Проблемы русской Эстонии

Мальхан
Хотите знать о том, как воспринимают проблемы русских соотечественников Эстонии в России? Тогда вам будет любопытно ознакомиться с этим текстом.

В одном из эссе («Гибель России», книга «Черный Дом» Тайный механизм колонизации и уничтожения России «мировым сообществом» - М.: Изд-во «Метагалактика», 2000. – 320 с.) известного писателя и публициста Ю.Д. Петухова   есть такие слова:

"Эстонская" Нарва, в которой живет 99 процентов русских, отключает воду и канализацию у русского Иван-города… за долги. Бред. Театр абсурда. Ежели всех до единого эстонцев вместе с их движимостью и недвижимостью, а также со всеми русскими прихлебателями, мечтающими превратиться в ээсттоннццевв (а таковых в Эстонии – почти все русскоязычные, не помнящие родства) ежели их всех продать в рабство с потрохами на веки вечные, и тогда не наберется и тысячной доли того, что Чухония должна России, без которой вообще давно не существовало бы никакой Эстонии. Но в долгах оказались мы. Простота, как и было сказано, хуже воровства. И всё бы ничего, да ведь в этой «загранице» больше половины русских! а в Нарве-Нарове – почитай, все! Ненависть и презрение самих русских к самим себе, их зависть ко всем вокруг столь чудовищно велики, что они готовы стать кем угодно, только бы не быть русскими… Эх, мать-Россия, повезло тебе с детишками! Хотя и где это мы увидели русских-то, их нынче по пальцам перечесть, а населяют расейские земли люди разные – чудь, весь, мурома, водь, ижора, мордва, вепсы, буряты с калмыками, татары, киргизы, казахи да вездесущий кавказский житель… какие тут русские!
Как с этрусками загадочными! Жили они были в Италии, пили-гуляли-веселились веками, и как-то незаметно сплошь да рядом вдруг стали объявляться какие-то латины-римляне, сначала мало, потом побольше, потом совсем много – и как-то раз поглядели по сторонам пришлые, а никаких этрусков больше и нет вовсе, подевались куда-то, повымерли, никто и не помнит про них толком ничего. Загадочный народ! Между прочим, сами этруски называли себя расенами. Были расены и нет расенов. Тайна бытия! Сакральная мистериальность или мистериальная сакральность, как сказал бы философ Дугин. Расены вымерли. А прочие живут и в ус не дуют. Ворота у преисподней широки, но невидимы. Туда уже не один народ провалился. Да еще без воды и канализации. И смех и грех! Интересно, куда провалится Ээстооннийаа, коли ей на недельку отключить русский газ, русскую электроэнергию, русскую нефть и все прочее русское?! Ведь за эту недельку все бы национальные проблемы можно было бы на века вперед разрешить!»

Хоть книга вышла десять лет назад, но отношение к русским не изменилось. Никто и не пытается разобраться в том, что собой представляет русская диаспора в Эстонии. (Я уж не говорю о том, что воду в Ивангород из Нарвы перекрывают отнюдь не «99 процентов русских» жителей Нарвы, а тот самый один процент имеющих власть эстонцев). Взаимных претензий хватает – многие русские до сих пор считают, что Россия их предала в тот момент, когда согласилась на выход Эстонии из состава СССР, не обговорив предварительно судьбу проживающих на территории Эстонии русских. Тут можно уточнить, что отнюдь не все (и – даже не большинство) русских жителей Эстонии мечтает обрести эстонское гражданство.
Да, хотелось бы понять, - если бы речь шла о тех русских, которые оказались на территории Украины и Белоруссии - накал страстей был бы так же ярок? Или для прибалтийских русских есть одна шкала "родственности", для кавказских русских - другая, а уж для проживающих в Таджикистанах-Туркменистанах - так тут и совсем даже особая?
Свидетельство тому – число тех, кто предпочел российское гражданство. Они смотрят русское телевидение, следят за событиями русской культуры, хорошо знают музеи Москвы и Питера, посещают все спектакли гастролирующих в Эстонии театров.  У этой категории русских выбор вполне осознанный – связь с Россией и русской культурой неразрывна, остались родные и друзья в России, эти люди часто ездят в Россию, и не только в служебные командировки. Они неразрывная, единая часть большого русского народа, независимо от того, родились ли они в Эстонии, или приехали сюда уже в сознательном возрасте.
Есть другая категория русских, те, у кого родственники жили в еще довоенной первой Эстонской республике. И таких немало. Часть из них – потомки старых русских семейств причудских старообрядцев, потомки дореволюционных торговцев, ремесленников и священнослужителей. Они на территории Эстонии жили веками. Другие – пришли с отступающей армией Северо-Западников Юденича. Тут и редкие потомки военнослужащих, и не менее редкие потомки гражданского населения, успевшего убежать из революционной России в новорожденную Эстонию. Эти получали «синий» паспорт потомственного гражданина Эстонии по праву рождения.
К ним присоединились те, кто искренне поверил в обещания равноправного демократичного общества и голосовал за Конгресс Эстонии (подал голос за независимость Эстонии в критические времена).
Есть и третья категория – убежденные «интеграсты» (сторонники политики интеграции русских в эстонское общество). Тут можно сразу обозначить такие имена, как Е. Кришифович и С. Метлев – одиозные личности из молодежной организации «Открытая Эстония». Эти старательно «прогибаются» перед властью. Иногда в своих стараниях они перегибают палку и становятся откровенно смешными.
Сложней обстоит дело с теми, кто оказался в положении «безгражданства», получив на руки серый паспорт «чужого». Контингент серопаспортников самый пёстрый – тут и родившиеся в Эстонии послевоенные русские (у которых уже внуки подрастают на этой земле, и пара поколений уже здесь похоронена). И такие, кто приехал в Эстонию лет тридцать-сорок тому назад (может и меньше). Они не сумели влиться в местную среду, не принимают местные обычаи, им не даётся изучение сложного эстонского языка. Как последствие – неприязнь ко всему эстонскому – к национальной кухне, укладу местных повседневных обычаев, даже к блюдам местной кухни. Но уезжать из Эстонии они не хотят. Тут тоже множество самых разных причин – смешанные семьи, незнание государственного языка, неодолимое стремление некоторых из русской общины к «красивой жизни», в конце концов – невозможность разорвать многолетние дружеские и родственные связи, невозможность уехать от беспомощных стариков, от многочисленных могил родни. Да и кому реально нужны в России эти, уже пожившие и скептично настроенные люди? Не зря же и условия переезда на ПМЖ (постоянное место жительства) для жителей Эстонии совсем не кажутся привлекательными. Да и быт в предлагаемых местах для переселения очень далек от привычных стандартов повседневной жизни в Эстонии.
Теперь подумайте сами: в каждой из уже перечисленных групп есть свои богатые и бедные, политически активные и совершенно равнодушные к политическим пертурбациям. Есть люди, которые мечтают о переезде в «старые» страны Евросоюза, есть – мечтающие о квартире в Петербурге или Москве, а молодежь ищет денежную работу в любой стране мира, не особо «заморачиваясь» проблемами патриотизма. И каждая такая группа ищет такую силу, которая сможет выражать её настроения на уровне представителей народной власти в демократическом государстве. И – ни у кого это не получается…
А вот как характеризует отношение эстонского государства к русским известный журналист Дмитрий Кленский:
«Так, русофобский эстоноязычный интернетпортал «Delfi», хоть и в привычном высокомерном тоне, пишет, что с талантливой русской молодежью "надо обходиться так, чтобы, она, образно говоря, была готова кушать с твоей руки", но все же полностью соглашается с выводами названного авторитетного рапорта. Вот некоторые из этих, пусть и с налетом нафталина, упреков: "Эстонскую и русскую общины мы должны воспринимать как единое целое. И это большой вызов, потому что у нас разные точки зрения в вопросах культуры, образования и работы... Многие русские родились в Эстонии. И это не их вина, что их родители когда-то сюда приехали. А мы, эстонцы, преподносим это как нечто плохое.. Для человеческого ресурса Эстонии потеря от уезжающей за рубеж русской молодежи, родившейся в Эстонии и получившей здесь образование, значительна... Их недопустимо считать оккупантами... Необходимо обеспечить каждого неэстонца возможностью бесплатного обучения государственному языку, рекомендовано привлекать представителей нацменьшинств к работе на руководящих постах». (Полный текст можно прочесть на: http://baltija.eu/news/read/8316 )
Никому в большой России невдомёк, что сама русская община Эстонии резко различается по своим целям и устремлениям. И конкурируют эти группки между собой за право получения финансовой помощи от Кремля. За эти крохи идёт серьезная борьба, с подлыми подставами, распространением грязных слухов и сплетен, чёрным пиаром и прочими достижениями современной политтехнологи.
На этом мрачноватом фоне появилось альтруистическое некоммерческое объединение «Вместе», главной целью которого является поиск точек соприкосновения между эстонской и русской общинами, поиск объединяющих идей, которые смогут хоть немного сцементировать наше рассыпающееся общество «ярких индивидуальностей». А такое объединение необходимо для того, чтобы сохранить государство и найти возможности совместного выхода из экономического кризиса.