быть  завершено,  потому  что  ему  тотально  не  хватает  прошлого. А  прошлое  страдает  извечной  неполнотой,  ибо  проистекает  из  вечно  пополняющегося  настоящего.


      Прошлое  имеет  одно  интересное  свойство -  оно  подготавливает  человека  к  жизни  в  настоящем. Иногда  будущее  вторгается  в  размеренный  уклад  прошлого,  тогда  человек  оказывается  не готов  к  резким  переменам  в  своей  жизни.


      Каждый  предмет,  который  окружает  нас,  имеет  свою  историю,  свой  момент  создания,  рождения. И  поскольку  все  предметы  произведены  в  разное  время,  то,  сопоставляя   со своим  взглядом  некоторую  шкалу  времени,  можно,  переводя  взгляд  по  вещам  в  комнате,  мысленно  переноситься  от  одного  времени  к  другому. Это  перенесение  в  другие  времена  особенно  плодотворно  и  приятно  в  лавке  антиквара. Настоящее   в  соответствии  со  вниманием  человека кочует  от  одного  сиюминутного  времени  к  другому. Можно  сказать,  что  настоящее  по  своей  сути  монотонно  тогда,  когда  взгляд  человека  непрерывно смотрит  на  только  что  образованное.
      Прошлое  фрактально  вставлено  в  тетиву  настоящего. Последняя,  распрямляясь,  в  итоге  даёт  нам  многообразие  мира,  гораздо  большее,  чем  мы  сами  заслуживаем. 


      Вечером было ещё не больно от завтрашнего дня, который только ещё наступит. Выпил сто грамм коньяка, и вроде бы всё хорошо сегодня  здесь и сейчас рядом со мною и возле меня. А на следующий день будет уже другой день, и не будет того «хорошо», которое было сегодня со мною и вокруг меня. Всё течёт, всё изменяется. Мы голые стоим перед тем, что нас ожидает завтра.


      Сожалеть о минувшем  не  стоит,  потому  что  нельзя  уже  ничего  поправить. Время  интересно  само  по  себе,  в  отношении  минувшего  оно  парализует  волю. Человек  не  в  состоянии  ничего  уже  изменить,  его  воля  парализована  всемогущим  Временем.  Сильные  духом  могут  путешествовать  в  прошлое,  их  воля  сильнее  их  времени.
 
 
       Слой за слоем режу своё настоящее поэлементно. Вблизи оно незаметно, но стоит отойти от него куда-то вдаль, оно настолько тонко и так легко обдувается ветрами. Вот почему настоящего-то, по сути, нет. Есть постоянное предвкушение будущего, которое мы делаем сами ежесекундно, всегда.   


      Прошлое, равно как и будущее, кардинально отличается от настоящего отсутствием полноты присутствия. И даже если будем говорить о чём-то в прошлом или о наших планах на будущее - всё равно сказанное будет в той или иной мере неполным и ущербным, связанным только с воспоминаниями или с мечтами. Настоящее таково оттого, что всё существующее  мы осознаём в полноте своего собственного присутствия.


* * *

Избыток  вечности  -  всё  равно  вечность,  а  избыток  времени  -  от  деяний  духа.


      Вечность   есть  "поздно"  для  каждой  минуты  в  отдельности. Такое  опоздание  каждой  минуты  есть  квант  вечности,  несоизмеримый  со  временем.


      Никакой  вечности  нет,  даже  когда  мы  думаем  о  ней,  мы  всё равно  пребываем  во  времени. Вечность  сродни  Богу,  она  есть  нечто  запредельное,  что  не  имеет  свойств,  и  о  чём  мы  можем  только  догадываться.


Вечность  страдает  забвением.


      Мы  хотим  понять  суть вечности,  словами  подчёркиваем  своё  неизменное  желание  понять  её. А вечность  удаляется  от  нас  по  мере  того,  как  своими  колкостями  мы  потешаемся  над  нею. Мы  думаем,  что  постигли  суть  времён,  а  на  самом-то  деле   ещё  дальше  углубились  в  темноту.


      Когда  мы  не  думаем  о  времени,  мы  сопричастны  Вечности. Когда  же  справляемся  о  времени,  мы  отделяемся  от  вечности  и  тем  самым  всякий  раз  приближаемся  к  смерти.