Государство и Церковь Статья из книги Этногенез и

Андрей Рюрик
Статья из "Словаря терминов" в книге "Этногенез и цивилизация".

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Взаимодействие с церковью было идеологической основой существования любого государства на протяжении столетий. В ХХ веке это взаимодействие изменилось, что породило идеологическую неопределенность во многих странах. Понять сегодняшнюю неопределенность можно только лишь проанализировав историю взаимодействия государства и церкви (как самой первой в истории идеологии), а также других религиозных и идеологических институтов общества.

    Рассмотрим историю этого взаимодействия на примере России (В других странах ситуация принципиальным образом не отличается).

    Государство как таковое на территории сегодняшней России (так же как и европейские государства) сформировалось лишь в Средние века. До этого взаимодействие различных племен Евразии осуществлялось вследствии общности природно-климатических условий (ландшафта). Однако, следует заметить, что вследствие первой в истории научно-технической революции (см. статью "Технологический взрыв") эти племена получили возможность экспансии на территории, расположенные за тысячи километров от первичного очага цивилизации (приручение лошади, добыча и обработка металла, строительство кораблей с помошью железных топоров, изобретение композитного лука и т. д.). Первая в мире ИНФРАСТРУКТУРА (быстрое перемещение в пространстве) была создана путем приручения лошади и строительства кораблей. Это стало возможным лишь благодаря добыче и плавке ЖЕЛЕЗА, из которого изготовляли и подковы и инструмент для строительства кораблей и изготовления композитных луков. Такие луки позволяли уничтожать живую силу противника одному всаднику на полном скаку в количестве нескольких десятков на за несколько минут. Без композитных луков дальние путешествия (даже на лошадях) были бы абсолютно невозможными.

    Сеть анклавов протоэтноса (Шумер, Египет, Хеттское царство и др.) была создана именно с помощью лошадей и кораблей. Выходцы из протоэтноса, основавшие новые цивилизации, при этом сами оставались в меньшинстве среди аборигенов (не только благодаря технологическому преимуществу, но и благодаря обожествлению бледнолицых и светловолосых пришельцев, т. е. созданию нового культа богов-царей, управляющих местным населением).

    Наряду с чисто языческими представлениями в протоэтносе существовала и монотеистическая религия - тенгрианство (см. статью). Однако она не была религией государства, из-за отсутствия  в протоэтносе самого государства (племенной союз - это еще не государство). Причины возникновения тенгрианства - опять-таки в своеобразии ландшафта в протоэтносе - бескрайняя степь, рождавшая понятие "бесконечность" и отражающееся в ней небо, не менее бескрайнее, чем степь.

    Интересно, что тенгрианские представления пришельцы принесли с собой и в анклавы, где они явным образом прослеживаются в первоначальных религиях Шумера, Египта, Греции, Рима (см. соответствующие статьи).

    Вследствие чрезвычайно высокой ЕМКОСТИ СРЕДЫ и плотности населения в Междуречье и в Долине Нила, скорость развития цивилизации выросла многократно по сравнению со скоростью развития в Волжско-Уральском регионе. Поэтому и проблемы становления сложно устроенных государств и взаимодействия между ними возникли гораздо раньше, чем в протоэтносе. (Последующее исчезновение этих цивилизаций - черезвычайно интересный вопрос, который отдельно рассматривается в книге и в данном словаре).

    Бесконечные войны между княжествами Ближнего и Среднего Востока возникли сразу же после возникновения самих этих княжеств. Эти войны - следствие родоплеменных отношений, присущих этим южным народам и сегодня. В известной мере эти конфликты гасились немногочисленным войском пришельцев, обладавших многократным военным превосходством (подкованная конница с наездниками, вооруженными композитными луками и стальными саблями). Заметим, что пришельцы пользовались только "импортным" железом с Южного Урала и Алтая и "импортными" композитными луками из Волжско-Уральского региона. Поэтому находки железных предметов или композитных луков в регионах Шумера и Египта - большая редкость. Однако в гробнице Тутанхамона были найдены стальные ножи и 200 композитных луков -  стратегический фараонский запас. Там же найдено более сотни различных скипетров - символов власти, вручаемых вассальным князькам при поставлении их на царство (см ст. "Скипетр").

    Однако, одной военной силы было явно недостаточно. Нужна была объединяющая религиозная идеология. На примере Египта видны попытки создания единобожия с помощью культа солнца (древний Гелиополь) либо культа бога Амона (древнеегипетские Фивы). Этот бог также приобрел впоследствии "солнечные" черты. Однако Амон "размножился" на несколько весьма разных "амонов" в разных номах Египта и, к тому же еще всегда окружал себя свитой чисто местных божков. В Междуречье и в Хеттском царстве продолжали действовать собственные боги, многие из которых также были заимствованы с севера (Ваал, Авеста, Астарта, многие хеттские боги).

    Поэтому религиозная реформа Эхнатона - введение единобожия была реальным шансом для создания сильных централизованных государств. Как известно, радикальная реформа Эхнатона закончилась его распятием. Руководившие распятием местные выдвиженцы запретили всякое упоминание различных имен Эхнатона, но с удовольствием переняли многие (но не все) нововведения этого фараона (см. статью "Матрица фараона"). Наиболее устойчивым новый культ единобожия оказался у египетских коптов, нубийцев и, конечно, в самой евразийской метрополии, где Эхнатона часто обожествляли и называли именем "Сварог" (см. статью "Сварог"). Имя Бога, которое провазгласил Эхнатон было им же самим позднее запрещено к написанию и произношению (см. ст. "Табуирование"). Однако, не все его последователи придерживались этого запрета. Так, на нимбах Иисуса Христа в России писали имя Бога, провозглашенного Эхнатоном - АТОН (либо ОТОН). На византийских иконах и фресках это имя отсутствует.

    Таким образом монотеистическое (т.е. не тринитарное) христианство в своих самых ранних формах распространилось в первую очередь на территориях протоэтноса среди многочисленных и многоязыких племен, входивших в протоэтнос. Причина тому: "Сварог-Эхнатон-Христос" - это НАШ ЧЕЛОВЕК! Это было первохристианство арианского, либо несторианского, либо митраистическог типа, когда люди воспринимали Сварога (Христа) как своего вождя (человека), обобщившего древнее тенгрианство (брак неба и земли) в своей знаменитой молитве "Отче Наш".

    Письменным выражением этой религии были Псалмы (молитвы к Единому Богу), значительную часть которых написал сам Спаситель (Сварог-Эхнатон-Христос) (подробнее см. в книге). Евангелия и Библия были созданы грекоязычными иудеями значительно позднее.

    Тюркоязычные племена в протоэтносе также были монотеистами-первохристианами (в ислам многие из них стали переходить гораздо позднее в знак протеста против навязанного Римом и Византией "растроения личности" Спасителя). Так на территориях протоэтноса начался РАСКОЛ (см. статью), завершившийся никоновским и петровским геноцидом населения. (См. также статью "Ислам").

    Вернемся ко времени образования русского государства. Еще очень слабое в административном отношении единство славяно-тюркско-угорских княжеств поддерживалось общей религией - одинаковым монотеистическим христианством. Именно общая монотеистическая религия объединяла разноязыкие племена с многоликим укладом хозяйственной деятельности.

    Так, Золотая Орда постоянно давала немалые деньги на поддержание русской монотеистической (т.е. не тринитарной) христианской церкви, а с князей часто брала налог на содержание ордынского войска, защищавшего Русь от чужестранцев. Таким образом, в этот период именно церковь, а не разрозненные враждующие княжества, объединяла Русь в единое целое. Лишь с постепенным возрастанием государственной централизации и утратой федеративного устройства роль церкви была ограничена Соборным Уложением XVII века. Во второй половине XIX века в России была сделана повторная попытка вернуться к федеративному устройству (организация земского самоуправления). Попытка провалилась по причине того, что единая религиозная идеология давно уже разрушилась под действием западных мессионеров еще в XIV веке, а "религиозный христианский плюрализм" по западному образцу в России также не состоялся. При Романовых римско-византийский тринитарный вариант христианства, как противовес общенациональному монотеистическому христианству укрепился в России настолько, что разбегание населения по разным религиям и идеологиям остановили лишь большевики, введя собственное "единобожие", за которое народу пришлось заплатить неимоверно высокую цену.

    Новые религии: ислам, тринитарное христианство, иудаизм, коммунистические "боги" и сегодня разрывают страну как "лебедь, рак, и щука". Введение в качестве новой идеологии культа потребления (хлеба, зрелищ и секса) - уже было апробировано в Древнем Риме и грозит неприятными последствиями. Единственный выход: вернуться к исходному единобожию, которое не является "верой", но знанием. Не нападая ни в коем случае на существующие родоплеменные конфессии). Суть единобожия выражена в псалмах, написанных Эхнатоном (см. ст "Псалмы") и других его текстах (www...............).

    Действительно из научных археологических и культурно-исторических исследований мы знаем, что основатель единобожия - действительно жил на земле "во плоти и крови". Знаем различные его имена в разных цивилизациях. Знаем, что христианство, ислам, иудаизм и многие другие религии - следствие жизни и деятельности этого человека. (Подробнее см. "Матрица фараона"). А что касается космогонии - научных, либо религиозных представлений о создании вселенной - то это дело конкретных наук и конкретных религий - каждому - свое (см. статью "Космогония").

    В Западной Европе процессы взаимодействия государства и церкви происходили в общем-то по тому же сценарию, что и в России. Главное отличие заключается в том, что в XVI веке в Европе сформировался христианский плюрализм (католики-протестанты), который способствовал развитию федеративных принципов внутри государств и развитию рыночных отношений, заменивших собой крепостное рабство.

    В России в том же XVI и начале XVII века наблюдалась сходная тенденция. Однако, она была жестко остановлена патриархом Никоном и царями Алексеем Михайловичем и Петром I. В результате Россия была отброшена назад на 200-300 лет. Однако сильно расстраиваться по этому поводу не стоит. Обмен технологическими и научными достижениями между странами сегодня стал практически неограниченным. Примеры Китая, Японии и Южной Кореи ясно показывают, что умелое использование уже имеющихся во всем мире инноваций гораздо выгоднее разработки их собственными силами. Эти страны показывают, что для успешного развития нужна лишь правильная национальная идеология. В Европе и США с этим гораздо сложнее, а в России - и подавно. Какая идеология нужна сегодня России, вдумчивый читатель может сообразить сам, используя, в частности, материалы представленные в этой книге и в данной статье.