Авангард модернизма или авангардизм мошенничества?

Эраст Сухановский
Во т закончил. Читайте и наслаждайтесь.

        Авангард модернизма   или  авангардизм мошенничества?

Или: Как за 5 минут отличить современного художника от арт-афериста. Практическое руководство.

        Когда мы, всуе, говорим «авангард», вряд ли мы задумываемся: «а чего авангард–то?» Как чего? Понятно чего. Авангард, он – модерна, не  стиля а в смысле основ модернизма. Он же: передовой край современного искусства – если совсем просто. Простите за трюизм, но отнюдь не всего искусства. Вот в этом-то вся тонкость! Считать авангард - модернизма  авангардом  всего искусства в целом можно – но не нужно. У «всего искусства» свой авангард. И это отнюдь не современное искусство, точнее  –  не только оно. Я умышленно не назову ни одного примера. Это любое актуальное искусство, оказавшее неоценимо-неоспоримое влияние на всю последующую мировую культуру. Короче всё, что актуально и предельно ценно –  то и есть в культуре Передний Край.
        Но так говорить не принято, ибо в культуре не принято возвышать все, что культурно  –  одно над другим, одну культуру над другой или что-то продвигать на передний край, а что-то в отстой. И если совсем понятно: это и означает  –  вести себя не совсем культурно.
        Короче, как не крути, авангард он – модерна, и только модерна. И если авангард, выглядит «не совсем понятным» для «не совсем понятливых», в общекультурном потребительском аспекте, то в аспекте современного искусства (модерн) он чист как стёклышко – ясней не бывает. А иначе: как вы поймете, что купили авангард, а не залепуху какую-нибудь? Правда, же! Или не напрасно заплатили за билет на выставку… 
 
        Репин и Пикассо

        А всё же! Где, примеры, доказательства? А вот они. Возьмём для примера известного испанского модерниста Пабло Пикассо. Когда смотришь на его «Плачущую женщину» - эскиз к Гернике, на первый взгляд не всё понятно какие-то линии, кружева, передавленные пальцы с ногтями, зубы, волосы –  всё отдельно. Взгляд – как инструмент сознания ищет: «За что бы зацепиться?». Спасительная интуиция подсказывает: «Ну-ка! А что там в подписи?» Ну, вот теперь всё понятно! На чистом и понятном  испанском языке написано: «плачущая женщина».  Отходим, прищурившись, и видим: действительно женщина и действительно плачущая. И какая женщина. И как плачет! Видим –  цыганка или испанка в мантилье и с воланами на одежде. А художник такой добрый и так ей сопереживал, что забыл напрочь всю школу академизма. А мы авангард-авгангард… Все понятно! В принципе  – тем более.
        А теперь представим, если бы нашему замечательному великому Илье Ефимовичу представилось написать картину маслом с таким же названием. Ему превосходящему  по выразительности импрессионистов. «Одним мазком», в одно касание, рисующему похожий портрет любого члена дореволюционной государственной думы. Натурально блестящие в глазу и текущие по щеке слезы у него получились бы, вне сомнения, как и реалистические эмоции, благодаря блестящему знанию анатомии лица. Вся картина была бы наполнена натуральным солнечным светом и цветом натуральных материалов. Но при всей любви и преклонением перед его мастерством, скажу: зрителю пришлось бы домыслить очень многое на эмоциональном плане.  Читай: по эмоциональному воздействию Репин сильно бы проигрывал Пикассо. Задача искусства что-то передать от автора к потребителю. И это закономерно – культура должна развиваться и двигаться поступательно. Стало быть, первый миф о заумности и недоступности авангардного искусства для меня рухнул. Авангард следовало бы придумать, если он не возник сам. Зачем? Для того, что бы расширить возможности выразительности искусства.               
       
        "Черный квадрат" Малевича

         Ну, был я на выставке, ну видел и «квадрат» и все остальное... Мне все очень понравилось. И крестьяне с сахарными головами. И супрематические композиции напоминающие процесс монтажа космических станций в невесомости задолго до первого искусственного спутника земли. Но больше всего мне понравилась таблица формата А0, где на ватмане Казимир чертит таблицу с подробнейшей классификацией современного изобразительного искусства того времени.  Малевич это Эйнштейн от живописи напополам с Менделеевым. Малевич, прежде чем прийти к своему квадрату, много работает, подражая многим современникам и предшественникам и развивая свой собственный супрематизм.  Кстати, квадрат у него он не один. Их несколько было. Не только на этой выставке. И с супрематизмом и без. Любит автор квадратики. От этого всего творчество профессора Малевича только понятнее, поскольку - закономерно.
         
         Остап Ибрагимович сердится.

         Если Вы думаете, что эта статья о живописи и художниках - Вы ошибаетесь. О художниках написано множество литературы. Вот именно, эта статья - о литературе. Просто на художниках получится нагляднее. Поэтому оторвемся от художников и вернёмся в литературу. Но литературу возьмем не модернистскую, а классическую - что попроще. Жанр приключенческой сатиры. Но от художников далеко уходить не будем. Авангард пока у нас будет не стиль, а тема произведения.
         Ильф и Петров.    Остап Ибрагимович садится на агитпароход: «Эй Вы, толстенький! Вам нужен художник?». Вспомнили? Улыбнулись. Идем дальше.  Модерну 3-й  десяток, а уж авангарду в нем и того меньше. Но как уже общество заморочено и оглуплено на нём. Все убеждены, что авангард это нечто немыслимое и непонятное, если Вас не сразу сдают в милицию по соответствующей статье столь чтимого Остапом УК РСФСР, а под белы рученьки раздосадовано ссаживают на берег. И при этом Вы можете с полным правом интеллигентно так орать: «Вы меня не понимаете! У нас с вами разные взгляды на искусство! Даешь свободу творчества!»
        В этой сатире реализм Ильфа и Петрова. Вообще Россия это - рай для модернистов и мошенников. Что не покатило бы в Испании у нас проходит. А ведь творят Испанцы  смелее, поскольку развитые народы понимают, что искусство для сердца, а не для мозгов. Понимают в чем музыка живописи и поэзия гитарного каприччо. А авангард не для того, чтобы «загрузиться непонятками» а, напротив, что бы что-то моментально почувствовать или понять и не что-то одно, а многое из разного. А не тупо: «уставиться как баран на новые ворота». Это подтверждают и лаконичная голубка позднего Пикассо и сюрреализм еще не очень старого Сальвадора Дали. В Испании Остапа просто бы выкинули за борт как разинскую княжну. Про Турцию из «Джентльменов удачи» я вообще молчу.
 
         Одноразовость белого холста

         Есть у Малевича одна работа. Называется она «Белый квадрат». Здесь он еще не дошел, но уже на грани горизонта более поздних событий авангарда. Множество художников так не нарушивших  многозначительную снежную целину белого холста пришли к мысли, что это и есть уже само произведение. Вот только совсем не многие осмысленно отважились это выставить на публику. И совсем не многих за это публично не освистали. А кого не освистали? Наверное того, кто не просто был первым в ленивой творческой наглости, а второго, третьего или десятого - кто попал на волну поисков нового в искусстве. Имя ему мистер Эпатаж, ибо настоящее имя этого неизвестного героя мне не известно. Хотя где-то что-то очень давно об этом я читал… Может в «Гинесс-рекорд-буке» что об этом написано?  А был ли подвиг? А заплатили ли ему,  хотя бы цену загрунтованного холста? Возможно всё же чистый холст в первую очередь это «просто Чистый Холст, народный прикол автор неизвестен», а затем уже, при определенных условиях, сомнительное произведение искусства.
         Тут возникает закономерный ответ. Что же объединяет весь авангард? А некий авангардизм - читай первенство. Он же: правило приоритета. Главное быть ПЕРВЫМ! Как в фотографии: кто первый навел рамку видоискателя на непонятную всем мазюльку - тот и - автор, тот и - художник. Опять - двадцать пять. Почему же «непонятную», что может сравниться в ясности, с чистым пустым холстом? Молчание.

         Молчание Ягнят.

         Вот родился модерн, который нельзя так называть, а можно называть только модернизм. Вот он породил первый осознанный «…изм». Импрессионизм, кажется. Мане, Дега… Поправьте меня те, кто разбирается лучше, здесь не важно. Затем, начал в модерне назревать авангард – тот, кому этот первый «…изм» уже не брат. И хотя мы выяснили, что: авангард это тот - кто первый. А кто первый тогда? А, ну их!  Пусть сами разбираются. Их первых - не поймешь. Идем дальше. Вот просочился модерн в архитектуру, вот ожил в какофонии новых музыкальных течений. А что литераторы, поэты? Ну, как они могли оказаться в стороне от раздачи пинков? Всем стало ясно, что довольно слов – пора действовать. Время «товарища Маузера» еще не пришло. Подобно тому как, сперва: наскандалили импрессионисты своими загадочно-расплывчатыми мазочками, а только потом на арену вышло более брутальное, при том более откровенное и даже логичное искусство.
         Так и в литературе. Сначала наш оригинальный Валерий Брюсов появился в «рамочке» символизма А. Белого.

         О закрой свои бледные ноги. /Валерий Брюсов/

         «О закрой свои бледные ноги» –  называется глава моего опуса. А как называется произведение? А так и называется – точнее ни как не называется. Это оно и есть – само произведение. При этом не важно, чьи ноги. Христа или, еще не ставшей на путь послушания веры, какой-нибудь изнеженной последовательницы первоначальной профессии Магдалины. Мужские или женские. Ведь ясно же всё. Просветлено как традиционное японское танку. Автор же не написал:      
         «закрой свои бледные ноги, О.,б» или
         «О зкрй св блдн нги.» или какую-нибудь туманную анаграмму, типа: 
         «Ои зарй свкои блеоодные нг, Онотоле)=)))%)».
         Автор в произведении просто, четко и ясно, на чистом русском литературном языке, пускай слишком символично (время Блока, Хармса и Маяковского еще не пришло) пишет: (цитирую, все произведение целиком далее в кавычках) «…». А! Лень цитировать. Смотрите сами в заголовок главы. Куда ещё ясней?

         Великий Критерий Понятности. Ясность - как выразительное средство.

         Как только мировое паблисити осознало что, состоялся (уже был) модерн(в смысле модернизм), который продвигается вперед посредством авангарда. От творческих личностей не стало отбоя… А вчерашний авангард от сегодняшнего отличаются степенью актуальности авангардизма. Наш Казимир Малевич был не единственный, кто в то время подражал неполной двадцатке первых «истов» и опробовал своей кистью неполную десятку первых «измов». Вернемся в Испанию. Юный Сальвадор Дали, еще не встретивший свою Галлу,  бродит по Европе выпивая за искусство под звуки цыганской гитары. Прямо из чайника стеклянного - «эль поррон» называется.  Какие только техники не пробует его кисть? Но вот что окажется важнее:  образы визуального сознания присущие только этому мастеру. Те, что как молодые шампиньоны сквозь асфальт,  уже пробиваются сквозь всевозможные «измы». А какие Дали опробовал «измы»? Да почти все. Легче перечислить в каком течении Дали себя не попробовал.  Наш Сальвадор ни куда не спешит. Его будущее, его авангардизм неумолимо приближаются к нему. И в то время, когда ИЗМатывающая гонка авангарда уже меняет порядок количества всевозможных течений и направлений, одно оригинальнее другого. Сюрреализм Дали находит свое блестящее воплощение не в непонятной мазне, не в плоском квадрате, а в объёмных матрицах висящих в пространстве нематериальных кубов, в вполне сверх реальном (фотореалистичном) изображении человека и его окружающего и внутреннего миров.  Авангардизм и понятность мастера совпадают по времени и выглядят гораздо яснее его же ранних экспериментов, которые тоже не назовешь через чур туманными.
         И все это мне очень нравится. Но и на старуху находит проруха. Великий гений почему-то постоянно сравнивает себя: то с Рафаэлем, то с Веласкесом. Не то что бы наш сюрреалист им в чем-то уступал. Возможно, даже и превзошел. Гению мало содеянного, ему мало умопомрачительной популярности и фантастических цен его холстов. Ему хочется снять свои полотна с постоянно перемешивающегося Переднего Края модерна и поместить их на вершину пирамиды станковой живописи. А скульпторы и музыканты с писателями что не люди? Я думаю, что даже сюрреализму не позволено считаться авангардом от мастеров возрождения, хотя у мужа нашей соотечественницы - Галы, скорее всего, было другое мнение. Ему простительно. Он всего лишь гений, а не критик-искусствовед для гениев.  Авангард - он только модерна. А время – расставит...

         Подытожим

         Изложим суть моей критической статьи в виде списка банальных трюизмов.
1. Авангард - он "модерна",  а не всего искусства. (термин "модерн" здесь использован в широком современном смысле, шире понятия "модернизм",  а , не стиль, не течение называемое на западе "ар нуво")
2. Авангард, как правило, не есть что-то заумное непонятное и загадочное.
3. Непонимание потребителем произведения не есть характерный признак авангарда, а скорее признак декоративного стилистического поставангардизма для среды интерьеров (внимание! это н е д о р о г о.) - в лучшем случае и мошенничества - в худшем. Вариант с тупым потребителем, будь он, хоть, генсек, король или б.О.М.Ж, здесь не рассматривается.
4. Искусство, особенно авангардное в принципе, может быть получено научно-логическим путем сопоставления известных ДОСТОВЕРНЫХ (и постижимых) данных путем бездуховного, но старательного комбинирования предшествующих в т.ч. более эмоциональных опытов. Цена же вопроса на совести оценщиков.
5. В авангарде главное авангардизм – быть первым.
6. Ясность быстрого восприятия основное и лучшее выразительное средство, достоинство и реальная культурная ценность авангарда. ИМХО(простите за сетевизм) признак мастера. Ясность - единственное, что  ставит авангард с модерном и остальной культурой в один ряд.


          Миф об интригующей загадочности искусства или потребность казаться непостижимо умным.

          Авангард уже стал обыденностью и нанесен на карту мировой культуры. Любителям и художникам авангардизма хочется продолжения банкета. А открывать-то уже не чего. Некоторые «измы» идут по пятому кругу. После Поп-арта и Оп-арта новые течения можно пересчитать по пальцам одной руки и это за 50 лет.
          А спрос? Спрос не падает. Спрос растет. Но это все начало перемешиваться и называется одним термином - постмодернизм. И непонятно то ли все проясняется, то ли наоборот запутывается.   
          Пожар авангардизма с наглядного изобразительного искусства перекинулся на остальные современные искусства еще в начале прошлого века. Проще всего музыке. Она была абстрактной, а после перехода в авангард такой и осталась. Поменялись ноты. Форма и её строение. Естественно сменилась эстетика. Авангардная музыка не противоречит ни одному из моих утверждений. А тех, кто не понимал музыки так и дальше её не понимает. Ему подавай песен да по-попсовей.
          Архитектура, дизайн, интерьер – начали с ар-нуво и уперлись в минимализм.
          Театр – в абсурд.
          Поэзия – от революционно-классического Пушкина  к революционно-авангардному Маяковскому и революционно-формалистическому Вознесенскому. Бродскому – нобелевскую. Высоцкому – вечную любовь народа.
          Проза – жанр такой, что полная заумь вполне возможна – правда читать это ни кто не будет. Человек может долго разглядывать: рисунок волн,  игру языков пламени, беспорядок день-ото-дня перетекающий в новостройку за окном. Но человек не будет вчитываться в:
1. Абстрактный набор символов, если там что-то не запрятано. Но это уже шарада, а не литература.
2. Чей-т+о болезненный бред, если там не запрятано что-то ясное и волнующее.
3. Поток сознания, если там, вдруг, не распахивается взору читателя интересная картина.
          Все эти «если» требуют, опять же, ясности ума, мышления и знания языка. А если автору дарована Богом ясность захватывающего чтива, то – «бреда», «набора» и «потока» не получится. А и не надо. Авангард он в другом. В чем угодно, только не в копиве и плагиате, тем более не в скучной однообразной бредятине.
          Но почему же все-таки наш читатель так заморочен на представлениях об авангарде. Можно все свалить на них: «Мол, вот взяли и обманули народ». Они - это государственные деятели совка – противники нового? А может сами художники подпустили интригующего тумана? А может заинтересованные  продавцы «бреда», «графомании» и «мазни» затеяли рекламную кампанию? 
          Я думаю, бред и загадочная заумь ни кому не нужны. Однако показаться непостижимо умным - это дорогого стоит. На это Вас и купили.
          Если Вы купили полотно Ван Гога за вязанку дров, а потом оказались обладателем состояния - это второй случай. А вот если Вы купили за хороший гонорар так и не постигнутую Вами мазюльку, которая потом так и сгнила на чердаке, так как перестала вписываться в декор очередного интерьера особняка…

          Несколько советов инвестору и не только.

          Эх, люблю я составлять всякие инструкции. От свободно-распространяемого ПО, до  нематериального культурного наследия. От танцев и вокала к чайникам и утюгам. 
          Просто родом я из Страны Советов и если не дам Читателю сейчас какой-нибудь простой-понятный-полезный совет, то просто места себе потом не найду.
          С одной стороны творческим людям надо помогать. Богатые иногда любят сорить деньгами. С другой стороны в искусство можно вкладывать деньги. Но любому человеку не понравится то, что его развели. Далее бесплатные вредно-полезные советы независимого критика: 

          Вредно-полезный совет ВРЕМЕНИ.
          Говорят: «Время все расставит…». Правильно говорят – на то оно и время. Но того времени, которое «все расставит» Вам ни кто не даст. Даже половинки. Но у Вас есть инструмент – воображение. Есть, есть - если Вы вообразили, что можете вкладывать в искусство.   
1. Мысленно перенесите работу в прошлое. Как будто она досталась вам по наследству. Потом в будущее. Представьте себя через 3 года в качестве владельца этой работы.
2. Если вы не поняли, не пытайтесь понимать. Расслабьтесь, отвлекитесь, короче попросите времени, рассрочки платежа. От «еще две минуты» до  «остальное - через 2 недели». Внимание! Во время этого теста не смотрите на произведение. Делайте вид, что смотрите на произведение, но наблюдайте  за продавцом. Скажите, что ни один профессор Малевич придет посмотреть на работу. Если хотите купить абстракцию, то должны понимать значение этого слова. Абстрагируйтесь от суммы, от цены, что бы её магия на вас не давила.
3. Если за любое время, которое у Вас было, Вы не чего не поняли, не Вы инвестор этого автора. Не берите это. Авангард яснее классики.
4. Поезжайте в место, где тусуются художники и купите палитру за 100$.

          Вредно-полезный совет ПРОСТРАНСТВА.
          Свита работает на короля. Место, где Вам хотят чего-то «впарить» работает на то, что бы Вы воспринимали непонятную мазюльку как офигительное произведение. Это может быть вполне естественное и безобидное место. Например, выставочный зал. Или салон-магазин. А может быть забрызганная краской мастерская. У работы будет какая-то рамочка и какая-то подпись.   
          См. выше, где там про воображение.
1. Мысленно принесите работу в другое место. К себе домой на лучшую стену. К себе домой на чердак под пыль. Если у Вас дома нет чердака, то на любой чердак. В Лувр, на худой конец в Эрмитаж.
2. Перед знакомством с картиной попросите  научить Вас знакомого художника каким-нибудь приемам: как щурится, как отходить, как делать рамочку из пальцев. Знакомого литератора… Знакомого дизайнера… Знакомого режиссера… и т.д. В этот момент следите за продавцом.
3. Если не помогло. Не поняли - не берите. Авангард яснее классики.
4. Поезжайте в место, где тусуются художники и купите палитру за 100$.


          Вредно-полезный совет про поллитру
          Можно сразу поехать в место, где тусуются художники и за 100$ купить палитру. Затем заехать в багетную мастерскую и сделать рамочку за 200$.  Так Вы получите непостижимую работу. Палитру надо выбирать старую, на 99% заполненную краской. Можно купить загрунтованный холст – обязательно вручную на подрамнике из толстых брусочков. Минимум 7х6 см. Размер подрамника не имеет значения – главное чтобы в багажник влезало. Вы же не положите это на обивку кресел. Если вы уже знаете хорошего багетного мастера – «типа-партрет-друга-на-день-раждения-адевал». Попросите подобрать багет, чтобы смотрелось «дорого и в стиле». Дорого не главное – главное «в стиле». Заплатите 300$
          Если Ваш багетный мастер хороший художник, который одевает багеты из житейских финансовых соображений, можете сразу ехать за поллитрой за 3 бакса. Купите 2 бутылки.  В автосервисе разрежьте болгаркой бутылку вдоль  пополам. Заплатите. Приклейте к  холсту и измажьте краской. Работу назовите «поллиттттра 0101000011». Вторую поллитру раздавите с художником. Художнику - 1000$. Если вдруг окажется, что это круто и дорого и до такого я додумался первый, честно будет прислать мне, как автору идеи 10% после удачной продажи на аукционе этой провокации.  Но это вряд ли. Идея-то «в воздухе висела». Стиль поп-арт – старо как мир. Поль Раушенберг.
          Гарантирую, людей из вашего круга Вы накормите непостижимостью искусства до отвала и сами наедитесь от пуза. Вот только я все секреты Вам уже раскрыл и, тем самым, дурак, испортил песню.

          Последний самый вредный совет.
          Идите учиться. Общаться с авторами, профессорами, людьми искусства. Понимаете в финансах? Когда-то не понимали. В тачках? В виллах? В заграничных курортах? И в искусстве дорубите не быстрее и не медленнее. А в чем не разберетесь – это не искусство. Заумь – она и в Африке мусор. 

          Ваш Аст Ев (Эраст Ахметгалеев (с) 01.02.12 Иркутск)    

в этой статье  термин "модерн" установлен   не в  устаревшем значении  как шрифт как стиль ар -нуво и  в архитектуре, а как  общее течение всего всего  искусства, как корень слова "модернизм".