Глава 12

Олег Вольный
- Я думал, ты его заколешь.
- Да нет! Ещё может пригодиться. И потом, вообще-то он, не плохой малый. Повстречай я его при других обстоятельствах, подружились бы, непременно.
- Но зачем? Ранее понятно, через него можно, было бы, выйти на всех кого ищешь. А теперь?
- Эх, Дроздушка!  Ты же знаешь, прежде всего, мне необходим отцовский крестик.  А он, наверняка, либо у пана Косцелевского, либо у иезуита,  отца Иоанна. Всех остальных мы выпотрошим как кур. А вот к ним надобно искать особые подходы. Тут-то и пригодится наш поляк.
- Если согласится помогать.
- Я думай, согласится.
- Послушай, князь, я понимаю, отомстить за родных, вернуть награбленное. Но почему именно крестик главнее всего?
- Понимаешь, … - Олег замолчал и, поигрывая ножом, задумался. Дрозд служил у него давно. Это, даже нельзя было назвать службой, по крайней мере, последние годы. Пять лет тому назад, когда ещё дядька Добрыня был жив, он спас его от виселицы, взял к себе на службу. И с тех пор, куда бы ни шёл, что бы ни делал, Дрозд был рядом. И не просто рядом. Он был участником всех его дел. Беспредельно преданный, головастый, сообразительный, да просто умный малый, он и учился вместе с ним.  Грызть гранит науки вдвоём, было легче. А при  изучении боевого искусства, ну просто, незаменим. Давно у Олега не было, ни каких секретов от него, кроме одного. Но раскрыть его было невозможно.  Хотя и сам, до конца не знал, в чём он  состоит, нарушить клятву данную отцу, не мог.
- Понимаешь, я не вправе говорить об этом кому-либо. Это не моя тайна. И я отцу крест целовал, что она, либо умрёт со мной, либо я передам её сыну, и только сыну. Так что не сердись, Дроздушка. Главное найти его.
- Да, ладно, чего уж там. Ты голова. Я не в обиде. Любопытно, однако. И думаю, не только мне.
- А ты помалкивай. Коли что услышишь, мне скажи. Хотя ребята у нас хорошие. Афоня вернулся?  -  Без всякого перехода спросил Олег.
- Нет. Надо бы поискать. А то, может быть сходить к отцу? Он быстрее найдёт, если случилось чего.
- Подождём до утра. Куда он денется? Навер-няка, у вдовушки какой-то заночевал. Утром явится. А к отцу, обязательно, сходишь. Зав-тра начнём людишек перебирать. Пусть при-шлёт провожатого.  На зорьке и сбегаешь.
 Олег отложил нож, взялся за книгу.
 - Дрозд, где мы остановились?
 - Страница двенадцатая.
                Семик, Семик, Троица,
                Пресвятая мать Купальница!
                Ты на чём приехала?
                На овсяном зёрночке,
                На оржаном колосе.
 Продекламировал тот, продолжая разбирать постели.
 - Ну и память у тебя. Ладно, читаю далее «Сказания о Владимирской иконе».
Все давно уже спали. Только они, вдвоём, как обычно, полуночничали. В иные дни засиживались до петухов, читали, спорили, обсуждали прочитанное. Но сегодня, хотя и далеко за полночь, но улеглись раньше обычного.


  Утром, после завтрака, когда все разбежа-лись по делам, в горнице остались Олег, пан Псежински и Ульян, который продолжал ис-правно исполнять роль слуги. О вчерашних событиях, пока, не было сказано ни слова. Казимир, явно выжидал момент, чтобы остаться наедине с князем. Но Ульян, либо не понимал этого, либо делал вид, что не понимает. Наконец Олег не выдержал, витающей в воздухе неловкости, и отослал его во двор.
  - Сходил бы ты, дружок, дров наколол, что ли. – Обратился он к нему. - Не видишь нам с паном переговорить надобно, а при тебе он стесняется, почему-то.
 Ульян вышел.
  - Ну, что, я правильно Вас понял?
  - Да. Как-то неудобно при слугах.
  - На разбой идти, сподручнее?
  - Прощения не жду. Оправдываться беспо-лезно. Хотя виноват перед Вами безмерно, извиняться не стану. По - моемому это бес-смысленно. Такое не прощается. Однако, учитывая всё, что Вы вчера  сказали, надеюсь на снисходительность. И, осмелюсь предложить дружбу, а если надо и помощь. Думается, в Кракове Вы не зря, и она будет кстати.
  - Что ж, по крайней мере, честно. И Вы правы, кое в чём. Дружбы не обещаю, не получится, но и врагом  не буду. Помощь принимаю с благодарностью.
  В этот момент в горницу вошёл Дрозд. И вопросительно посмотрел на князя.
  - Узнал? – Только и спросил тот.
  - Да, мальчонку привёл, он укажет. Я думаю, начинать всё равно с кого.
  - Отведи его к Меньшому, пусть накормит.
  - Уже.
  - Тогда садись. Обсудим. А как только малец поест, тронемся. – И обращаясь к пану Казимиру, продолжил.
  - Вы правы, в Кракове мы недаром. Да воз-дастся каждому по заслугам его.  А так как Вы непосредственный участник событий, и я думаю, искренне раскаялись в содеянном, предложив дружбу,  меру злодеяния каждого, знаете лучше. И, дабы в своём, хотя и праведном гневе, я не хватил лишку, прошу Вашего участия.
  - Князь, я бы не рисковал. Посадил бы его под замок, на время.
  - Не стоит. Положимся на честное слово. И потом, серьезно помешать он не в силах.
  - Что Вы намерены делать?
  - Воздать каждому по заслугам. А короче – отомстить. Понимаю, выступать против не-давних соратников трудно. Однако, Вы сами предложили помощь.
  - Я не отказываюсь, хотя, признаться, чувствую некоторую неловкость.
  - Карать недругов это моё дело. От Вас по-требуется помощь другого рода. Но о ней чуть позже. Сегодня, если желаете, пойдёмте с нами. Нет, можете остаться дома.
  Олег вопросительно взглянул на пана Казимира.
  - Хорошо. Я иду  с Вами.
  - Дрозд, далеко ли проживает наш первый подопечный?
  - На Старой мызе батрачит. Это в трёх вер-стах от города.
  - Оно к лучшему, народу не много. Как по-едем, о конь, али на санях? Кабы не малец.
  - Лучше верхом, А пацана я впереди себя посажу.
  - Да, пан Казимир, Вас-то он непременно узнает. Надо придумать благовидный предлог.
  - Зачем? Коли он уже нежилец. Или я ошибаюсь?
  - Ну … -  Олег, слегка задумался – впрочем, это Ваше дело.
  - Князь, дома, кроме Ивана Меньшого никого нет.
  - А более и не надо. Вчетвером справимся. С одним-то человеком.
  - Так я пошёл, лошадей готовить?
 Не отвечая на вопрос Олег, в свою очередь спросил:
  - А мальцу, лет-то сколько?
  - Двенадцать, тринадцать.
  - Так он, уже, совсем большой. Готовь ло-шадь и для него.
 Но, на этот раз, бог, видимо, пожалел греш-ную душу. И отправиться на мызу, им было не суждено. Не успел Дрозд выйти, как вернулся в сопровождении Никиты.
  - Князь, Афанасия монахи схватили и в монастырь уволокли. – Сообщил тот.
  - За что? И откуда ведаешь?
  - За что, не знаю, а поведал наш купец, из Новогорода. Он, вчера, близ его лавки с каким-то монахом толковал. Купец говорит, беседовали мирно. И расстались, вроде бы, довольные друг другом. Пива выпили. А немного погодя монах вернулся, с ним ещё четверо, да на телеге. Что-то сказали. Афонька  заартачился. Они его подхватили да в телегу и бросили.
  - А почёму думаешь, что в монастырь свез-ли?
  - Куда ж ещё?
  - Так! Мыза отменяется. Надо Афанасия вы-зволять. Пан Казимир, Вы же католик?
  - Естественно.
  - Не могли бы прогуляться до монастыря и кой чего разузнать.
  - Дело не сложное. Тем более есть у меня в монастыре свой человек. Кстати, отец Иоанн, обитает там же.
  - Не буду напоминать об осторожности, но помните, Вас и Дрозда с Рыжим разыскивают. Впрочем, отправимся  вместе. Вы потолкуете с монахом, а мы изучим окрестности. Если сочтёте нужным, предложите мзду.
 Всё время молчавший Дрозд спросил.
  - С мальцом что делать?
  - Дай алтын, пусть завтра к обеду подходит.
 В разговор вступил пан Казимир.
  - А зачем Вам малый? Где Старая мыза я знаю. И человека, которого ищите, так же признаю.
  - И то верно. Но, так или иначе, пусть приходит.