Дневник репатриантки. Окончание

Нина Рождественская
«ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ, ВОТ МОЙ ДОМ РОДНОЙ,,,»

Я приехала в Ганей-Авив, прошлась по его немногочисленным улицам, останавливаясь около досок с объявлениями. Сдавались только трехкомнатные квартиры. Не солоно хлебавши, я вернулась в Ашкелон. Заканчивался срок моего квартирного договора, и нужно было на что-то решаться. Без всяких надежд я включила Интернет, нашла сайт «Ганей-Авив» и стала читать доску объявлений, которая давалась на этом сайте. Неожиданно я увидела объявление, что сдается комната на крыше. Я тут же позвонила хозяину объявления. Он сказал, что хотя желающие снять квартиру есть, пока договор ни с кем не подписан. Мы договорились о встрече на следующий день.
Год назад я собиралась в Ганей-Авив, и мне говорили о варианте комнаты на крыше, но я легкомысленно заявила, что я не Карлсон, чтобы жить на крыше и даже отказалась поехать посмотреть, что же это такое. Теперь же я, что называется, «кусала локти»: та «крыша» стоила тысячу шекелей, а эта – полторы тысячи. С вводом в действие в Ганей-Авиве железнодорожной станции, жилье там ощутимо подорожало.
На следующий день я довольно быстро нашла нужный адрес. Дверь мне открыл сравнительно молодой мужчина, в длинном домашнем халате. Во всей его внешности чувствовались одновременно вальяжность и любовь к сибаритству. Квартира на крыше, собственно, была продолжением хозяйской квартиры. Дело в том, что по первоначальному проекту Ганей-Авив застраивался шестнадцатиквартирными трехэтажными домами. Хозяева последних этажей имели опцию на «крышу», с которой каждый поступал согласно своим возможностям и желаниям. Иные хозяева не делали ничего, но таких было немного. В основном, крыша использовалась на полную катушку. Здесь строились крохотные квартирки, а на оставшемся свободном пространстве устраивался сад и место для отдыха. На крышу вело две лестницы: одна, деревянная – из квартиры хозяина, и вторая, обыкновенная – представляла собой выход на дополнительный четвертый этаж. Мы поднялись с хозяином, которого почему-то звали Мишель, по обычной лестнице через подъезд, и оказались в маленькой уютной комнатке. Комната была меблированной и напоминала гостиничный номер: шкаф, стол-сифрия, диван. В небольшой нише – кухонный уголок и дверь в ванную комнату. Комнатка была чистенькая и если не сияла, то уж точно блестела. Мишель признался, что недавно сделал ремонт. В комнате была еще одна дверь. Она открывалась в малюсенькую прихожую, где располагалось еще две двери: одна – в хозяйскую квартиру, а другая – на крышу. Хозяин открыл эту последнюю дверь и я, буквально, потеряла дар речи. Просторный балкон, примерно, метров тридцати, представлял собой сад на крыше. За все время моих постоянных странствий, я только однажды, в Рамат-Гане, снимала комнату с балконом. Но тот балкон был доверху завален вещами и скорее напоминал склад, чем место для отдыха. Здесь же все было подчеркнуто чисто, аккуратно и красиво. Мягкий свет пробивался сквозь крышу, красновато-кирпичного цвета. Солнечные блики заходящего солнца запутались в листьях двух пальм и цитрусовых деревьев, с маленькими зелеными блестящими плодиками. Росли здесь  еще какие-то зеленые насаждения и цветы – взгляд сразу не фиксировал деталей. Напротив «сада» стоял большой пластмассовый стол с такими же стульями. Еще на крыше было три хозяйственных шкафа, один из которых  был обещан мне. Несколько даже обалдев от свалившегося на меня великолепия, я тут же согласилась заключить договор. Мы спустились по деревянной лестнице вниз, в хозяйскую квартиру, и я сказала, что 1500 шекелей для меня многовато. Мишель тут же согласился скинуть 150 шекелей. Принимая во внимание, что в квартплату входила арнона* и плата за уборку подъезда, я примерно и получила ту вожделенную1000 шекелей, которую хотела платить.
Когда я уже собралась уходить, хозяин предложил еще раз подняться на балкон. Солнце уже зашло, и Мишель включил балконное освещение. Круглые белые фонари, установленные снаружи балкона, заклубились молочным белым светом, создавая атмосферу уюта и романтики одновременно. Я смогла только тихо произнести: Ах! Мишель был явно доволен произведенным эффектом. По срокам мне нужно было переезжать через две недели, но хозяин был согласен подарить мне эти недели, как  матану*. Однако все складывалось настолько подозрительно хорошо, что я решила не злоупотреблять хозяйской добротой. Кроме того, нужно было еще собрать вещи.
Так я оказалась в Ганей-Авиве, где живу до сих пор.

Город Лод – «Воздушные ворота Израиля»

Ганей-Авив – это один из новых районов города Лод.

Историческая справка: Город Лод имеет богатое историческое прошлое. Это один из древнейших городов Израиля. У него исключительно благоприятное расположение в центре страны. Он находится в пятидесяти километрах от столицы Израиля Иерусалима и в двадцати километрах от Тель-Авива. Благодаря аэропорту им. Бен-Гуриона, город Лод превратился в посадочную площадку государства Израиль.
Лод впервые упоминается в ХУ веке до нашей эры в списке городов, завоеванных египетским фараоном Тутмосом Третьим. Согласно Библии, Лод построил Элпаал, один из сыновей Биньямина. С возвращением изгнанников из Вавилонии, город снова был заселен евреями. После разрушения Второго храма, город служил резиденцией Синедриона и был одним из центров еврейской учености. Когда римляне подавили восстание Бар-Кохбы, они изгнали евреев из города и заселили его язычниками. В византийскую эпоху в городе жили христиане, переименовавшие город в Георгиополис, в честь святого Георгия, который, согласно преданию, был здесь похоронен. Побывали здесь и арабы, и крестоносцы. Когда город был взят Саладином, в нем вновь появились евреи. При турках Лод пребывал в запустении, евреев в нем почти не было. После Войны за независимость в городе поселилось много репатриантов из разных стран.
За все время своего существования Лод знал периоды расцвета и упадка. И все из-за многочисленных войн, которые происходили на его территории и постоянной смены правлений: евреи, греки, римляне, крестоносцы, арабы, турки – все они побывали здесь, при этом, или превращали город в цветущий сад, или разрушали его дотла. Раскопки открыли в Лоде пять культурных слоев. Здесь сохранились две старинные мечети. Над предполагаемой гробницей святого Георгия в У1 веке была воздвигнута базилика, на руинах которой крестоносцы построили церковь. Нынешняя церковь святого Георгия была восстановлена в 1870 году.
В Лоде имеется немало достопримечательностей, большинство из которых находится в старинной, исторической части города. Ган-Шалом (сад мира – иврит) – место, в котором сосредоточены святыни трех религий, отображающих историю Лода: синагога Шаар а-шамаин (врата небес – иврит), мечеть аль Омара (1268год), построенная при правлении султана мамлюков Бейбарса, а также церковь святого Георгия. Есть здесь и другие достопримечательности, как, например, железнодорожная станция времен Оттоманской империи – станция а-Лид, рельсовые пути которой были проложены в 1892 году и связывали Яффо с Иерусалимом. В 1996 году, случайно, во время строительных работ по расширению шоссе в районе улицы Халуц, была обнаружена прекрасно сохранившаяся мозаика. Мозаика в Лоде – одна из наиболее впечатляющих и хорошо сохранившихся среди одиночных мозаик, обнаруженных в Израиле. Ее размер 10х18 метров, она датируется концом третьего-началом четвертого столетия. Эта находка указывает на значение города в период Римской империи.

Благодаря непосредственной близости города от аэропорта Бен-Гурион, Лод иногда называют «Воздушные ворота Израиля».
Международный аэропорт Бен-Гурион был построен британскими властями в 1936 году и назывался тогда «аэропорт Лидда». Только построенный аэропорт принимал самолеты  из Европы, Ближнего и Дальнего Востока. Во время Второй мировой войны самолеты союзников совершали здесь промежуточные посадки.
В декабре 1973 года скончался первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, и аэропорт-Лод получил название Бен-Гурион. Терминал номер 1, построенный еще англичанами, несколько раз перестраивался и закрывался, пока в 1990 году не получил современный вид. Терминал номер 2 был построен в девяностых годах, когда Первый терминал перестал справляться с потоком пассажиров, однако, с открытием терминала номер 3, был закрыт.
В 2004 году был открыт терминал номер 3, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к международным аэропортам. Аэропорт оборудован многоярусными автомобильными автостоянками, железнодорожной станцией и стоянками такси. Аэропорт Бен-Гурион признан самым безопасным в мире с точки зрения защиты от терроризма. Он охраняется полицией и солдатами ЦАХАЛа, а также наемными охранниками в униформе охраны аэропорта и в штатском, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности. Аэропорт подвергался несколько раз террористическим атакам, но ни одна попытка угона самолета не увенчалась успехом. Предполагается, что со временем аэропорт будут частично охранять роботы, которые могут работать двадцать четыре часа в сутки. В терминале номер 3 запланировано  построить 120 гостиничных номеров.
Аэропорт им. Бен-Гурион три раза подряд был признан лучшим на Ближнем Востоке, а израильская авиа-компания «Эль-Аль» - одной из лучших в мире.

В первые годы Большой алии, в 1990-1993 годах, в Лоде были построены целые микрорайоны, где вся жизнь протекает «по-русски». До 1989 года авторитет Лода был очень не высок, его населяли, в основном, арабы и выходцы из стран Востока. Сейчас положение существенно изменилось. Алия, которую представляют выходцы из Марокко, Туниса, Йемена, Румынии, Южной Африки, Индии, Польши и особенно из стран бывшего Советского Союза, придала городу совсем иной облик. Население города выросло до 75 тысяч жителей. Здесь построены новые современные районы, прекрасные учебные заведения и развитая промзона. Расположение в центре страны, на равнине, на перекрестке транспортных артерий и резерв пустующих земель в окрестностях, содержат огромный потенциал для развития города.
Один из крупнейших компактных новых районов Лода и Израиля – Ганей-Авив. В 1995 году начал строительство «городок» Ганей-Авив – Сады весны (иврит).
Это была «русская» весна.

Мишель Белов и его «Сад на крыше»

В последнее время хозяева квартир, которые я снимала, оказывались исключительно интересными людьми. Я уже писала о скульпторе Юлии Сегал, у которой я снимала квартиру в Ашкелоне.
Мишель Белов совмещает две профессии: он – постановщик оперных спектаклей (работает в Тель-Авиве) и психолог. Ему около сорока лет. Он приехал в Израиль в 1990 году, с началом Большой алии, приехал один и самостоятельно сделал карьеру, чем очень гордится. Я не знаю причин, по которым молодой человек, из благополучной еврейской семьи, житель Москвы, уехал из России. Мне он сказал, что здесь у него много друзей, они звали его, и поэтому он приехал. Поначалу он жил у друзей, но очень скоро понял, что, если ты не хочешь, чтобы твои друзья превратились в заклятых врагов, надо жить отдельно.
- Я был к тому времени прекрасным поваром, - рассказывает Мишель, - и пошел работать поваром. Это создало базу для всего остального и, прежде всего, для изучения языка. Но, конечно, я вскоре пошел учиться, потому что не хотел всю жизнь работать поваром. И мне довольно быстро удалось сделать карьеру сначала в психологии, а затем – в театральном искусстве.
- А где вы учились театру?
- Сначала я закончил факультет в Гитисе у Марка Захарова, потом учился за границей, в Италии, и учился на практике.
- А психология?
- Я – клинический психолог. Недавно защитил диссертацию, и теперь, на радость еврейской маме, доктор психологических наук.
- А сад? Это ваше увлечение, хобби?
- Я люблю природу, и, кроме того, люблю все делать сам, своими руками. У меня дома нет никакой готовой еды, потому что я сам ее готовлю. Я обожаю учиться и недавно закончил курсы сыроваров, так что теперь я еще и сыр сам готовлю… Вообще, когда я покупал квартиру, то думал, что мне нужна или квартира с садом, или с крышей. Меня другая квартира просто не интересовала. Я люблю что-то проращивать, растить. Я бы и животных завел, но так как мало свободного времени, то жаль оставлять бедных животных дома одних. Ну, и потом, наверное, это от родителей: в нашем доме всегда было много цветов.
- Когда вы  купили эту квартиру?
- Два года назад.
- Значит, вашему саду два года?
- Даже меньше. Когда было новоселье, друзья спросили, что мне подарить. Я сказал: только цветы, чтобы каждый цветок напоминал о конкретном друге. Некоторые цветы погибли, а остальные прижились.
- Эти пальмы.… Это они у вас так выросли?
- Они выросли, их принесли в руках.
- И цитрусовые тоже?
- И цитрусовые. А вот я посадил инжир, он вырастет скоро. Мне его отдал один друг, это была какая-то засохшая ветка. Я его дома прорастил, и вот он уже так фантастически разросся, это просто потрясающе.
 - Вы не жалеете, что у вас сад на крыше, а не возле дома?
- Единственное, о чем я жалею, это, что у меня нет своего имения.
- Виллы?
- Ну, виллы. Но я не теряю надежды, что все еще будет.
- Конечно, будет. Какие ваши годы…

Мишель Белов – постоянный гость передачи «7-40» на 9-ом русскоязычном канале израильского телевидения, где он рассказывает анекдоты, которых знает великое множество. Еще он сочиняет небольшие забавные водевили в стихах, которые очень просты в постановочном отношении и пользуются спросом.
Поначалу Мишель, наверное, волновался за свой сад и часто появлялся на крыше, но потом успокоился. Он даже доверил мне сад, когда, на несколько месяцев, уехал за границу. А так как я тоже люблю природу, то мы с садом прекрасно поладили.

Собственно, Ганей-Авив

О Ганей-Авиве я уже писала (Из дневника репатриантки. Продолжение). С тех пор прошло шесть лет. Население Ганей-Авива выросло на семь тысяч.
Ганей-Авив – это типичный район, рожденный Большой алией. Начав строиться в начале 90-х годов, он, буквально за несколько лет, превратился в большой современный район, где есть своя администрация, миштара*, школы, детские сады, матнас* и магазины, в основном, «русские». Есть здесь теперь и своя железнодорожная станция, о которой жители Ганей-Авива столько лет мечтали. Еще есть суперцентр, который представляет собой жилищный комплекс из четырех башен, иначе говоря, их четырех двенадцатиэтажных зданий. В комплексе множество магазинов и магазинчиков, супермаркет, кондитория, кафе, больничные кассы и аптеки. Здесь же находится клуб «Улыбка», в котором работает ульпан, есть библиотека, хор, всякие кружки и даже литобъединение, к которому я сразу примкнула.
Но это, так сказать, жизнь общественная, а мне хочется еще остановиться на моем доме и окрестностях.
От железнодорожной станции идет прямая дорога, по обеим сторонам от которой – пустырь. Меня всегда удивляло, как в такой маленькой стране, как Израиль, есть пустующие земли. По плану, здесь должны были стоять дома и улицы, но Ганей-Авив активно строился только в первые годы. Сейчас ощущение такое, будто жизнь замерла, в ожидании уж не знаю чего. Итак, прямая дорога от станции переходит в улицу Регавим, на которой я и живу. Открывают улицу «русские» магазины: их здесь три, плюс овощная лавка. Если пройти немного вперед, то вы дойдете до арабского магазина, за которым следуют арабские виллы. Большинство из них – роскошные, утопающие в зелени. Как сказала однажды моя подруга (дочь Ильи Герчикова), которая живет в Ганей-Авиве: «Из окна моей квартиры видна арабская вилла, которая больше шестнадцатиквартирного дома, в котором я живу» (Ну, это к слову о том, как здесь плохо израильским арабам и как их притесняют).А что касается шестнадцатиквартирных домов, в одном из которых живу и я, то они находятся напротив арабских вилл, на другой стороне улицы. Первые этажи в Израиле называются «карка» (земля). Квартиры, которые находятся на «земле», имеют маленькие садики. На нашей улице все эти садики закрыты какими-то досками, тканями и пр. Ощущение, что все дома стоят в глухой обороне. Я  обратила на это внимание, потому что я жила во многих уголках Израиля, где хозяева садов стараются не закрыть, а, напротив, представить на всеобщее обозрение всю эту красоту. Достаточно вспомнить Неве-Шарет (ах, Неве-Шарет, моя первая любовь!). Но здесь непосредственная близость арабов дает себя знать.Четыре раза в сутки  слышится пение муэдзина с минарета. Откуда слышится? Да из Лода, который отделен от Ганей-Авива "проселочной дорогой". Наши братья-арабы тоже приобщились к техническому прогрессу,  молитвенное пение дается через усилители и слышно далеко окрест. Поначалу меня это страшно раздражало и я спрашивала: и где я нахожусь? Это Израиль или Арабские эмираты? Потом привыкла и стала воспринимать эти звуки, как издержки восточной экзотики. Но когда в ночь на Рош-а-шана (еврейский Новый год, один из главных еврейских праздников) женский уличный хор аборигенок пел частушки отнюдь не на иврите, а мужской хор крепкими голосами дружно подпевал: "Гоп-гоп!", я снова задалась все тем же вопросом: и где я нахожусь? Это Израиль или шестнадцатая республика бывшего Союза?
Днем в Ганей-Авиве тихо. Самая веселуха начинается ночью. Окно моей комнаты выходит во двор. Двор симпатичный, засаженный пальмами, кипарисами и прочей зеленью. В центре – небольшая детская спортивная площадка. По утрам здесь, на скамейках, зависают пенсионеры и мамаши с детьми, а по вечерам и летними ночами – тусуется молодежь. Слышна русская речь вперемежку с ивритом,  смех, шутки, анекдоты, песни. Вдруг начинается пальба. На нее никто не обращает внимание, но я поначалу выскакивала на балкон, чтобы полюбоваться на салют, которого не было и в помине. Соседи-арабы развлекаются по-своему, в своих арабских традициях. В ответ на пальбу начинают оглашено лаять «наши» собаки. На собачий лай отзываются перепуганные арабские петухи. Здесь я петухов понимаю. В таком бедламе не мудрено перепутать ночь и день. Потом снова слышится русская речь, смех, песни и все повторяется. Когда молодежь, оторвавшись по полной программе, уходит спать, и я тоже собираюсь соснуть часок-другой – раздается оглушительный самолетный рев. Ну, это так, завершающий аккорд, чтобы жизнь медом не казалась. «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». Но и самолетный рев часто бывает не последним аккордом. Когда ночная тишина расползается по Ганей-Авиву, на сцену выходят ганейавивские коты. В России, как известно, коты поют в марте.Но у израильских котов март длится круглый год. Сначала выступают солисты. Они не поют, а рыдают, с тоской и надрывом, оплакивая разбитую или безответную любовь. Кошачьи хоры полны неги, страсти и величия, но все заканчивается банальной дракой, с визгами, воплями и шипением. О, эти ночи Ганей-Авива, шумные и беспутные, отчаянные и страстные. Они что-то будят в наших холодных, северных душах, вызывая тоску о чем или о ком-то...
Самая главная прелесть моей жизни «на крыше» - это сама крыша. Когда приходят гости, я сразу открываю дверь на балкон, и народ обалдевает так же, как и я в свой первый визит. Сад и стол со стульями – это, так сказать, салон, место, где я принимаю гостей. Но здесь есть еще маленький коридорчик, вдоль которого висят бельевые веревки. На этих веревках обожают качаться колибри. Первое время меня эти птички умиляли. Я только удивлялась, почему они покусывают своими длинными клювиками веревку и какой находят в этом кайф. Однако, когда в один прекрасный день я обнаружила на месте веревки какие-то клочья, я поняла, что милые птички навещают меня не бескорыстно. Когда же одна из колибри прямо у меня на глазах оторвала и унесла в клювике веревочный пух, я поняла, что, наверное, где-то рядом находится их гнездышко.
Еще меня любит навещать соседский кот. Так как я кошатница, то мы быстро подружились, особенно, когда выяснилось, что кота зовут Тишка. Он любит заходить ко мне через окно. Заходя в гости, он всячески требует внимания: трется о ноги, мурлычет и, наконец, бухается на пол пузом вверх, демонстрируя полный кайф. Но Тихон, как и полагается коту-охотнику, всегда наготове. Стоит ему услышать птичье щебетание, как его глаза вспыхивают зеленым боевым огнем, и он несется через окно в направлении бельевых веревок. Колибри зависают в воздухе, не торопясь улетать, и их щебетание очень напоминает хихиканье. Однажды я наблюдала картину, хотя и уморительную, но исключительно оскорбительную для кошачьего достоинства. Кроме колибри, ко мне стали прилетать птицы, крупнее воробьев, но мельче голубей. Они садились на перила балкона и громко стрекотали и пощелкивали. Тихон, выскочив в очередной раз на балкон, замер в недоумении и смущении. На перилах сидели стрекочущие пичуги, в воздухе висели щебечущие колибри, и все это стрекотание и щебетание напоминало наглый хохот над несчастным котом, который переводил ошалевшие глаза с одних птиц на других и, наконец, понурив морду и хвост, поплелся к себе домой. Но бывают и у Тихона светлые моменты. В такие минуты я слышу его топот по крыше и вижу, как голуби, подобно перепуганным куропаткам, разлетаются во все стороны, а Тишка прыгает на балкон, всем своим видом показывая, что он не зря ест свой хлеб. И тут мне хочется сказать Тихону большое человеческое спасибо от всех владельцев местных балконов, которые страдают от набегов голубей…
Незаметно пронесся год. Я стою на балконе и вдыхаю аромат цветущих цитрусовых. Это будет уже второй урожай. А первый Мишель давно собрал и сварил из него варенье. Я слышу крики арабских петухов и пение птиц. Кот Тихон перепрыгивает со своего балкона на мой, трется о мои ноги, мурлычет и бухается на спину, требуя, чтобы я почесала ему животик и за ушком. Лепота! Так и хочется сказать словами поэта: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…». Стоп! Деревня-то она деревня, конечно, вполне современная, русифицированная, а вот «дом родной»…
Да будет ли он у меня когда-нибудь, родной дом?.. Впрочем, принимая во внимание небольшие размеры страны, которую я  почти облазила вдоль и поперек, я вполне могу сказать: мой дом – Израиль!

*Арнона – муниципальный налог на землю
*Матана – подарок
*Миштара – полиция
*Матнас - клуб


ПОЧЕМУ   НАС   НЕ   ЛЮБЯТ?
Глава заключительная

Мой дневник фактически закончен. Я могла бы не писать эту главу, но я должна ее написать. Теперь, после десяти лет проживания в Израиле, после всех моих переездов, встреч и знакомств, я могу сказать, что знаю эту страну гораздо лучше, и уж, во всяком случае, многое для меня стало гораздо понятнее.
Я не сообщу ничего нового, если скажу, что евреев и Израиль не любят во всем мире. Израиль постоянно в чем-то виноват и постоянно перед кем-то оправдывается. Вся история Израиля доказывает, что эти оправдания ни к чему не приводят. И все-таки я сделаю еще одну попытку. Это даже не оправдание, а факты, которые, возможно, не всем известны. Но так как я не политик и даже не публицист, то я привлеку к себе в  сторонники журналиста Джозефа Фараха.
Внимание! Джозеф Фарах – американец арабского происхождения. Он публиковался в таких изданиях, как «Уолл-стрит джорнэл», «Нэйшнл ревью», «Ризон», «Лос-Анжелес таймс» и др. Среди многочисленных журналистских наград Фараха – призы за репортажи, передовицы, за честность в журналистике, за редакторскую работу и т.д.
Я приехала в Израиль 26 июля 2000 года. Через два месяца началась интифада. Вскоре газета «Вести» опубликовала статью Джозефа Фараха «Краткий курс истории Ближнего Востока». Эту статью я дала в третьем номере нашего журнала, в разделе «Дайджест». Я писала тогда, что статья не устарела и тогда, в 2005 году. То же самое я могу сказать и теперь. В своей статье Фарах пишет о самых главных и спорных вопросах, которые касаются государства Израиль. Я хочу привести здесь фрагменты из этой статьи со своими небольшими комментариями.

Государственность и Иерусалим

*Израиль стал нацией за две тысячи лет до возникновения ислама.
*Со времени завоевания земли Ханаанской в 13 веке до н.э., евреи владели ею на протяжении тысячи лет и постоянно жили в ней 3300 лет.
*Единственное арабское государство, образовавшееся на этой земле в результате арабского завоевания в 635 году, просуществовало 22 года.
*Более 3300 лет Иерусалим был еврейской столицей, но никогда этот город не был столицей какого-либо арабского или мусульманского образования. Даже во время оккупации Иерусалима иорданцами они не сделали его своей столицей.
*Иерусалим 700 раз упоминается в ТАНАХЕ, священном еврейском писании.
*Иерусалим ни разу не упомянут в Коране.
*Царь Давид сделал Иерусалим своей столицей.
*Мохаммед никогда не посещал Иерусалим.
*Евреи молятся, обратившись лицом к Иерусалиму.
*Мусульмане молятся, повернувшись спиной к Иерусалиму.

Комментарий: Сейчас, когда палестинцы требуют отдать Иерусалим им и считать его столицей будущего палестинского государства, особенно актуально звучит все то, о чем пишет Фарах. Все две тысячи лет, пока евреи жили в изгнании, они повторяли, как клятву: «В будущем году в Иерусалиме!».
 
Арабы и арабские беженцы

*В 1948 году арабские лидеры призывали арабов покинуть Израиль, обещая им очистить землю от евреев. Шестьдесят девять процентов беженцев оставили Израиль, так и не увидев ни одного израильского солдата.
*Еврейские беженцы были вынуждены спасаться из арабских стран в результате жестокого обращения, преследований и погромов.
*Количество арабских беженцев, оставивших Израиль в 1948 году, оценивается примерно в 630 тысяч человек.
*Количество еврейских беженцев, оставивших арабские страны, оценивается приблизительно таким же числом.
*Арабские беженцы намеренно не были интегрированы в тех арабских странах, в которых они оказались, несмотря на их обширные территории.
*Еврейские беженцы были полностью абсорбированы Израилем, страной, по размеру не превышающей штат Нью-Джерси.

Комментарий: В своей автобиографической книге Голда Мейер вспоминает, как в 1948 году она стояла в Хайфском порту и умоляла арабов не уезжать из Хайфы, обещая, что они будут иметь все права, проживая в государстве Израиль. На что получала в ответ: мы вернемся только тогда, когда вас здесь не будет.
Как видим, дело совсем не в том, что израильтяне якобы захватили чьи-то земли. Дело в другом: палестинцы не хотят, чтобы евреи вообще жили на этой земле.

Решения ООН об Израиле и арабах

*Из 175 резолюций Совета безопасности, принятых до 1990 года, 97 были направлены против Израиля.
*Из 690 резолюций генеральной ассамблеи, поставленных на голосование до 1990 года, 429 было направлено против Израиля.
*ООН молчала, когда иорданцами были разрушены 58 синагог.
*ООН молчала, когда иорданцы систематически оскверняли древнее еврейское кладбище на Масличной горе.
*ООН молчала и тогда, когда Иордания проводила подобную апартеиду политику, не позволявшую евреям посещать Храмовую гору и Стену плача.

Комментарий: Ну, это к слову о том, как «весь мир нас не любит», и, прежде всего, Европа. С Европой вообще творятся странные вещи. Она охотно селит на своей территории арабов и, в первую очередь, «несчастных» палестинцев. В одной Франции, как известно, проживает шесть миллионов арабов. Что ж, европейские страны дождутся своей интифады. Тогда, возможно, они начнут нас лучше понимать.

Арабо-израильский конфликт

*У арабов есть 21 государство. У евреев всего одно государство – Израиль.
*Арабы начали пять войн с Израилем и все пять проиграли (теперь уже семь войн, не считая трех интифад – Н.Р.).
*Израиль защищался и каждый раз побеждал.
*Палестинская хартия до сих пор призывает к уничтожению государства Израиль.
*Израиль готов дать палестинцам большую часть земель на западном берегу Иордана, он уже предоставил им автономию и поставил оружие.
*Во время правления Иордании священные для евреев места осквернялись и евреев не допускали к местам поклонения.
*Во время израильского правления все священные для мусульман и христиан места сохранялись и были доступны для людей всех вероисповеданий.

Комментарий: Возможно, не всем известно, что именно Израиль, электрифицируя страну, провел также электричество в палестинских поселениях. Израиль поставляет в Палестинскую автономию газ и воду, выстроив там полностью всю инфраструктуру: электрические сети, газ, водопровод. Периодически некоторые «горячие» головы из правого лагеря, во время очередной агрессии со стороны палестинцев, предлагают вместо ответных военных действий, отключить в автономии электричество, газ и воду. Но большинство членов израильского парламента отклоняет подобный «экстрим». А вот надо бы попробовать! Мне смешны крики палестинцев о том, что всех евреев «надо сбросить в море». Не они ли рвутся на работу в Израиль? (Кстати, мой сын, работая как-то с несколькими палестинцами, сказал: они не работают, они только создают балаган* и лахац*). Когда кто-то из палестинцев серьезно заболевает, то лечиться они предпочитают в израильских больницах. Я уж не говорю о приличных денежных поступлениях из Израиля в Палестинскую автономию. Как же будет жить и что будет делать «государство Палестина», когда «сбросит евреев в море»?..
Джозеф Фарах к своей статье также дал свой комментарий. Чтобы читатель мог отличить его от моего, я назову его:

Комментарий от Джозефа Фараха

Согласно тому, что вы читаете в основных информационных источниках, палестинцы хотят обрести родину, а мусульмане хотят контролировать места, которые они считают святыми. Просто, правда?
Как американский журналист арабского происхождения, который провел некоторое время на Ближнем Востоке, пытаясь избежать большей, чем мне положено, доли камней и бутылок с горючей смесью, я хочу сказать вам, что это – всего лишь лживые оправдания погромов, беспорядков и захвата земли…
Истина в том, что Палестина реальна не более, чем тридевятое царство. Впервые это название появилось в 70г. до н.э., когда римляне начали геноцид евреев, разрушили Храм и объявили, что страны Израиля более не существует. Римляне постановили, что эта страна должна называться Палестиной. Это название было произведено от имени народа – филистимлян, покоренных евреями за несколько сот лет до того. Для римлян это был способ усилить страдания евреев. Они также пытались сменить название Иерусалим на Элия Капитолина, но оно продержалось в силе еще меньше времени.
Палестина никогда не существовала как самостоятельное образование – ни до того, как туда пришли евреи, ни после того, как они в большинстве своем были изгнаны. Попеременно здесь правили вавилоняне, персы, римляне, мусульмане, крестоносцы, Оттоманская империя и, после первой мировой войны, в течение очень короткого времени, Великобритания. Великобритания согласилась вернуть по крайней мере часть этой земли еврейскому народу в качестве родины.
Не существует языка, известного, как палестинский. Не существует самобытной палестинской культуры. Никогда не существовала страна, известная как Палестина и управляемая палестинцами. Палестинцы – это арабы, ничем не отличимые от иорданцев  (еще одного недавнего изобретения), сирийцев, ливанцев и т.д. Помните – арабы контролируют 99,9 процента земли на Ближнем Востоке. Израиль представляет собой лишь десятую часть процента всей этой территории.
Но для арабов и это слишком много. Они хотят все. И именно из-за этого сегодня идет война в Израиле. Жадность. Гордыня. Зависть. Алчность. Неважно, сколько территориальных уступок сделали и сделают израильтяне, их никогда не будет достаточно.

Остановимся на этом. Я благодарна Джозефу Фараху за его лаконичный, убедительный и изящный «Краткий курс истории Ближнего Востока». Может возникнуть вопрос, о какой зависти к израильскому государству говорит Фарах? Государство, которое вынуждено находиться в состоянии войны почти постоянно, государство, которое обвиняют во всех смертных грехах – какая уж тут зависть!
А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Ко Дню независимости Израиля в местной прессе появилось много фактов о том, чего добился Израиль за 62 года своего существования. Некоторые из этих фактов я позволю себе здесь привести.

Израиль в цифрах

Израиль – 100-ая самая маленькая по размеру страна с менее чем 1,1000 от всего населения мира.
При этом Израиль:
Имеет второе место в мире (после США) по количеству технологических компаний.
Имеет самый большой арсенал авиации за пределами США.
34% израильской рабочей силы имеет высшее образование. При этом Израиль является третьей индустриальной державой в мире после США и Голландии.
Израиль имеет самое большое количество компьютеров на душу населения.
Израиль имеет самое большое в мире количество ученых на 10,000 населения. Израиль – 145, США – 85, Япония – 70.
В 1991 году, во время войны в Персидском Заливе, израильский филармонический оркестр выступал в газовых масках, в то время, как ракеты падали на Тель-Авив.
Первая в мире действующая солнечная батарея была установлена израильтянами в Калифорнии.
Израиль имеет первое место среди всех государств Средиземноморья по площади заповедных земель.

Израильский ХАЙ-ТЕК

Израильские компании лидируют в разработке и производстве широкого диапазона телекоммуникационного оборудования и систем. Всего в секторе телекоммуникационных технологий в Израиле работает не менее 1000 фирм, ежегодно экспортирующих свою продукцию на 10 миллиардов долларов.
По данным всемирного форума электроники Израиль занимает 7-е место в мире по развитию телефонной инфраструктуры и 1-е место в мире по насыщенности мобильными телефонами – при населении в 7,3 миллиона человек в стране было зарегистрировано около 10 миллионов клиентов сотовых телефонных сетей.
В Израиле 4 миллиона пользователей Интернета.

Сельское хозяйство в Израиле

В сельском хозяйстве занято 6 процентов населения. Тем не менее, успехи в этой области впечатляют. Большая часть территорий Израиля – это пустыни и полупустыни, поэтому достичь успехов без орошения практически невозможно. Проблема дефицита воды решалась по нескольким направлениям: применение новейших технологий и оборудования для орошения, применение очищенных сточных вод, использование грунтовых вод. Серьезно рассматривается проект опреснения морской воды.
За последние 30 лет объем сельскохозяйственного производства увеличился более чем в пять раз, а расход воды остался практически на прежнем уровне.
Таких результатов удалось добиться за счет применения новых технологий орошения. Эти технологии были разработаны и развиты в Израиле. Фермеры в таких высокоразвитых странах как США, европейских странах, Японии, Канаде, Австралии – предпочитают израильское оборудование, благодаря его превосходным эксплуатационным качествам, надежности долговечности и приемлемым ценам.

Даже эти, далеко не полные данные показывают, каких успехов добился Израиль, несмотря ни на что. Несмотря ни на что! И, ну, конечно, как же тут не быть зависти. А ведь Израиль никому не угрожает и никого не завоевывает. Израильтяне хотят только одного: жить на своей земле и в своей стране. Когда-то родоначальник сионизма Теодор Герцль написал в своей знаменитой книге «Еврейское государство» : «Если бы нас оставили в покое… Но я уверен, что нас не оставят в покое». Герцль предвидел не только создание еврейского государства через 50 лет после написания своей книги, но и то, что «нас не оставят в покое».
Нужно понять, что евреи – это даже, собственно, не народ в общепринятом понимании, а некая духовная общность людей и это СЕМЬЯ. Во всяком случае, так должно быть и так было до изгнания евреев из древнего Израиля. Поэтому евреи такое значение придают еврейскому дому, воспитанию детей, семье, совместному проведению праздников и трапез. Но самое главное, это, когда народ ощущает себя СЕМЬЕЙ. Люди объединяются и идут маршем через всю страну в Иерусалим, чтобы потребовать у правительства: сделайте все возможное, но верните домой Гилада Шалита. Этот солдат, этот мальчик, который находится в плену у Хамаса уже более четырех лет – сын страны, и страна готова заплатить за него любую цену.
И самая большая беда Израиля не в том, что «нас не любят», а в том, что объединение народа происходит только, к сожалению, в экстремальных обстоятельствах («если война»…). Мы, израильтяне, должны понять, что единственное спасение для нас – это объединение, это любовь, это ощущение, что мы – СЕМЬЯ. Тогда нам не страшны Хамас и антисемиты. Потому что, когда мы едины – Творец с нами, и кто тогда сможет нас одолеть?..
Похоже, я так и не смогла ответить на вопрос, почему нас не любят, хотя ответ на этот вопрос  уже знаю. Но это слишком серьезная тема, о которой я еще буду писать, но не здесь и не сейчас.
Недавно приехал ко мне в гости сын. Он был возбужден и чем-то расстроен, и ругал евреев, на чем свет стоит. Он говорил, что евреи заслужили то, что их никто не любит, и не может быть, чтобы все не любили евреев без причины. Я пыталась что-то возражать, но в ответ получала еще большую агрессию. Наконец, устав от всех этих глупостей, я спросила:
- Ну, а ты сам, тебя-то любят?
После секундного замешательства он выпалил:
- Так я же еврей!
Кажется, я смеялась до слез. Мой сын, который никогда не причислял себя к евреям, и только что обвинял их во всех смертных грехах, вдруг осознал, что он сам еврей! Что ж, наверное, это тоже некий итог.
Прошло десять лет с тех пор, как мы приехали в Израиль. Мы больше не репатрианты, мы – ватики*.

Июль, 2010 года.

*Балаган – беспорядок.
*Лахац – трудно перевести дословно на русский язык, имеется в виду нервное напряжение, стресс.
*Ватик – человек, который прожил в Израиле больше десяти лет, старожил.