Байкальская клубничка

Сибирячка Татьяна Муратова
Байкальский фестиваль «Виктория» - наверное, единственное событие такого рода в Восточной Сибири.  Кто бы мог подумать, что завезённые каким-то любителем –садоводом  усы  ягоды-клубники будут играть такую важную роль в развитии края! В суровой Сибири  отыщется не много уголков, где эта ягода приживается. Холодный север не в состоянии сохранить растения: там снег выпадает намного позднее, чем наступают морозы. Земля, схваченная морозами до снега, промерзает более, чем на метр глубины, и весь растительный слой вымерзает дочиста. Сохраняются лишь сорняки, приспособленные выживать в любых условиях. Но в Байкальске, где снег покрывает тёплую ещё землю надёжным плотным одеялом, не мерзнет даже картошка, случайно оставленная в огороде при копке! Она всходит паданкой  весной мимо ровных рядков картофеля и портит всю картину огородникам! Что уж тут говорить про ягоду, которая с помощью садоводов и приумноженных дач заполонила всё пространство байкальского берега вокруг Байкальска!

Ягода проникла во все уголки этой местности. Если вы приедете в Байкальск в любое время года, то вас ожидает разговор о клубнике. Как она растёт, какой урожай собрали, какой сорт появился новый, у какой дачницы самый большой сбор и.т.д.  Байкальчанам неважно, что идёт по телевидению, какие новости выдаёт местная пресса, что будет с заводом, они начинают день с ягоды и заканчивают его с клубникой.

Много лет назад и я принадлежала к их числу.  Имея дачу в десять соток, на которой сплошняком росла лишь клубника, я  свету не видела из-за этой ягоды. Собирали в сезон мы до пятидесяти ведёр клубники, на пиковый день за один раз приходилось сбирать до шести-семи ведёр ягоды. Машин в то время было мало, покупали ягоду неохотно, стоила она копейки. А перед тем, как её продать, надо было её  посадить, обработать, удобрить, прополоть, полить, и собрать. Но самой большой тяжестью для меня было увезти непроданную ягоду домой, вытащить её в вёдрах с дачного участка, расположенного  примерно километра в полтора от дороги, погрузить в переполненный автобус,  садясь в него с вёдрами и малолетними детьми с такими же дачниками, как я, донести до дома, где-то достать сахар, перебрать, сварить, залить в банки, унести в погреб во дворе дома. И всё это сделать для того, чтобы моя сердобольная мама в середине зимы щедро раздавала варенье трёх литровыми банками полузнакомым людям, с которыми она умудрялась знакомиться где попало. Если она его не раздавала, то варенье следующего года просто некуда было девать, кроме свалки. Сами мы варенье практически не ели.  Годами огородная  усталость во мне накапливалась, давила, опустошала.

-Моя невестка из Байкальска от дачи сбежала, - говорила всем знакомым моя свекровь.  Отчасти она была права.

И вот сейчас байкальская клубника заняла подобающее ей место – арену главного байкальского летнего фестиваля. Садовые участки соревнуются между собой, защищая свою клубничку в театрализованных представлениях и выставляя на продажу вместе с ягодой попутно все имеющиеся предметы народного творчества и сувениры.  Проводятся ежедневные дискотеки, соревнуясь в «Битве DJ». Гости глазеют по сторонам  да скупают, что им понравилось.

Вдоль  автомобильной трассы  от Слюдянки до Выдрино все жители Слюдянского района  дружно продают урожай с дач – клубнику. Красный коридор из ведёр простирается на многие километры. Скупщики из Иркутска, Ула-Удэ, Читы, принимают ягоду, чуть сбросив цену. Бабулечки скупщикам ягоду не продают, дожидаются своего более богатого покупателя, которых, в связи с множеством машин, курсирующих по трассе, обычно в избытке.

Местных жителей гораздо больше интересуют вопросы, связанные с клубникой, чем грызня заинтересованных кругов  в том, быть или не быть БЦБК. Они уже давно махнули рукой на его существование. Он им не нужен. Им гораздо нужнее завод по переработке ягоды, где будут производить соки, напитки, варенье, джемы, мармелад. Реабилитировав в Слюдянке завод по переработке рыбы и построив в Байкальске современный завод  по переработке ягоды, получив на этих производствах рабочие места и добавив к ним занятия по приёму и обслуживанию туристов,  местные жители не останутся без дела и без денег.

БЦБК сейчас – лишь помеха в развитии  этого бизнеса, заводской запах отпугивает потенциальных участников фестиваля.  Старые, прогнившие цеха, приём на работу необученных кадров из современной молодёжи, не приспособленной к работе в тяжёлых заводских условиях, не перенявшей опыт предыдущих поколений, работающих на комбинате, уже привела к взрыву в одном из цехов, который скрыли от общественности и проверяющих органов, но местные  знают об этом не понаслышке, у них там родственники работают. 

Пока правительственные структуры думают, как продолжить работу полностью разваленного и разворованного комбината без возможности даже его загрузить из-за отсутствия сырья с прямым  сбросом нечистот в Байкал, байкальчане веселятся на фестивале: поют, пляшут, читают стихи, танцуют, проводят мастер-классы по театральному искусству, продают ягоду, выращенную на дачах;  ягоду, грибы, орехи, травы, заготовленные в прибайкальских лесах; омуль, выловленный в Байкале; сувениры, изготовленные в частных мастерских; сдают жильё многочисленным туристам фестивалей летом и горнолыжникам зимой.

В общем, живут полной жизнью и пользуются тем, чем щедро наградила их природа. И БЦБК для них – дело недавнего, но прошлого. Настоящее и будущее байкальчан волнует куда больше. И нынешний, второй по счёту, фестиваль байкальской клубники «Виктория» - тому подтверждение.
Байкальск
Иркутская область
Слюдянский район
18.07.2010

фоторепортаж можно посмотреть: http://www.chitalnya.ru/blog/3384/

Татьяна Муратова

Приложение:
Авторитетное мнение:
-Мы только учимся быть радушными хозяевами, - признался мэр Байкальска Валерий Пинтаев. - Но понимаем: освоить эту науку - жизненно необходимо. Именно с туризмом, а не с БЦБК связано будущее нашего города.

(Российская газета
Неделя 22-28 июля 2010 № 161 (5240)
Статья "В гости по ягоду"
В Байкальске стартовал второй клубничный фестиваль
Автор публикации - Ирина Штерман)