К Юбилею Д. Тухманова

Алексей Шавернёв
          Щедр 2010 год на юбилеи лучших представителей мира искусства!
          Сегодня исполняется 70 лет замечательному композитору-мелодисту,  подлинному классику отечественного песенного жанра Давиду Фёдоровичу Тухманову.
            Количество написанных им песенных шлягеров поражает! Мало кому удалось сочинить столько выдержавших испытание временем хитов. Одно их перечисление вызывает огромное уважение перед великим талантом Маэстро.
            Вклад Тухманова в эволюцию отечественной песни  трудно переоценить. Он сумел связать традиции советского песенного мелодизма с современными ритмами и стилями. Настоящий новатор, использующий самые свежие достижения аранжировки и звукорежиссуры, Тухманов обгонял время, находился как бы впереди его.

            Давид Фёдорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Его отец был инженером, но зато мама была музыкантом, детским композитором. Именно под её руководством будущий маэстро делал первые шаги в музыке, сочинив в 4 года своё первое произведение.
            Ничего удивительного, что уже к семи годам мальчик знал, чего хочет в жизни, поступив в Гнесинскую школу-десятилетку по специальности фортепиано, где на талантливого ребёнка обратила внимание сама Елена Фабиановна Гнесина. Именно она заметила явные композиторские способности Тухманова и всячески поощряла его стремление сочинять музыку.
            В 1958 году по окончании школы и получив среднее музыкальное образование, Тухманов поступает на композиторское отделение Музыкально-педагогического института имени Гнесиных где учился в классе Фабия Витачека, и который окончил в 1963 году.
            Дипломной работой композитора была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский).
            Отслужив в армии, композитор активно занимается композицией.
            Работать в песенном жанре он начал ещё в студенческие годы. На третьем курсе института двадцатилетний Тухманов сочинил свой первый песенный хит «Последняя электричка» на стихи Михаила Ножкина. Первым исполнителем песни был известный в те годы певец Дмитрий Ромашков. 
            Однако прихода настоящего всесоюзного успеха пришлось ждать пять долгих лет. В  1966 году «Электричку» блестяще перепел Владимир Макаров, открыв дорогу Тухманову на телевидение. С этого момента  Тухманов становится востребованным хитмейкером.

            Во второй половине 60-х годов в СССР начинают создаваться первые вокально-инструментальные ансамбли. Вот где песни Тухманова пришлись как нельзя кстати. Композитору удавалось, казалось бы, невозможное – сочинять необходимые для худсоветов песни патриотической тематики в современных ритмах.
            В 1970 году двадцатипятилетнего Тухманова принимают в Союз композиторов СССР, а 1972 году Давид Фёдорович удостаивается премии Московского комсомола (в 27 лет!).
            В том же году был выпущен первый авторский виниловый диск Тухманова «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей – Александра Градского, Леонида Бергера, Нины Бродской, Галины Ненашевой. Получилась пластинка, объединённая по принципу сюиты, иными словами, с чётко выстроенной концепцией, отвечающая самым взыскательным требованиям мировых стандартов. Ничего похожего советская эстрада до этого не знала.
            Сам Давид Фёдорович позже признавался, что все его пластинки –  это эксперименты над музыкой в стремлении создать что-то новое, необычное.
            Одновременно Тухманов активно сотрудничает с молодёжными коллективами «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся песня», «Добры молодцы», всячески усложняя и модернизируя аранжировки эстрадных песен.

            В 1974 году Тухманов сочиняет киномюзикл «Эта весёлая планета». Вошедшие и не вошедшие в киноверсию треки были выпущены ещё одной авторской долгоиграющей пластинкой. В записи участвовали Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, ВИА «Песняры», «Добры молодцы» и многие другие. Пластинка отлично продавалась и имела большой успех.

            К 30-летию Победы Тухманов на конкурс, объявленный Союзом композиторов, пишет одно из самых значительных своих сочинений – песню «День Победы» на стихи знаменитого поэта-фронтовика Владимира Харитонова.
            Поразительно, но песня никакого места на конкурсе не заняла, более того, подверглась резкой критике. «День Победы» категорически не хотели брать ни на ТВ, ни на радио, сочтя музыку Тухманова фокстротом, а стихи Харитонова легкомысленными. Правда, стоит отметить, что, возможно, не самым удачным был выбор первого исполнителя – Николая Соловьёва.
            Тем не менее, песня очень понравилась Льву Лещенко, и он без разрешения исполнил её на концерте ко Дню милиции, чем буквально возродил песню, которую после этого буквально запела вся страна.
            С тех пор без тухмановского «Дня Победы» не обходится ни одно 9-е мая. Именно это произведение сделалось своеобразным гимном всенародного праздника и неотъемлемым атрибутом всех торжеств, связанных с Великой Отечественной войной.

            Событием огромного значения стала сюита Тухманова в стиле «арт-рок» – диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов разных стран и эпох, подобранные супругой композитора Татьяной Сашко.
            Партии клавишных на пластинке прописал сам Давид Тухманов. В записи вокальных партий приняли  участие молодые, неизвестные в то время широкой публике певцы – Александр Барыкин, Владислав Андрианов, Александр Лерман, Сергей Беликов, Игорь Иванов, а также не имеющий советского гражданства, да ещё и спевший по-английски,  вокалист «Арсенала» Мехрдат Бади.
            Данная пластинка ещё более чётко представляла собой сюитную работу с применением рок-музыки и классики. Понятно, что альбом был быстро распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров. Пластинку буквально сметали с прилавков магазинов, и достать её в ту пору можно было разве что только у фарцовщиков. А номер «Из вагантов» являлся поистине всесоюзным хитом и звучал отовсюду.

            В семидесятые годы Тухманов делает всё новые и новые шаги вперёд: в композициях «Сияй, Ташкент» и «Соловьиная роща» виртуозно использует возможности аналоговых синтезаторов «Oberheim» и «Polymoog», создаёт первое отечественное произведение в стиле «рэп» – песню «Родина моя».
            В 1977 году Д. Тухманову была присуждена Премия Ленинского Комсомола, а в 1980 году он награждён орденом Дружбы Народов.
             В 1983 году композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

            Казалось бы, после такого успеха Тухманов должен был остановиться и не написать ничего более значительного. Но время показало обратное: созданные в период с 1976 по 1983 шлягеры поражают мелодизмом, яркими аранжировками и безукоризненным исполнением. Можно представить путь Тухманова в данный период в виде лестницы, где каждая следующая песня сложнее предыдущей. Такие песни как  «Остановите музыку»,  «Так не должно быть» «Олимпиада-80», «Там в сентябре», «Как жаль» –  вершины мастерства Тухманова, где чётко переплелись классическая музыка, хард-рок и все тогда существующие направления музыкальной индустрии в мире.

            Давид Фёдорович Тухманов открыл дорогу в будущее таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Игорь Тальков, Тынис Мяги, Яак Йоала. 
            Пластинка 1982 года «НЛО» записанная с группой «Москва» –  чистый хард-рок, написанный на стихи поэтов-классиков. Альбомы 1985 года «Ступени» и «Сама любовь» в очередной раз доказывают умение Тухманова сочинять яркие мелодии с применением электронных синтезаторов.
            В 1986 году Тухманову предлагают вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Несмотря на прекрасные песни, Давид Тухманов считает «Электроклуб» коммерческим проектом. Замена Игоря Талькова на приглашённого из Ленинграда Виктора Салтыкова добавила группе популярности у молодёжи, но сделала коллектив ещё одной «танцевальной единицей», всё меньше интересующей композитора-новатора.

            Постепенно Тухманов отдаляется от эстрады, в основном работая в жанре камерной музыки, хотя, по словам Александра Градского, еще в 1974 году на экзамене  в Гнесинский институт, он «исполнял камерные творения Тухманова на стихи Гейне, которые являлись потрясающими произведениями».
            В 1989 году в содружестве с известнейшим детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году в московском театре «Сатирикон» и одновременно в Свердловском театре музкомедии. Начиная с 1995 г., после перерыва, связанного с пребыванием Тухманова в Германии, композитор начинает активно работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Ю. Энтиным написано несколько  песенных циклов. 
            В 1997 году Д. Тухманов возвращается из Германии в Россию. Компакт-диски, записанные в Европе, отличаются очень хорошим качеством ремастеринга с виниловых пластинок. В 1998 г. Д.Тухманов приглашается к музыкальному руководству и написанию музыки для Всемирных Олимпийских Юношеских игр в Москве, и такую же работу он проводит в подобной акции в июне 2002 года.

             В 2000 году композитор отметил свой 60-летний юбилей большими авторскими концертами в ГЦКЗ «Россия» с участием многих звёзд отечественной эстрады. Это время стало своеобразным взлётом: Тухманов доказал, что ремиксы на свои старые песни может делать по-прежнему профессионально.
             Уже в 2000-е годы большим успехом у молодого поколения пользовались ремиксы на хиты Тухманова прошлых лет в исполнении современных исполнителей, в частности, перепетая группой «Премьер-министр» «Восточная песня» на стихи Онегина Гаджикасимова.
            Осенью 2001 г. состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Д. Тухманов написал специально для Людмилы Гурченко.

            В 2004 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца прошли авторские концерты композитора «Притяжение любви».
            В конце 2005 года Д. Тухманов закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г.Полиди).
            Премьера «Царицы» с успехом прошла 22 и 23 июля 2009 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург). Режиссер-постановщик Д.Бертман. 25 и 26 ноября состоялась московская премьера оперы «Царица». Спектакли прошли на сцене Государственного Кремлевского дворца и были тепло приняты публикой.
            В юбилей композитора, 21 и 22 июля 2010 г., театр "Геликон-Опера" представляет оперу «Царица» на новой сцене Большого театра.
            Д. Тухманов является кавалером почётного знака Российского Фонда Общественного Признания. В июне 2003 году Д. Тухманову была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области эстрадного искусства.
            Сегодня указом президента России Д.Ф.Тухманов награждён орденом «За заслуги перед отечеством».