Технология русского белого стихосложения

Валерий Стар
Посчастливилось мне быть посещённым Лилей Зиль... Разумеется и я посетил. С удовольствием читал её Фетиш. И всё-то чем-то от него веяло. Во-первых, палиндромом. Я даже пытался наоборот читать, но... нет((( Во-вторых... вспомнил! - вот эту самую свою штучку... почему-то. Веет... А чё - не всё практиковать, теоретизировать тож могём))))
Спасибо Лилечке, что напомнила)))


    Ребенок стал изучать в К* колледже при Филфаке литературоведение. Курс читает сам Д***. Да-да, тот самый, с Хрустальной Совой. Ну, мы с ним  (с ребенком) и заспорили о верлибре. Его основные тезисы: на русском языке верлибр невозможен, ибо язык наш немелодичен, не певуч и неритмичен. И еще куча всяких НЕ. Я настаивал на том, что дело не в той или иной технике, а в наличие или отсутствии поэзии, которая есть философско-музыкальная концентрация мысли, сосудом для которой может служить и ямб, и хорей, и даже проза. Но дело в том, что проза, став сосудом для поэзии, перестает быть прозой и становится стихом в большей степени, чем ритмическая проза, которая вообще не стих. Ведь поэзия есть то, что остается, когда из стиха удается вычесть слова, ритм и рифму, то есть божественная пустота. Короче (хоть и был наш спор не короток), на каждое его НЕ я вываливал горы подобной зауми, но завалить так, конечно, и не смог. Молодость не завалишь. Хотя, будучи практиком, приводил примеры, в том числе и из себя. Старательно завывал:

В день, когда голодал я
Голодная подошла собака…

Какой-то дурак
Сперва расколошматил луну
Потом разодрал в клочья облака
И горы скомкал не читая
Как старую газету…

А потом мы долго говорили с ним
О космических безднах
Не тех что разделяют галактики
А тех что разделяют людей…

Как хороши, как свежи были розы…

Жаль, ребенок не практик (даже, подозреваю, отрицатель практики) и контрпримеров не приводил, но меня громил беспощадно, планомерно, и я познал горечь безысходности. Особенно напирал он на то, что в нашем языке почти нет дифтонгов, а именно они (если уж нет у нас смыслообразующих гласных разных по длительности) и придают стиху мелодичность. Я раздражался на его механистичность и не подтянул резервов на этот фланг. Да их у меня и не было, как оказалось. Это я понял, анализируя позже всю неуспешную операцию.
Возможно, он прав. Но мне кажется, что я распознаю поэзию, как бы она не маскировалась, и мой музыкально нетребовательный слух не взыскует согласованности, раз уж авторская мыслемоция воплотилась в таком виде.
Однако, будучи практиком, побаловался на развалинах дискуссии с дифтонгами. Оказалось, они бывают двух видов: в самом слове и на стыке слов. В последнем случае они могут удлиняться до три-, тетра- и даже до пентафтонгов: длинношеяя аура. Не мелодично ли?
Потом взял листок и начал записывать слова с дифтонгами подряд, по мере их поступления в башку.
Воитель союз двуединый баян Боян бояре коитус поистине вояж Стоянов Олейник туес Обломов боа дао Мао неярко Алла Аллах мяу ау орудие орало орала молила из рая Рая простая края раёк яичница какао макияж лая Аглая у. о. у. е . куёт судия смывая длинношеее окоём Илия растение заяц паяц поезд околица поёт поэт поубавить коуш холуи…
Затем попытался связать их смыслом.


Двуединый союз
Наглых воителей
И алчных бояр
Воспевать ли боянам?
Тогда воспевают пускай
И коитус любвеобильных коал
Воистину им соитие
Важнее вояжей
И Олейник у Стоянова
Из виртуального туеса
Боа извлекает
Считая что это его дао
К Мао
Но мяу его еще
Беспомощнее ау
И Алла Аллаха молила
Синие очи опустив горе
А после орала
Когда Илия орала куя
Орудия изводил
И на майдане
Простая стая лая
Ей в своем крае сулила быть
А не в раю
А ее рок – раёк
И не более
И не выше
И в какао макияж
Стекает.
А наш Судия? Он что – у. о.?
Зачем все свел к у. е.?
И самая длинношеяя
Окоема с околицы не увидит
Какой же коуш ей объять
Чтобы не лопнуть!
А сонмы паяцев
Роя;сь
Порождают только наезды
И все потому что баяны
Воспевают……
 

Прикинул, середину удалил, оставшееся шлифанул… И вот.

 
Велеречивые бояны
Суетливо воспевают
Двуединый союз
Наглых воителей
И алчных бояр.

Издеваются?

Воспевали бы коитус
Любвеобильных коал
Воистину, им соитие
Важнее вояжей
Про это пускай и поют.

А они и поют.
Поют хвалу использованию
Безмолвствующего
Жирующим.

А сонмы маниакальных
Паяцев роя;сь,
Роются в неотъемлемом
И порождают только наезды.

Издеваются…

А все потому, что
Холуи-бояны воспевают
Двуединый союз
Наглых воителей
И алчных бояр.
 


Так, помахав кулаками после драки, я получил глубокое самоудовлетворение.
Чего и вам желаю. 

ноябрь, 2004