Рецензия на книгу Диалог Богов

Аркадий Князьков
Рецензия на книгу Верочки Вербиной и Александра Четвёркина
«Диалог Богов: провинциальный верлибр».
– М.: Вест-Консалтинг, 2008. – 100 с.


«…ничто божественное нам не чуждо…»
(с. 5) 

Книжка. Небольшая. Но белая… Предвкушаю белые стихи разноцветного смысла. Кто автор? Их двое? Нет, позвольте, нас уже трое! Приходит нас-трое-ние. Основательное на-строение вчитыдумываться.

Страница взмахнула крылышком, и … мы полетели. Ну, конечно, не поползли же! И даже не – поехали, а именно полетели – в страну Вербилию, омываемую Четвёркиным морем. После вхождения в головокружительные слои предисловия полет переходит в пара-шут-ирование. Шутка ли, лицезреть пару Богов шутами (в самом заоблачном смысле)!

Итак, мы в Четвёркиноморской Вербилии. Очень скоро выясняется, что любимое занятие местных Богов – расставания. Хм… Не просто расставания, а верлибрствующие расставания. Для этого используется эффектное и очень эффективное техническое средство – поезд. Собственно, это уже не просто поезд, а двигатель поэтического прогресса – прямо таки Пегас! Вот на поезде-Пегасе и полетаем.

А каким может быть настоящий полет? Только полетом фантазии. Правда нам предлагают редкостные фантазии: честные и глубоко философские. Звучат, звучат, наслаиваясь и перебивая друг друга, голоса…

Он:
… я скажу тебе правду
меня никогда
не было это ты
всегда
меня выдумываешь
а я соглашаюсь… (с. 58)

Она:
То что Вы видите
перед собой
существует только
потому
что отличается от
меня (с. 17)

О, какую увлекательную игру затеяли авторы! Ни дать ни взять – Божественная комедия.

Он:
Мы не актеры
Этой пьесы
Но пьеса написана
Для нас (с 89)

Конечно, «не актеры»! Сценаристы, режиссеры, продюсеры и каскадеры (etc). Построили квазивиртуальный мир в отдельно взятой книге и задают риторические вопросы.

Она:
когда мы
так прекрасно
уживаемся
в тексте
к чему
претендовать
на иную
реальность (с. 66)

И, действительно, где – реальность? Если она во мне, то вас, извините, нет.
Если реальны вы, то меня - в реальности - не существует. Ведь я – не вы. А выбирать можно (если делать реальный выбор) только между реальным и нереальным.
Ох, уж эти Диалоги Богов! Остается надеятся и верить: ничто человеческое Богам не чуждо…

***
Что это было? В какую форму облеклось? Назвать сие творение игривой волной провинциального верлибра? Или дискурсом искушенных истомой душ? А-а-а, кажется, я понял. Нам подарили новый жанр!
Верлибр-оратория
для поезда (следующего по маршруту «Море – Читатель – Океан» и обратно),
двух комплектов мозговых извилин и
телефона, собирающегося на прогулку.

Да, невиданно-неслыханная форма, имманентно-конгруэнтно-адекватная содержанию. Вот ведь, захотела Богиня Инанна
«найти
такую форму
которая
давала бы
покой
оставаясь сутью»,  (с. 81)
- так быть по сему!

***

Белая – небольшая – книга … Ровно 100 страниц. Из них неисчислимые тысячи лепестками божественных цветов легли прямо на сердце.
А остальные десятки или миллионы страниц? Не понравились, что ли? Отвечаю: одна страница вызывает  решительный протест. Последняя. Точнее, одна строчка на ней:
«Тираж 500 экземпляров».

О, Боги! Снесете ли такое оскорбление?
Ваш Диалог – пять сотен экземпляров!

Но, впрочем, гнев мой неуместен. Смирюсь я до поры. Нежнейшей души авторы меня успокаивают:

«диалог
прекраснейший способ
не сказать
самое
важное»                (с. 29)

Тем не менее, читая книгу божественно талантливых авторов, кружась вместе с ними в верлибрическом танце, недоумеваешь: как могло случиться (типографский артефакт?), что самая важная, наигуманнейшая, экологически безупречная мысль затерялась в ущелье интеллектуальных вершин? А ведь эта жемчужина мудрости совершенно естественным образом могла заменить Предисловие! Итак, на с. 29 Голос (мудрости, надо понимать) взывает:
«остановись
не читай дальше»

Поздно!!! Уже на первых страницах книги авторы раскрывают умозакружительную тайну: Боги не только горшки обжигают! Они, оказывается, пишут, спят, едят, ходят по ночным улицам, смотрят кино, читают газеты и – дух захватывает – верлибрствуют!
Да еще как!!! Остается только рукоплескать и восклицать:

Браво! Брависсимо!
Верлибриссимо!.. О! – О-о-о…

P.S. А теперь – шепотом, - чтобы никто не услышал:
« … отталкиваешь
кораблик текста
от берега сердца

вода холодит
пальцы»
(с. 89)