беседы о деньгах, часть 11

Валерий Чернышов
В своих небольших обзорах я перебрал пока несколько вариантов того, куда же помещать деньги, чтобы сохранить их и преумножить. Как я уже писал, когда я работал в австрийской накопительно - страховой компании в Риге, я проводил лекции и там и у меня выработался уже шаблон.
Там время было сжато, и за два часа с лишним надо было не только подойти к главной теме, но и успеть погрузить слушателей в саму суть и преимущества того, к чему я там вел. Сейчас я не веду лекции, и мне очень нравится, что не надо торопиться и подводить к чему то. Сейчас можно просто рассуждать на эту тему.

Но опыт в ведении этих лекций я считаю бесценным. И бесценен он тем, что у меня была возможность спросить многих людей именно их мнение на этот счет. Ответы всегда были примерно одинаковыми, именно поэтому в разговорах с Азой я писал и про недвижимость, и про банки, и так далее. Сейчас пусть она отдохнет дома с родителями, а я напишу еще об одном виде инвестиций и вложении денег, это бизнес.

Напомню, что задавал вопрос я всегда примерно одинаково - что бы вы сейчас сделали с внезапно появившимися деньгами, скажем, тысяч сто евро, чтобы их сохранить и по возможности преумножить на перспективу 25 лет.
На первый взгляд, вы скорее всего думаете так же, как и я тогда.
- если мне попадутся такие деньги, я не дурак, уж я то нашел бы им применение, главное, попадись они мне в руки. И что самое поразительное, что кажется самым простым, оказывается сложным. Именно практика доказывает, что как раз, когда такое случается, все умные мозги человека улетучиваются. Что далеко ходить, как я машину купил тому подтверждение. Ведь, как выясняется, мы УЖЕ владеем ими, только не видим их (деньги).

Статистика, это вещь упрямая, против нее не попрешь. И как раз именно статистика и говорит о том, что человек уже либо богат, либо беден. И когда бедный получает много денег, выигрыш в лотерею или другие деньги, он их обязательно в сравнительно короткое время потеряет. А богатый их сделает даже, если и не выиграет в лотерею. Следовательно, опять все решение и ответы внутри, а не снаружи. Американское статистическое управление проводило много исследований, одно из которых было как раз исследование в денежном отношении ста человек, американцев бизнесменов, которые основали бизнес. Из 100 человек, которые начали свой бизнес и бизнес не лопнул, к сорока годам 63 становились миллионерами. И к 60 годам только 3 из них сохраняли свое положение, либо увеличивали его. Можно долго говорить и рассуждать, но статистика вещь самая упрямая. Факты есть факты, против них не попрешь. Именно поэтому, выходит, что сохранить свое положение или деньги, важнее и труднее, чем их сделать. Тут даже спорить не о чем, тут простые факты, только арифметика.

Так вот вернемся к бизнесу. Сначала чем бизнес хорош, его положительные стороны.
- в бизнесе прибыль можно получить гораздо больше, чем сто процентов, можно часто и 200 и шестьсот, особенно лихо это делается в России и в тех странах, где система не так отлажена, как, в так называемом, старом свете.
- в бизнесе все зависит только от самого владельца, так как именно он ведет дела так, и с такими людьми, с которыми он сам принял решение вести дела. Тут уже не скажешь, что деньги отдал и ими не правильно распорядились. Тут сам вырабатываешь правила инвестиционного направления и инвестиционной политики.
- все самые большие богатства создавались всегда именно бизнесом, а не накоплениями, как иногда говорят продавцы банковских услуг.
- в бизнесе есть возможность проявить себя, полная свобода действий, проявить и таланты и фантазию.
- успешный бизнес, это прежде всего, свобода в действиях и образе жизни,
- допишите сами еще преимущества…

Но в тоже время, есть и недостатки.
 
Если я запутал не только слоника, но и других, то давайте коротко еще раз пройдем по предыдущей теме.
Американское статистическое управление, по крайней мере, когда Америка цвела, большие деньги тратили на исследования. И провели исследования финансовой жизни ста человек, которые стали бизнесменами, проследили их. И из ста человек по статистике, к тому времени, когда им исполнилось 40 лет, стало миллионерами 63. На остальных 37 человек уже никто не смотрел, интересует только успех.

И теперь речь идет о том, сколько из этих человек, к моменту достижения ими возраста 60 лет, сохранило свои миллионы. И вот тут как раз и вышла цифра 3 человека. То есть подавляющее большинство тех, кто добился успеха и заработал миллионы, потерял до достижения 60 лет.

Тут речь идет только о человеке. Не компании не бизнеса, а именно человеке. Ведь компанию можно продать, а остаться человеком богатым. Поэтому тут только человек, бизнесмен.

Я не буду глубоко вдаваться в подробности всего, что может случиться в бизнесе - сам сижу в кафе, разорившийся помещик.
Я скажу теперь только об основных недостатках, которые я увидел за время изучения вопроса бизнеса, как инструмента долгосрочного инвестирования, достоинства мы смотрели выше.

Самый главный недостаток, конечно же, это то обстоятельство, что бизнес трудно назвать долгосрочным финансовым инструментом. Прибыль - да, она возможна. Никто не гарантирует ничего в бизнесе, кроме возможностей. Поэтому прибыль возможна. Но если считать, что поставил бизнес и все, то это и есть начало заката, я знаю это не понаслышке. Я сейчас даже не буду делать акцент на том, что по той же статистике, из 10 открывшихся бизнесов, 9 в первые пять лет испытывают крах. Больше смотрю на человека, который представлял себе, что однажды поставив бизнес, он навсегда себя обеспечит и свою старость и своих детей. То есть расчет и надежды понятны. Сейчас, дети, я поработаю, а потом уже все будет хорошо. Сейчас вы меня видеть не будете, чтобы потом у вас все было.
В страховой компании у нас проводили такие тренинги, где приходили так называемые кочи, это дорогостоящие тренера по отношению к жизни и деньгам. И как раз они нам, преподавая, рассказывали, что даже очень серьезные люди рассчитывают на то, что они отойдут от дел, поставив заместителя. Плати ему зарплату, и он будет управлять империей, которая будет только расти. Это один вариант, а другой, это то, что все деньги переведут в активы в виде недвижимости, и тоже ничего не будут делать.

Конечно, сейчас моя задача не раскритиковать такой подход. Просто, следуя философии Декарта, надо все подвергать сомнению и пока есть время, придумать что-то уже сейчас, а не обнаружить потом только последствия.

Вопрос заместителя или управляющего.
Сам по себе вопрос мудрый. Систему нужно выстраивать, чтобы она потом работала без нашего активного участия. Но скажем прямо, это самый сложный вопрос. И сложен он не тем, что это сложное решение. Сложен он тем, что заместитель, это к сожалению, человек. Как жена для мужа, как секретарь или любой сотрудник для шефа. Хорошая жена (секретарь, работник) удваивает эффективность своего мужа, плохая уменьшает ее на половину. Тут нет никаких подколок жен, это ведь всем известные факты. Но как выбрать нужного человека на это место. И даже вопрос не в том, как выбрать, а вопрос в том, стоит ли рассчитывать на зама, и вопрос в том, что такой расчет, это больше иллюзия, чем реальность. Возьмем сейчас даже такой вариант, что человек очень ценный и на самом деле приносит пользу, бизнес цветет и развивается. Это самый идеальный вариант, но и он чем опасен.
1. Этому человеку надо достойно платить, а бизнес редко идет ровно.
2. Этот человек может уволиться, и пойти работать в более высоко оплачиваемую компанию. И в этом случае необходимо наше активно вмешательство в дело, которое мы считали для себя заверенным и сделанным.
3. Он может сменить и место жительства.
4. Сам бизнес моет претерпеть изменения и пойти не так, как планировали сначала. Но человек на зарплате или процентах, и опять может понадобиться активное вмешательство.
Я не буду описывать все, что может случиться, но смысл в том, что для того, чтобы рассчитывать на бизнес после активного участия, надо выстроить такую самодостаточную систему, что это удается тем самым трем человекам из ста. И именно поэтому это одна из причин, по которой не стоит даже рассчитывать изначально на то, что бизнес будет приносить стабильный денежный поток после нашего активно участия в нем.

Есть еще один основной недостаток бизнеса как инструмента долгосрочного инвестирования.
Есть такое выражение - единственный раб в доме, это его хозяин.
Почему так легко начать собственный бизнес, это точно так же, как начать спортивные тренировки. Пойди и начни, никто слова не скажет. Но сомнение заключается в том, что пока тренируешься, ты в форме, набираешь форму и накапливаешь мастерство годами, но когда останавливаешься в развитии, то неумолимо катишься назад.
Пусть не так быстро, пусть многие навыки остаются, но процесс неумолим. Стоячее положение бывает, но только не в бизнесе. По-моему, это еще сказал Карл Маркс, что если не идешь вперед, то катишься назад, не можешь стоять на одном месте. Конечно, это касается большинства сфер жизни, но сейчас речь идет именно о бизнесе.

Чаще всего, по моим наблюдениям, когда человек молод, полон надежд и сил, он делает рывок в бизнесе вперед, и потом достаточно успешно поддерживает его. Но проходят годы, и появляются две причины, которые останавливают рост человека. Первая, это то, что мы привыкаем к старым методам работы, а жизнь меняется. Хочешь быть постоянным - умей изменяться. Нет ничего рискованнее, чем держаться за старые методы работы, и не многие остаются гибкими умом, чтобы уметь изменяться.

Вторая причина, это, естественно уже нет столько энергии и физических сил, запала, огня. Это накопленные, так сказать, тараканы. У многих появляется и успевает развиться какой-то недостаток, который мешает работать.

Конечно, нет одинаковых ситуаций и нет ответа на все вопросы. Бывает, что у людей получается выстроить систему, что она постоянно приносит денежный поток. Бывает, что и энергии достаточно в шестьдесят лет, и что бизнес кормит потом, но посмотрите вокруг, сколько людей горят как Паниковский
- у меня дома были никелированные самовары, если бы не революция, Шура. Только слова после слов - если бы, у каждого свои. Кто-то говорит
- если бы я жил в нормальной стране,
- если бы не правительство,
- если бы меня не подвели, (подставили),
 Нет стандартов, но общие правила, все же, есть.

Именно поэтому, когда кто-то пишет или говорит об историях успехов, я начинаю думать, что результат настоящий будет не сейчас, а по достижении того, кто в успехе, шестидесяти лет. Был никто, стал миллионером, такие истории воодушевляют в основном мечтателей. Ведь в каждом падении есть зерно поражения, и в каждом поражении есть зерно победы.

Я не стращаю. Например, если инвалид раньше был обычным, и теперь на инвалидной коляске в результате несчастного случая, это не означает, что теперь все должны такими стать, как он, и бояться нечастных случаев. Но инвалид, как никто знает, что чувствует человек, когда теряет здоровье. Так и я могу сказать, что знаю, что чувствует человек, который потерял все. Не жалуюсь, но знаю что это такое.

И не пытаюсь вообще бизнес выставить в плохом свете, ведь я сам сейчас только и думаю каким бизнесом заняться. Для зарабатывания денег лучше бизнеса вообще трудно что-то придумать. Другой вопрос, что когда им начинаешь заниматься, надо иметь четкое представление, как будешь выходить, и самое важное, когда.

Получается, что бизнес, как долгосрочный путь вложения денег, трудно назвать лучшим  вариантом. Туда в топку, надо постоянно подкидывать дрова, и не обязательно в виде денег, а новых идей, подстраиваться к изменениям, думать о развитии и так далее. В бизнес, так же как в мельницу, постоянно должен дуть ветер. Перестанет дуть, и мельница остановится.