Разговор Иешуа с Понтием Пилатом

Сергей Шильниковский
       (По мотивам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")


      
        Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, грозно обращаясь к арестованному Иешуа, заговорил  по-гречески:
"-Так это ты собирался разрушить  здание храма и призывал к этому народ?"
  Тут арестант опять оживился и  ответил:
"-Я, игемон, никогда в жизни  не собирался  разрушить здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие....
-Множество разных  людей стекается в этот город к празднику... – говорил монотонно  прокуратор.... - Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди".
 -"Эти  добрые люди," – заговорил арестованный, - "ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще  начинаю опасаться, что эта путаница будет продолжаться очень долгое время." все из-за того, что  Левий Матвей  неверно записывает за мной.  "Но я однажды  заглянул  в его пергамент с этими записями и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил".
                В это утро  у прокуратора  нестерпимо болела голова. И глядя на  арестованного мутными глазами, он мучительно вспоминал, зачем он здесь, и какие еще вопросы он должен задать . Немного поразмыслив,  он произнес:
              - "А вот что ты все – таки говорил про храм в толпе на базаре?" – хриплым голосом спросил больной прокуратор и закрыл глаза.
                Каждое слово арестованного причиняло Понтию Пилату страшную боль и кололо в висок. Но арестованный, тем не менее,   вынужден был ответить: "-Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм - истинной. Сказал так, чтобы было понятней.
               -Зачем же ты, бродяга, смущал народ, рассказывая про истину, о которой не имеешь представления? Что такое истина?" В чем она?- В тупой вспышке ярости закричал П. Пилат, вызванной не столько словами арестованного, сколько  невыносимой болью, раскалывающей его голову. При этом ему снова померещилась  чаша с черной жидкостью.
  "-Яду мне, яду."- стучало в его висках, причиняя невыносимую боль.
                Преодолевая это видение и эту адскую боль, он заставил себя  вновь  услышать голос арестованного,  который говорил:
"-Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно  помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня." Но мучения твои сейчас кончатся. Ну вот все и кончилось,  и я этому несказанно рад,- благожелательно поглядывая на П. Пилата, заключил арестованный.
            -Но есть  еще  и другая  истина, о которой я говорил в толпе на базаре,– продолжал Иешуа.- Она в том, что люди избрали пагубный путь развития.  Люди захотели быть независимыми, вместо того, чтобы быть во взаимосвязи, как единое целое друг с другом, с окружающей природой и Богом. Отделившись от единого целого, гармонично связывающего людей с природой и Богом,  они мечтают и пытаются найти смысл и гармонию  каждый в своем мирке, а также в совокупности  всех их индивидуальных мирков,  составляющих государство. Все эти мирки  очень сильно ограничены несовершенством людского  восприятия и  далеки от истинности единого целостного божественного мира. Каждый такой мирок окрашен целой гаммой индивидуальных чувств и эмоций, таких как страх, зависть, злоба,  обида, эгоцентризм, жажда власти.
               П. Пилата  поразили слова арестованного. Он привык, что с ним говорят почтительно  и уважительно,  пытаясь угадать, что он хочет от  них услышать. А  этот бродяга  ведет себя так, как будто перед ним не великий и всесильный прокуратор иудеи, любой каприз которого может лишить его жизни, а один из простолюдинов  на  базарной  площади.
               Ошеломление и удивление от неслыханной дерзости заставили  П. Пилата  на мгновение забыть  о мучительной головной боли. Но когда он о ней вспомнил, то был снова поражен и удивлен, так как головная боль прошла и перестала его мучить. 
              Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестованного. И в этих глазах уже не было мути, а его мозг стал способен  адекватно воспринимать действительность. Его мозг лихорадочно работал, но  П. Пилат все никак  не мог понять, почему этот человек пробуждает  в его сознании новые чувства и что - то похожее на интерес к его утопическим словам.
                Обладая абсолютной властью, он  легко  мог в любое время собрать  десятки  ученых философов со всеми их разнообразными  концепциями. Только ему это совершенно   было не  нужно. Он считал  себя здравомыслящим человеком, а всех этих людей, занимающихся спорами и доказательствами правоты своих идей, бесполезными бездельниками, всю жизнь копающимися в своих рукописях, никак не влияющих на реальную жизнь. Сам же он твердо знал и непоколебимо был уверен, что единственными ценностями в этом мире, влияющими абсолютно на все, являются власть и сила. Этим он обладает в полной мере.
                Но вопреки этому твердому убеждению, ему почему-то именно в споре  захотелось победить этого незадачливого философа. Он был уверен, что  победит его всего одной лишь фразой, когда тот закончит свой монолог. Он заставит  его ответить  на один вопрос: что перевесит, если бросить на  одну чашу весов все  разнообразные философские теории, вместе с его собственной, а с другой стороны его, Пилата,  власть и силу? Решив так, он дал арестованному закончить свою речь,              который продолжал:
- И в каждом  этом мирке господствует могущественная ложь. В этих мирках плач,  боль и смерть люди  воспринимают как  безусловное зло. Не способные адекватно воспринимать действительность люди строят свою жизнь на основании того, что кажется им добром, или злом. Постоянно недоумевают, почему  Бог не принимает сторону их добра и допускает  в мире зло. Обвиняя Его в равнодушии и бездействии они не способные увидеть и оценить всю доброту,  величие, красоту и гармонию грандиозного полотна единого божественного мира. Поэтому  своими мыслями, действиями и поступками, основанными на страхе, зависти, лжи, насилии люди сами вносят дисгармонию в этот единый мир.
  А  Бог, сопоставляя всякий выбор людей  с миллионами других причин и следствий, допускает людское зло,   чтобы предотвратить еще большее в пределах всего творения. Ибо каждый людской поступок, как в калейдоскопе, меняет всю картину мозаики единого мира.    И каждый мельчайший элемент этой мозаики, независимо от того, как его оценивают сами  люди, заслуживает только того состояния, в котором он  находится.   
   Заменяя восприятие реального мира своими  индивидуальными  мирками, люди начинают все оценивать и взвешивать, объявляя что-то хорошим, а что-то плохим, что–то добром, а что–то злом.  Люди  не могут знать об истинном предназначении сути и ценности событий и явлений.  Определяя, что такое добро и что такое зло,  люди становятся судьями, хотя не  могут и не имеют права ими быть, так как способны оценить лишь кратковременное событие настоящего, но не способны оценивать  многочисленные следствия последующих событий, нанизанных на ось времени. По этому, добро сделанное сегодня  для себя, для других, в большинстве случаев, потом  оборачивается злом. А их многообразие,сталкиваясь друг с другом, приводит к конфликтам и войнам. 
       Миллионы людей и миллионы  «опытных» судей  большую  часть своей жизни занимаются обличением и судом. Люди судят отличительные особенности друг–друга:    образ мыслей, национальность, язык, цвет кожи, внешний вид,  мотивы и поступки, утопая в иллюзии, что  действительно  знают всю истину и вершат справедливый суд.  Тем самым взращивают свою гордыню и чувство своего превосходства над другими людьми. В их индивидуальных мирках  нет и быть не может  ни истинной гармонии,  ни любви. Все это находится за их пределами, в грандиозном полотне истинной реальности. И чтобы быть по-настоящему свободными и счастливыми, им  надо отказаться от своей привычки все оценивать и судить, а защищаться чистым и возвышенным мышлением. Им надо научиться жить в состоянии  гармонии, доброты и любви с  единым божественным миром, ибо человек -  часть мира неотделим от него, и несет ответственность, в пределах своего сознания, за все то, что в нем происходит.
     Кроме того люди совершают большую ошибку, полагая, что страдания других их не касаются. Но ведь  все дышат  одним воздухом,   насыщенным людскими эманациями и  мыслями. И каждый землянин, хочет он того или нет, не может отделиться от той среды, в которой живет. Ни сила, ни богатство, ни положение, ни невежество, ни слепота  – ничто не может оградить человека от влияния того  мира, частью которого он является. От пространственных воздействий людского океана не защититься ничем:  ни  стражей, ни дворцовыми стенами, за которыми тоже что–то давит,  гнетет, лишает радости, поражая порой неизлечимой болезнью. Не существует барьеров, препятствующих притяжению  в жизнь каждого человека событий и ситуаций, происходящих  в самом неожиданном месте, в соответствии с его истинной сущностью и образом мыслей.
             Дав арестованному договорить, Пилат изменил свой первоначальный замысел   и решил не  спорить с ним,  а закончить  допрос. Он сказал:
- «Так ты утверждаешь, что не призывал разрушить... или поджечь, или каким–либо иным способом уничтожить храм?
               -Я, игемон, никогда не призывал к подобным действиям, повторяю."
               -Так поклянись своей жизнью, что этого не было, - сказал прокуратор и улыбнулся какой–то страшной улыбкой. "–Ею клясться самое время, так как она висит на волоске, помни это.
               -Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант. – Если это так, то ты сильно ошибаешься.
                Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
  - Но я легко могу перерезать этот волосок.
               -И в этом ты ошибаешься," - светло улыбаясь,  возразил арестант, "-согласись, что перерезать волосок  уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
                -Так, так – улыбнувшись, сказал Пилат, - теперь я не сомневаюсь, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобой по пятам." После этих слов у него, уже в светлой голове, отчетливо сложилась формула приговора.  И он ее тут же  озвучил для записи в протокол:  игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа  и состава преступления в нем не нашел.
"- Все о нем? – спросил Пилат у секретаря.
               - Нет, к сожалению, - неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой  кусок пергамента".
              Прочитав поданное,  Пилат  изменился в лице.
- Слушай, Иешуа, - заговорил прокуратор, "-ты  когда–либо говорил  что-нибудь   о великом кесаре?" Знаешь ли ты некоего Иуду из города Кириафа, и что именно ты говорил ему  о кесаре?
               - В числе прочего я сказал,– отвечал Иешуа, -  что   люди искренне верят, что только власть  их  может защитить и дать благополучие. Они считают, что  чем сильнее власть, тем больше гарантий у их благополучного существования. Но вера людей слепа и ставит знак равенства между истиной и ложью. И от того, что они в это верят,  это не становится истиной. Так как истина на самом деле в том, что всякая власть есть насилие над людьми.  И что настанет время, когда не будет никакой власти, ни кесаря, ни какой–либо другой. Но сейчас люди настолько обмануты этой иллюзией, что не мыслят свою жизнь, чтобы кто-то не был главным. Они создают иерархию власти. И венчают ее самим   Богом -  Великим и ужасным надсмотрщиком, который проявляет свою «любовь», безжалостно карая за грехи и непослушание. Но как только создается иерархия, так сразу  же требуются законы и правила, ее регламентирующие. Установленная субординация и свод приказов не укрепляют и не развивают нормальные человеческие отношения, основанные на доброте и любви,  а уничтожают их. Холодная примитивная логика, насаждаемая сводом законов и приказов, становится основой мироустройства. И в этой основе мироустройства не остается места ни доброте, ни любви,  так как эти понятия и логика несовместимы,  потому что  они проявляются и действуют вопреки ей.  Поэтому люди почти разучились взаимодействовать друг с другом без учета субординации, иерархии и силы. А об истинных взаимоотношениях между собой людям остается  только мечтать, как о чуде, надеясь найти их на небесах.      
                Свод законов приказов и правил  не может дать людям свободу, а может  только  гарантированно дать им право судить, не видя и не зная истинных причин, мотивов и последствий. И ощущать свое превосходство над осужденными, внушая себе, что они  находятся выше и живут по более высоким меркам.
                Этот свод законов  может действовать и опираться только на власть и силу.  Так как власть – это инструмент, позволяющий одним людям заставлять других выполнять их волю. Этот инструмент позволяет  трусливым и злым  людям, прокравшимся на вершину власти и не рискующих своим здоровьем и жизнью, посылать других  людей в кровавые бойни. Или совершенно безнаказанно в больших количествах  совершать другие преступления и неблаговидные поступки  во имя удовлетворения своих низменных амбиций и теша свое самолюбие. Только  поэтому  в мире полно горя и страданий, рекою льется кровь, а этим бойням не видно конца.
                Потому что эти люди, используя власть и силу, ограждают себя от малейшего риска, и с разрешения ими самими придуманных  законов безжалостно бросают в кровавые бойни миллионы  людей.  Но, лишая людей жизни, дарованной им  Богом,  они не ведают, что творят. А созданная ими иерархия власти ограничивает свободу оставшихся в живых  людей и ликвидирует их равенство, обесценивая жизни людей, находящихся на самом низу.   Это суть человеческого государства, в котором  на законных  основаниях,  даже не пытаясь прятаться, существует зло. И  в этой пагубной сути люди безнадежно увязли.               
              Но Богу не нужны рабы, покорные его воле и подчиняющиеся субординации, а ему нужны братья и сестры, не обремененные никакими схемами и правилами. Они вольны  просто быть во взаимосвязи  друг с другом и с Богом, и  никто не должен быть обделен. Доминирующим и единственным  чувством   должна стать всеобъемлющая, бескорыстная, не требующая ничего взамен любовь. Тогда настанет царство истины, – сказал Иешуа и замолчал.
              " - Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся...
                - А ты бы отпустил меня, игемон, - неожиданно попросил арестант, ... я вижу, что меня хотят убить."
               Лицо Пилата исказила судорога и он сказал:
"-Ты полагаешь,несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?... Или ты думаешь, что я готов занять твое место?  Я твоих мыслей не разделяю."
      И обращаясь к секретарю, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор преступнику Иешуа.
  После оглашенного приговора и  небольшой паузы Пилат, взглянув на арестованного, снова был поражен  поведением Иешуа. Он не рыдал, не плакал и не молил о пощаде, а смотрел на  прокуратора так, как будто ничего не произошло и он только что не был приговорен к смерти. 
   - Мне жаль тебя, - неожиданно сказал арестованный, обращаясь к Пилату. –Ты живешь во дворце и у тебя вооруженная охрана, но ты раб. Ты раб системы, которой служишь, ты раб злых и бесчеловечных законов, ты раб своих неправильных мыслей. Всю свою жизнь ты служишь злу, которое существует  и правит в  защищаемом тобой государстве на законных основаниях и которое вынуждает тебя  делать то, чего тебе не хочется  и чему противится твоя сущность. Поэтому ты ненавидишь и свою должность, и этот город. И эта ненависть отравляет тебе жизнь.
    Ничего не ответил Пилат, только  взглянув на арестованного, заставил увести его.
 Сам же Пилат, слушая арестованного,  понял, что какая-то сила исходит от арестованного и его слов, которая заставила его, Пилата, почувствовать  себя маленьким мальчиком, внимающим  наставлениям мудрого отца, очередной раз вляпавшимся в грязь. При взгляде на удаляющегося арестанта Пилату показалось, что это не два конвоира ведут приговоренного, а важную персону торжественно сопровождает почетный караул.   А когда арестованный выходил с балкона, то луч света  зажег пыль, висевшую в воздухе над его головой в виде светлого диска.
              За свою жизнь П. Пилат многим подписал смертный приговор. И никогда у него не было  ни сожалений,  ни раскаяний. Ни об одном, кроме сегодняшнего. Необычный человек, необычный разговор, необычное поведение. Осталось чувство недосказанности.
-С ним надо еще подробней поговорить. – Так думал прокуратор.
                Но для этого Иешуа надо спасти. Он заставит первосвященника Иудеи отпустить его в честь наступающей Пасхи.   Эта мысль показалась ему единственно верной, и он приказал позвать к себе первосвященника Иудеи Иосифа Каифу.