Притча о двух братьях

Артур Шахбазян
Однажды два брата ушли на войну.
Спустя время старший из братьев был ранен и взят в плен. В плену этот брат научился языку врагов, изучил их историю, полюбил их книги, а потом принял их веру, потому что она оказалась ему ближе, и бывшие враги стали считать его равным.
Младший брат, который вернулся домой невредимым, думал, что старший его брат погиб, и скорбел.
У старшего же брата дома остались жена и дети. Младший взял жену брата в свои жены, а детей усыновил, и стал их воспитывать и оберегать, ибо дорожил тем, что любил его брат, ибо любил своего брата.
Спустя время война возобновилась, и братья оказались по разные стороны копий и сабель. И в самый разгар боя старший брат увидел младшего и спросил: "Скажи мне, как мои жена и дети?" - а младший ответил: "Брат, я думал, что ты погиб, и я взял твою жену в свои жены, а детей усыновил и стал воспитывать и оберегать. Не гневаешься ли ты на меня?" И тогда старший брат остановил бой и прекратил войну, ибо мог, ибо бывшие враги считали его равным, и сказал: "Брат, если бы ты ответил мне, что оставил моих жену и детей, я тотчас же вонзил бы копье тебе в сердце, ибо не был бы ты больше моим братом. Но если бы ты знал, что я жив, и взял бы мою жену в свои жены, а детей бы усыновил, я бы равно тотчас же вонзил бы копье тебе в сердце, ибо и тогда не был бы ты больше моим братом. Ибо прежде всего другого как наказывается, так и поощряется не деяние, но намерение, с которым это деяние совершается".