Отец

Крича
***литературный сценарий

Эпизод 1.
Зимний вечер. На голые кусты падают крупные хлопья в снега. На небе ярко светит полная луна, и мерцает россыпь звезд. Площадка детского сада. Рядом с качелями стоит мальчуган лет пяти, одетый в синюю пихору. В голой руке он сжимает веревочку, которой привязан игрушечный грузовик. Машина вся покрытая снегом стоит рядом с ногами ребенка. Мальчик с грустью, не моргая, на калитку в детсадовской ограде. Сильнее сжимает в покрасневшей от мороза ручке веревочку. За его спиной (на заднем плане) в нескольких метрах находится здание типичного двухэтажного детского сада, над входом в которое горит яркий фонарь. Под фонарем на крыльце стоит молодая женщина, из-под куртки которой торчит белый халат. Она переступает с ноги на ногу, вжимает голову в плечи, смотрит на наручные часы и быстро одергивает рукав обратно.
Красный детский носик с каплями прозрачных сопелек над верхней губой. Детская рука в варежке стирает их. Маленький мальчик все так же стоит рядом с качелями. Его грузовик уже целиком весь в снегу. На шапке, шарфе и плечах ребенка толстый слой снега. Он все смотрит на калитку, за которой силуэты деревьев, подсвеченных дальним фонарем. Виднеются единичные горящие окна ближайших домов.


Эпизод 2.
Вид из окна этажа седьмого: типичный двор спального района СПб, крупными хлопьями падает снег, сквозь черноту деревьев рядом с домом видна пустая дорога, освещенная фонарями. Поворот камеры на 180 – из окна в квартиру. (Съемка через приоткрытое окно. Рамы старые, давно некрашеные, сквозь застиранную драную занавеску).
Стандартная двенадцатиметровая комната (дом-корабль). Выцветшие обои, кое-где оборванные. Обстановка комнаты ветхая и неухоженная. На одной из стен висит пыльный ковер, под которым стоит продавленный засаленный диван, кое-как накрытый дырявым пледом. Напротив стоит совдеповский огромный шкаф, у которого покосились и не закрываются дверцы. Рядом с ним стоит сервант с мутными стеклами и каким-то барахлом за ними. Чуть поодаль на табуретке стоит ламповый телевизор, верхняя крышка и часть экрана которого залиты застывшими каплями воска. Задней крышки у него нет. Перед ним на грязном голом полу сидит чумазая девочка лет четырех. На ней одеты серые с пятнами колготки, которые продраны на пальцах. Девочка смотрит по телевизору Санта-Барбару и жует размякшее печенье. За ее спиной в центре комнаты рядом с диваном стоит покрытый рваной клеенкой стол, на котором возвышаются початая бутылка водки и еще одна целая, рядом стоит трехлитровая банка огурцов, на блюдце лежат неаккуратно нарезанные куски сала. (Движение камеры по столу от сала). Стоят три стопки водки. У одной стопки отколот кусок. На диване тискаются мужчина и женщина. Молодые. Лет 30, но на вид неопределенного возраста. На лицо все признаки страстной любви к алкоголю (одутловатое лицо, красная кожа, заплывшие глаза и т.д.). На стуле за столом сбоку от дивана сидит еще один аналогичного вида мужчина. Он берет открытую бутылку водки и разливает по стопкам. Потом рукой одергивает другого мужчину, показывая на стопки. Парочка тут же отлипает друг от друга и берет тару. Женщина улыбается своему кавалеру беззубым ртом, поднимая стопку. Крупным планом – стопка в ее неухоженных пальцах, через которую виден силуэт сидящего на полу ребенка.


Эпизод 3.
Крупным планом – стакан, в котором растворяется шипучая таблетка. Мужские ноги в рваных домашних тапках идут по старому ленолиуму. Смена крупности плана. Мужчина держит в руке тот же стакан, при этом стоит к камере полубоком со спины (в расфокусе), на заднем плане (в фокусе) – спиной стоит коленками на стуле пятилетний мальчик, положив руки на подоконник и упираясь в них подбородком, смотрит в окно. На нем надеты шерстяные носки, фланелевые штаны с рубашкой, горло перевязано шарфом. Мужчина двигается в его сторону. (Это тот мужчина, который обжимался с женщиной). Ребенок оборачивается. (Мальчик с детсадовской площадки). У него болезненное бледное лицо. Смотрит на му3жчину и улыбается. Тот подходит ближе, отдает стакан с растворившейся таблеткой. Мальчик выпивает. Мужчина треплет его по голове и прижимает к себе, смотря в окно, за которым идет снег. За окном виден двор с большой горкой, с которой катаются дети.


Эпизод 4.
Зима. Горка во дворе, с которой катаются дети. Среди детей есть мальчик. У него советские санки с железным корпусом и синими деревянными рейками. Он веселится вместе с другими детьми: толкают друг друга с горки, кидаются снегом, специально скатываются на санках в сугроб.
Издалека в сторону горки двигаются две фигуры. Пошатываются. Попав под свет фонаря, видны их лица – это отец мальчика и его беззубая спутница. На мужчине запачканная одежда, будто он валялся в грязи. В руке он держит открытую бутылку дешевого портвейна. Выпивает прямо из горла, протягивает ее своей даме. Она улыбается во весь рот и тоже выпивает.
Мальчик на горке замечает их, отвлекается от товарищей, улыбается и машет папе с тетей рукой. Папаша тоже в ответ машет рукой, в которой держит портвейн. Вдруг мужчина срывается с места и бежит на горку, таща за собой за руку свою спутницу. Он несется, не обращая внимания на детей вокруг, толкая и задевая их.
Мальчик, видя, как папа бежит к нему, улыбается еще шире. Его шапка сбита на бок, шарф развязался. Он стоит на вершине дворовой снежной горки с блестящими от радости глазами, сжимая в промокшей рукавице веревку от санок. Папаша подбегает к нему, вырывает веревку из рук, отталкивает сына. Усаживает свою женщину на отобранные санки, садиться еще и сам, отталкивается, и они катятся с горки.
По красной щеке мальчика скатывается слеза.
Под горкой валяются в снегу пьяные папа с подругой. Они громко и вызывающе смеются. Чуть в стороне от них стоят сломанные санки.


Эпизод 5.
Открывается входная дверь квартиры. Заходит мальчик с портфелем на плечах и с пакетом сменки в руке. Из кухни выходит опухший отец с “Примой” в зубах. Мальчик не смотрит в его сторону, снимает верхнюю одежду. Отец уходит обратно на кухню. Возвращается, держа в руке новые санки. Улыбается беззубым ртом и треплет сына по голове. Тот кивает в благодарность, но лицо его остается прежним – ни намека на радость. Раздевшись, мальчик берет портфель, идет в свою комнату мимо отца, не поднимая на него глаз.


Эпизод 6.
Мальчик подрос. На вид ему лет 13. Отец выглядит еще хуже. На лице все признаки многолетнего беспробудного пьянства.
Бедная маленькая, не ремонтированная кухня. Ветхая мебель. С чернеющей от гари сковороды мужчина выкладывает пюре с вкраплениями сковородочной золы на тарелку. Затем вилкой из старой сгоревшей кастрюльки достает две сосиски и кладет их к пюре. Тарелку с едой он ставит на стол, покрытый старой грязной и кое-где рваной клеенкой, перед сыном. Мальчик кушает. Отец садится рядом на табуретку, расстилает на столе газету и начинает ножом точить простые и цветные карандаши.


Эпизод 7.
Школьный класс, в котором ученики проводят уборку. Среди подростков наш мальчик.
На учительском столе лежит огромная стопка дневников.
В дверях класса появляется женщина в дубленке и меховой шапке. Одна из девочек радостно улыбается ей, подбегает к учительскому столу, находит в стопке свой дневник, бежит к матери, на ходу открывая страницу с четвертными оценками. Женщина смотрит их, прижимает девочку к себе и целует в макушку. Они уходят.
Остальные дети продолжают убирать кабинет: кто-то моет парты, кто-то протирает пыль с полок книжных шкафов, кто-то ухаживает за цветами. А мальчик моет пол. Рядом с ним стоит таз с грязной водой.
Вдруг в дверях появляется отец. Он пьян – его пошатывает. Он, ни на кого не обращая внимание, идет по вымытому и еще влажному полу к учительскому столу, оставляя грязные следы. Разворошив по всему столу дневники, находит нужный, открывает страницу с четвертными оценками. Там три тройки: по физике, алгебре и геометрии.
Мальчик застыл на корточках с тряпкой в руках и с ужасом смотрит на отца.
Тот резко швыряет дневник на пол, быстрыми шагами направляется к сыну, наступив на дневник. Подходит к нему, наклоняется, хватает за волосы на затылке и окунает голову мальчика в таз с грязной водой. Так же быстро покидает кабинет.
Одноклассники испуганно смотрят на мальчика. Переглядываются и перешептываются.
Ребенок поднимает голову. По его лицу стекают капли грязной воды и слезы.


Эпизод 8.
Герой вырос. Он уже не мальчик, а молодой мужчина. На вид лет 22-24х.
Отец внешне совсем сдал.
Молодой человек моет лицо в раковине ванной комнаты. Поднимает глаза и смотрит на себя в зеркало. По лицу стекают капли чистой воды.
Он берет большую спортивную сумку, идет в прихожую, обувается, кидает связку ключей на тумбочку с тремя ножками. Они скатываются и падают на пол. Молодой человек не замечает этого, берет сумку и выходит из квартиры, не закрыв дверь.
Из кухни выходит отец с “Примой” в зубах и бутылкой пива. Смотрит на валяющиеся на полу ключи, потом на открытую входную дверь.


Эпизод 9.
Небольшая, чистая, уютная комната.
Облокотившись на подоконник, стоит молодой человек и смотрит в окно. За окном падает снег. (повтор ракурсов начала 3 эпизода).
Крупным планом стакан с водой, в которой растворяется шипучая таблетка.
Женские стройные ноги в милых домашних тапочках идут по светлому ламиниту.
Девушка держит стакан в руке, стоя к камере полубоком со спины (в расфокусе), на заднем плане – у окна стоит молодой человек, спиной к входу (он в фокусе). Девушка идет к нему. Молодой человек оборачивается, смотрит на девушку, улыбается, садится на кровать. Она подходит к нему. Барышня на последних месяцах беременности. Она пьет из стакана, а молодой человек обнимает ее, прижавшись щекой к большому животу. Закрывает глаза, улыбается.
Вид из окна, за которым уже стемнело, идет снег, дети во дворе (вдали) катаются с горки на санках.