Совсем не мелочь

Евгений Неизвестный
(педагогические будни)

Под звуки первого звонка девятиклассники, толкаясь и перешучиваясь, медленно втягивались в кабинеты. Ко второму звонку рекреация, куда выходили двери трех «естественных» кабинетов – химии, физики и биологии, опустела. В рекреации воцарилась тишина, и лишь за дверями кабинетов слышался гул голосов и звуки передвигаемых стульев.

        Заметим, что школа-десятилетка была разделена на начальную и старшую не только по формальным признакам, но и архитектурно. Состояла она из двух трехэтажных корпусов, соединенных вестибюлем. Даже учителя старшей и начальной школ не всегда ориентировались в хозяйстве своих коллег. Требовались некоторые усилия, что бы найти нужный кабинет или класс. В этом большом комплексе зданий общими были вестибюль с гардеробом, актовый зал со сценой, и столовая. Только здесь ученики старшей и начальной школ пересекались.
Внимательно присматриваясь к табличкам на дверях, к кабинету биологии подошла Наталия Александровна,  завуч начальной школы. Постучав, заглянула вовнутрь кабинета. Сверившись с расписанием уроков, висевшем в вестибюле, она определила, что 9-В сейчас будет здесь, на уроке биологии. А урок этот ведет как раз-то их классный руководитель, Георгий Иванович.

    Наталие Александровне предстояла при-неприятнейшая миссия – сообщить учителю биологии Георгию Ивановичу об очередном ЧП, случившемся на большой перемене в школьной столовой. Ученик 9-В класса, Николай Красин в очередной раз отличился: - он незаконно завладел, а говоря попросту – украл у второклассников котлеты.
Тут впору пояснить, что ученикам начальной школы накануне большой перемены в столовой накрывали и сервировали столы. С началом перемены малышей приводили в столовую, где они за время перемены успевали поесть. Ученикам же старшей школы приходилось стоять в очереди в буфет, где они приобретали звездочку, пирожок и стакан молока, или же талон, который обменивался в окне кухни на горячий обед.
    Если кто-то и забыл, сколько длится большая перемена в школе, то напомним – двадцать минут. Успеть порезвиться, попрыгать, покурить за зданием школы и при этом - пообедать умудрялись не все. Поэтому многие старшеклассники брали с собой из дома бутерброды, тем самым решая проблему обеда.

     И лишь ученик 9-В класса Красин додумался до того, чтобы по дороге на "хоздвор" школы, где старшеклассники проводили большую перемену, забегать в столовую и «прихватывать» с сервированных для малышей столов оладьи или несколько котлет с кусочком хлеба. И если его одноклассники одобрительно посмеивались, не решаясь осудить Николая, то учителям начальной школы это доставляло массу хлопот – от расстроенного плачущего малыша, остающегося без обеда, до рассерженной поварихи, у которой котлеты и оладьи были расписаны под отчет.

     Поскольку учителя начальной школы знали всех своих бывших «выпускников» в лицо, то выявить личность обидчика малышей не составило труда. И вот, Наталии Александровне, как завучу начальной школы, коллегами была поручена  педагогическая миссия – донести этот нелицеприятный факт до ведома классного руководителя 9-В класса, то есть, до ведома Георгия Ивановича.
9-В сидел насторожившись, пока Георгий Иванович, строго поглядывая на класс, беседовал в дверях с Наталией Александровной. Ученики выкладывали на столы принадлежности, тихо переговаривались, постепенно затихая. Дети догадывались, что Наталия Александровна здесь не спроста.
       Наконец Наталия Александровна, бросив многозначительный взгляд в сторону Красина, попрощалась и ушла. Красин поерзал на стуле, и притих, уткнувшись носом в учебник.
       Георгий Иванович, закрыв за Наталией Александровной дверь, прошел на кафедру. Окинув взглядом класс, он отметил отсутствующих и сообщил тему урока. Пока дети записывали тему урока и шелестели страницами учебника в поисках нужного параграфа, Георгий Иванович искоса посматривал на Красина, пытаясь понять мотивы его поступка. Ничего, кроме хулиганских мотивов в поведении Красина, в голову учителю не приходило.   
   
      Рос Николай без отца, но не сиротой. Несколько лет назад отец развелся с матерью и женился на молодой женщине. Но, занимая должность главного инженера крупнейшего предприятия, бывшую семью хорошо обеспечивал. Более того, на родительские собрания приходил именно он, опекаясь воспитанием старшего сына. Одним словом, Николай не голодал и не был обделен отцовским вниманием. Да и обед школьный стоил тридцать копеек. Не такие уж большие деньги, с учетом того, что карманные деньги у Красина-младшего водились. Как заметил для себя однажды Георгий Иванович, на «Марльборо», предмет зависти одноклассников, мальчишке хватало.
- Странную форму социального протеста выбрал мальчишка, - подумалось Георгию Ивановичу, - ишь до чего додумался: котлеты у малышей таскать. Не знаю, как и отцу-то об этом рассказать. Да и поможет ли отец со своими назиданиями?
Поймав на себе пристальный взгляд классного руководителя, Красин поежился, и вновь сосредоточенно уставился в учебник.
Решение пришло в голову Георгия Ивановича неожиданно.

      Дети встрепенулись, с удивлением глядя на учителя. Тот сосредоточенно шарил по карманам брюк и пиджака, что-то извлекая из карманов и выкладывая на стол. Собрав со стола в руку найденное, Георгий Иванович сошел с кафедры и пошел вдоль столов, держа ладонь лодочкой. В ладони поблескивала мелочь.
- Ребята, - обратился он к классу, - если у вас есть мелкие деньги, мелочь, то  сбросьтесь, кто сколько может. Мне крайне понадобились мелкие деньги. Для благотворительности...
     Ребята оживились, заулыбались, охотно доставая из карманов, пеналов и прочих загашников, мелкие деньги. Они знали способность своего классного руководителя к оригинальным поступкам, поэтому предвкушали что то неожиданное. Например, покупку новой рыбки в классный аквариум или нового попугайчика – до пары.
     Один Красин, вспомнив взгляд учителя и предчувствуя какой-то подвох, сидел насупившись. Но в карман все-таки полез, не желая отставать от товарищей.
Обойдя класс и собрав в обе ладони внушительную груду мелких денег, Георгий Иванович подошел к Красину и сказал:
- А у тебя, Коля, денег я не возьму. Вот тут мы собрали, всем миром, кое-какую мелочь для тебя. Что бы ты мог котлеты покупать, а не таскать их у малышей. Теперь, надеюсь, тебе хватит на котлеты?
       Георгий Иванович вывалил из ладоней на стол перед Красиным груду мелочи. Красин вскочил, густо побагровев, и понурил голову. Воцарившаяся, было на секунду, мертвая тишина была взорвана хохотом. В классе все прекрасно знали про выходки Красина в столовой, но полагали, что это будет долго оставаться безнаказанным. Теперь дети догадались о причинах визита Наталии Александровны после большой перемены.
- Не возьму я этих денег, - выкрикнул Красин, и смахнул мелочь со стола. Серебристые кружочки со звоном раскатились по полу.
- А вот это ты зря, Коля, - сказал Георгий Иванович, - останешься после урока и поможешь дежурным собрать деньги. Деньгами, даже мелкими, сорить нельзя. И задание тебе будет специальное, - продолжил Георгий Иванович, обращаясь к насупившемуся Николаю, -купишь на эти деньги корм для попугаев, если на котлеты тебе деньги не нужны!

- Итак, на чем мы остановились? – переключился Георгий Иванович на класс, - какая у нас тема урока, Черемушкина?
Дальше урок пошел в обычном ритме. Но для Красина этот урок остался памятным. Никогда он больше не забегал в столовую с целью прихватить котлетку с детского стола. А на собранные деньги Красин купил корм для попугаев, и даже покормил их.
Бедные попугаи….
Но это уже другая история, про трех попугаев.