Зональная комсомольская школа

Юрий Вшивцев
Пермская зональная комсомольская школа. Чему там могли научить? Прежде я думал, что там собираются люди, помешанные на Уставах и инструкциях, буквоеды и зануды, для которых всё человеческое чуждо. Как позже выяснилось, я глубоко ошибался.
 
 В ту весну я был на слесарной практике в локомотивном депо. В разгар рабочего дня меня вызвал к себе начальник цеха и сразу озадачил:
—Срочно езжай в училище к директору! Он тебя ждёт!
—Зачем?
—Не знаю. Давай бегом! Инструмент сдашь мастеру!
Через час я стоял в кабинете директора железнодорожного училища и удивлённо таращился на шефа.
—Что ты на меня уставился, как баран на новые ворота? Дуй в райком за направлением и готовься к командировке!
Речь шла о месячных курсах подготовки секретарей комсомольских организаций профтехучилищ.
—Но я же не комсорг! - возмущался я. - Я всего-навсего культ-массовый сектор в  комитете комсомола. Не поеду я ни на какие курсы!
Видимо, мой голос сильно повысился, потому что директор поднялся из-за стола, брякнул кулаком по столешнице и заорал:
—Кричать будешь на свою девку, а здесь соблюдай дисциплину! Ступай в райком! Там тебе более популярно объяснят!
В райкоме комсомола я отказался от командировки. Дело дошло до областного комитета ВЛКСМ. Здесь люди более серьёзные и более понятливые. Один из инструкторов отозвал меня в сторонку:
—Не отказывайся от халявы. Стипендия начисляется, питание бесплатное. Развлечений там полно. Съезди — не пожалеешь! Долго вспоминать будешь!
И я, как говорится, «клюнул». В один из солнечных мартовских дней 1976 года фирменный поезд «Кама» повёз меня в уральский город Пермь. Со мной отправились ещё 14 активистов со всей Кировской области. В такой большой компании только два парня: я и Вовка Князев из Котельнича. Остальные — девушки! Вот такой «малинник»!
Пермская ЗКШ представляла собой трехэтажное общежитие коридорного типа. На первом этаже находились кабинеты администрации школы, учебный класс, буфет с комплексным обедом и... спиртными напитками. На втором этаже жили мы, а на третьем — располагалась гостиница для командировочных комсомольских работников.
Занятия проводили лекторы и преподаватели из Москвы и Ленинграда, Перми и Свердловска. Самыми интересными для нас были лекции по туризму, международным отношениям и Советскому праву. На эти уроки приходили все слушатели курсов. Остальные занятия проходили в полупустом классе. Многие комсорги вместо них посещали магазины, кинотеатры и другие общественные места.
Несколько слов о тех, кто учился в комсомольской школе. Мартовский поток состоял из четырёх групп. Самая многочисленная — пермяки. На правах гостеприимных хозяев они организовывали экскурсии, выходы в театры и на концерты, походы на природу. Ижевская группа специализировалась на организации вечеров отдыха и прочих мероприятий. Кировчане — то есть мы — были спецами по спорту: утренняя зарядка, хоккейные матчи и вечерние компании в нашей комнате. Самая малочисленная группа — представительницы Йошкар-Олы: четыре девушки, которые ходили на все лекции, с утра до вечера что-то конспектировали и никогда не участвовали в общешкольных сборищах.
В Перми я впервые увидел оперу. В отличие от подобных телеспектаклей опера «Возвращённый май» оставила сильные впечатления. Теперь я понимаю, почему поклонники оперного искусства готовы сутками дежурить у театра в ожидании «лишнего билетика»? На другом концерте — популярного эстрадного ВИА «Акварели» - меня поразил барабанщик. Он выстукивал такие сольные партии, о которых многие наши могли только мечтать. В цирке запомнился буфет и хорошее вино с голландским сыром. На представление мы не пошли — не мужское это  зрелище! За месяц мы успели посетить 4 ресторана, 8 кафе, два десятка рюмочных и бесконечное количество пивных забегаловок!
Заключительным аккордом курсов была практика. Разделившись на группы, мы поехали по городам Пермской области. Я провёл три дня в Соликамске. Один среди 9 девушек! Они будили меня утром и укладывали спать вечером, кормили всякими сладостями и угощали изысканными винами. Практика прошла на высшем уровне! Запомнились гостиница «Соликамск» и «Криденсы» - любимая рок-группа одного из комсоргов этого северного города.
Все сдали экзамены без проблем и получили соответствующие удостоверения. Правда, они мне в жизни так и не пригодились.

...Мы слушали лекции и отдыхали, впадали в детство и допускали некоторые шалости, развлекались как могли и влюблялись в однокурсниц. Самыми юными в ЗКШ были девушка Зоя из Удмуртии и я. Мы познакомились и подружились. Ижевчанка стала моей первой настоящей серьёзной любовью. Правда, односторонней. Но это уже совсем другая история...
Пермская зональная комсомольская школа. Прав был инструктор: я прекрасно провёл время!