Стержень никодима

Андрей Товмасян
                СТЕРЖЕНЬ  НИКОДИМА

                *
                Буду молча жевать однородную серую массу,
                Мышьих шкурок сушёных, растёртых в сухой порошок,
                И за пенсией скудной своею, пойду я в сберкассу,
                Говоря про себя – ничего, хорошо, хорошо…

                Снявши пенсию скудную, быстро покину сберкассу,
                И твердя про себя – ничего, хорошо, хорошо, -
                Буду снова жевать однородную серую массу,
                Мышьих шкурок сушёных, растёртых в сухой порошок.

                *

        Я привёл одно из моих старых стихотворений, датированное, примерно, 1996 годом. Итак. Я буду рассказывать о сберкассе, к которой я приписан, и о людях, работающих в ней.В этой сберкассе много достойных и прекрасных людей. Некоторых из них я довольно хорошо знаю, и давно на «ты». Но мало ли – кто с кем на «ты». Это ещё ни о чём ни говорит. Немного о себе. Одно из моих любимых занятий - дарить подарки, как знакомым, так и незнакомым людям, к которым я почему-либо расположен, или которые мне просто симпатичны. Дарить подарки, скажем, на День Рождения, или в какой-то иной праздник, как говорится, сам Бог велел. Но мне больше нравится дарить, или как я выражаюсь, «подгонять» эти мои подарки, в самые заурядные, будничные, ничем не примечательные дни. Обычно я дарю интересные книги, хорошую музыку, редкие кинофильмы и так далее. Подобные прецеденты уже имели место и кое-кто (не будем уточнять имена), может это подтвердить. Всех работников сберкассы я знаю по именам, поскольку на каждом из сотрудников висит изящная бирка с указанием фамилии, имени и отчества. Но, согласитесь, одно дело - знать имена сотрудников, а  совершенно другое, быть с ними, так сказать, запанибрата, - чего я себе сделать никогда не позволю. О улыбке. Все женщины, работающие в сберкассе, улыбаются клиентам, обходительны в обращении, что, несомненно, говорит в их пользу, и этот факт меня несказанно радует. Что такое улыбка? Улыбка – это начало всего, правильнее будет сказать - от улыбки зависит, если не всё, то, по крайней мере - очень многое. Улыбка легко может перейти в знакомство, знакомство - в дружбу, дружба - в любовь, или в какие-то иные отношения и т.д. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять это, вполне достаточно быть предусмотрительным человеком и ни на минуту не забывать, что знакомые запросто могут взять и раззнакомиться, друзья, не разлей вода, - навеки расстаться, а самая пылкая любовь - может обернуться вдруг чудовищной ненавистью. Но давайте не будем впадать в ипохондрию, сгущать и без того нашу мрачную инфляционную киноварь и мешать Гоголя с Гегелем. Вернёмся лучше к улыбке. Улыбка, какой искренней бы она не была, всё  же не является панацеей от бед. Помните, у Даниила Хармса – «и в глаза посмотрел со значением». Вот это «со значением», и есть настоящий подлинный контакт, могущий завести нас в такие запредельные дали, что дальше уже и ехать-то некуда. Оно, конечно, хотелось бы, но, к превеликому сожалению, всему в мире есть некий незыблемый предел. А вот если бы кто-то, к кому я расположен, посмотрел на меня «со значением», то, честно говоря, я не вполне ясно отдаю себе отчёт, к чему бы это могло привести. Мне кажется, я, скорее, разбился бы в лёпёшку, чем не сделал бы для этого человека всё, что могу сделать для него. Но сделать я могу лишь то, что имеет отношение к творчеству. Но зачем говорить о том, чего нет. Пока, между прочим, никто ещё не посмотрел на меня, ни просто так, ни «со значением», и вряд ли сделает это в ближайшие несколько десятилетий. Я никогда не клянчу ни у кого номер телефона. Кто захочет дать мне его, сделает это сам. Я никому не навязываю и свой телефон. Тот, кому я действительно понадоблюсь (правда, я не совсем ясно представляю себе, кому и зачем я  могу вдруг понадобиться) разыщет мой телефон и на дне морском. Мне хочется, чтобы мои читатели внимательно прочитали то, что я пишу, и сделали для себя некоторые выводы. Это касается не только улыбок, «взоров со значением», телефонов, но также и кое - чего другого, о чём я могу говорить лишь иносказательно и иносказательность эта рассеяна внутри моей прозы. Я уверен, - прочитанное читателем, весьма существенно поколеблет его прежние взгляды на жизнь. Я твёрдо придерживаюсь  моего жизненного правила: Нет телефона – нет человека.
 
                О  МАКСИМЕ  АЛЕКСАНДРОВИЧЕ  ВЕКОВИЩЕВЕ

       Примерно, два месяца тому назад, у меня завис компьютер. Я умею делать многое, но я не могу, чёрт возьми, построить атомный реактор или починить компьютер. Чего не умею, того не умею. Помощь, пришла совсем не оттуда, откуда я её ждал. Починить компьютер   мне помог мой новый знакомый. Я обязан назвать его имя. Это Максим Александрович Вековищев, молодой джазовый музыкант, прекрасно играющий на бас-гитаре. Он приехал    ко мне домой, вскрыл мой комп, некоторое время покопался в нём, и изрек - нужно ехать в одно место, расположенное неподалёку. Мы погрузили компьютер в сумку и съездили, вернее, сходили туда, где мой компьютер был починен за 15 минут. Самое удивительное в этой истории, что мне помог человек, которого я видел всего один раз в Джаз-Арт-Клубе. В то время он был для меня просто знакомый. Это уже позже мы сделались хорошими друзьями. Разумеется, я подарил ему множество кинофильмов, в основном, джазовых. Фильмы я бы подарил ему  в любом случае, даже если бы он не сумел помочь мне. Хочу    сказать ещё вот что. Кто бы не приезжал ко мне в гости, неважно, мужчина это или женщина, музыкант или нет, без подарков от меня никто ещё не уходил. Не знаю, что полезного в будущем я смогу сделать для Максима Вековищева, но думаю, что-нибудь я обязательно придумаю.

                ДЖАЗ - АРТ - КЛУБ

       Джаз-Арт-Клуб. Адрес: Метро «Проспект Мира». Выход к Олимпийскому Спорткомплексу. Кафе  «Олимпиада – 80». Подняться на второй этаж. Вход бесплатный. Каждая среда. С 19.30. до 22.30. 14 июля 2010 года, в Клубе  я познакомился  с радистом  Денисом. Он оказался чрезвычайно разговорчивым человеком. Я пришёл  в клуб несколько ранее обычного, до джазовых выступлений оставалось около  двух часов, и мы с Денисом беседовали о разных жизненных перипетиях и прочих портеплюмсах, весьма щекотливого свойства. Беседа шла на эзоповом языке, полном запутаннейших иносказаний, и если бы   при нашем разговоре присутствовал посторонний человек, он решил бы, что слышит разговор двух умалишённых. То, о чём мы говорили с Денисом, ещё раз убедило меня в следующем: в нашем мире существуют некие, чудом уцелевшие могикане, напичканные знаниями, о которых нормальные люди не имеют никакого представления. Потом наш разговор переключился на творчество Высоцкого, и я с нескрываемой радостью узнал, мой собеседник любит стихи Владимира Семёновича. После этого я прочёл Денису несколько своих стихотворений, как старых, так и новых. Денис сказал, что подобных  стихов он  не слыхал никогда в жизни. Я не знаю, понравились Денису мои стихи или нет, но расстались мы добрыми друзьями.   

     P. S. Адрес  Джаз - Арт - Клуба я сообщаю для того, чтобы все желающие могли приходить и слушать джазовую музыку. Клуб работает каждую среду. Вход бесплатный.   
   
                15  Июля 2010 

                АНДРЕЙ  ТОВМАСЯН  АКРИБИСТ