Раки на Днестре

Людмила Москвич
     Мы давно собирались поехать на Днестр специально за раками, да все не получалось. Мне очень хотелось посмотреть на этот, незнакомый мне метод ловли. Мои сыновья, будучи подростками, ловко вытаскивали их руками из норок, нарытых в отвесных берегах Днестра. Плавали и ныряли они отлично, но все равно,  я не приветствовала такой метод добычи. Да и часто страдали от этого пальцы – раки щипались больно.
     Анатолий ловил раков рачницами. Это обруч, диаметром 60см, к которому прикреплена сетка – сачок, и длинная веревка. На дно сетки прищепкой крепится кусок  рыбы, желательно «с душком». Все это забрасывается с высокого берега  в воду, под откос, и конец веревки привязывается к дереву, или кусту на берегу. Эта ловушка работает, пока не кончится рыба – наживка. Периодически вынимай раков и забрасывай опять. Главное, надо знать место.  И, такое место, у моего мужа было присмотрено давно

     Выехали, как обычно, вечером в пятницу. Место у нас значилось, как Айвовая поляна. Там на высоком берегу Днестра росла дикая айва. В садах айва растет деревом, а здесь это был многоствольный высокий дерево – куст. Плоды были мелкие, как абрикосы. Осенью мы уже не однажды собирали их, и варили вкуснейшее варенье. А под деревом любили собираться фазаны. Пространство под  деревом  было изрыто, покрыто перьями и пухом, как это обычно бывает, когда там пасутся куры. Фазаны ночуют на дереве, как куры,  кем они, в общем-то, и являются. Место расположено далеко от жилья, и там,  эти красивые птицы, чувствуют себя в безопасности.

     Мы приехали под вечер. Как  обычно, каждый занялись своим делом. Толя пошел ставить рачницы и донки. А я, как хозяйка, занималась нашим бытом. К наступлению темноты у нас было все готово. Ужинали  при свете костра. А потом долго  сидели на берегу. Любовались восходящей луной, звездным небом. На противоположном берегу  то же  горел костер. Там мелькали силуэты  нескольких человек. Мы решили, что это молодые люди, может быть студенты. Среди деревьев стояли несколько палаток. Потом все уселись у костра и зазвучали молдавские песни, грустные и мелодичные. А потом долго звучала скрипка. Нежно и страстно, как будто тоскуя и жалуясь. Это было сказочно прекрасно. Постепенно костер погас и скрипка умолкла. Ночь вступила в свои права. Все спало кругом, только Днестр мчался мимо лесов и полей, садов и виноградников, городов и сел. К морю, к Черному морю.

     Утром  встали,  как только взошло солнце. Сначала решили проведать нашу айву. Тихонько прокрались еле заметной тропинкой к полянке, где росло это дерево-куст. Два красавца  петуха, сидя на нижних ветках, чистили свои роскошные хвосты и перья. Серенькие скромные фазанки – курочки,  что - то склевывали в рыхлой земле, старательно рылись в опавших  листьях. И все время посматривали на своих нарядных повелителей.  Мы с Толей боялись дышать, что - бы не спугнуть эту идиллию. Но, вдруг фазаны резко захлопали крыльями,  и вся стая, разбежавшись, поднялась в воздух и полетела в сторону полей. Очевидно, кормиться. Пора было и нам заняться делом.

     Первым делом сняли донки. На пять донок попалось 4 судака, причем один был кг.2,5. и одна  заблудившаяся чехонь. Их посадили в  сачок и забросили в реку. Донки забросили вторично.
     Наконец подошла очередь рачниц. Их у нас было 10 штук. Они стояли через 8-10м. В первой оказалось 3 хороших рака, в остальных,  то же копошилось по 2-3 штуки.  Их решили сварить на завтрак. Быстро  разожгли костер, закипятили  воду, и  аромат вареных раков поплыл вдоль берега. После завтрака еще несколько раз проверяли рачницы, пока не была съедена вся наживка. Толя установил на донки колокольчики, и теперь мы бросались снимать добычу, как только она попадалась. В основном попадались судаки. Улов был богатый, и мы решили не оставаться на вторую ночевку, а вечером ехать домой. После обеда, не торопясь, искупались в Днестре, немного полежали на берегу, и стали собираться. Анатолий возился со снастью, а я собирала и укладывала  прочие пожитки. Потом поднялась на дамбу. По ту сторону дамбы  лежали колхозные поля, уже убранные, только разбитые ящики лежали кучей у дороги. Пока Толя возился с машиной, я побродила по полям и собрала в полуразбитый ящик помидор и перцев – поздних плодов уходящего лета.  И несколько кочанов капусты, пропущенных  сборщиками в густой траве у канала. Отлично, не надо будет завтра идти на рынок.
 
     Анатолий выбрался на  дамбу, и мы поехали домой. Вечером навестили детей, поделились добычей. Завтра отдыхаем дома.