Сфинкс с красной планеты

Владимир Эсауленко
Марсом интересуются потому, что он очень похож на Землю. Планетологи иногда говорят,
что Марс - это будущее нашей планеты. Марс в прошлом имел, возможно, атмосферу, подобную Земле, реки, океаны, поля, леса, горы... и важно то, как и почему он это потерял, что может послужить предостережением нам всем.

На исходе XIX века было сделано открытие, которое наде¬лало много шума. Газеты тех лет писали; «открыта разумная жизнь на Марсе». А все началось с наблюдений за Марсом астронома Дж. Скиапарелли. Он увидел то, чего не видел раннее никто, четкие линии, протянувшиеся на поверхности Марса на многие сотни, даже тысячи километров.

Сам Джиованни скептически отнесся к своему открытию. Он назвал эти линии «canali», что по-итальянски означало «естественные каналы рек». Но когда его сообщение переводили на английский язык, переводчик писал «каналы», как бы указывая на искусственное происхождение этих образований.

Газеты разнесли сенсацию по всему свету. Была даже составлена подробнейшая карта каналов Марса (1895 г., книга П. Ловелла «Марс и его каналы»). Ловелл - американский астроном утверждал: каналы на Марсе – дело рук разумных существ. Но тут за дело взялись скептики, они доказали, что каналы Марса - просто оптическая иллюзия (такие астрономы как англичанин Э. Маундер, француз Антониади, американец Э. Слайфер).

Вот что написал Антониади в 1909 году как бы подытоживая наблюдения за Марсом: «...мнимое существование геометрической сети получило окончательное подтвер¬ждение... ибо самые сильные инструменты нашего времени не обнаружили и следа
той сети, между тем как детали, гораздо более тонкие, чем прямолинейные каналы, были постоянно видны». Но многие ученые продолжали верить, что разумная жизнь на Марсе была
и даже оставила памятники своего существования.

Снимки одного необычного трехкилометрового геологического образования были сделаны еще в 1976 году пролетавшим над Марсом зондом «Викинг». Странная структура очень напоминает голову человека. До сих пор специалисты из НАСА отвергают версию об искусственном происхождении этого образования, полагая, что это всего-навсего оптическая иллюзия в результате игры света и тени.

Фотографии положили «под сукно» и вспомнили о них только благодаря стараниям одного из специалистов НАСА. Винсент Ди Пиетро в 1980 году «распечатал» архив и извлек эти снимки на суд ученых. Вместе с кибернетиком Г. Моленааром он провел компьютерную обработку изображения, в результате которой многие детали стали четче: «проявились» глазная впадина, рот, нос, подбородок и прическа.

Такое обилие совпадений вряд ли можно объяснить только игрой света и тени. Стремясь отыскать дополнительную информацию, ученые еще раз тщательно просмотрели архив марсианских снимков и обнаружили второе изображение того же «лица», сделанное через 35 суток после первого при несколько иных условиях освещения, с другой (более низкой) орбиты станции (зонда) и под несколько другим углом съемки. Имея второй снимок, можно уже было получить стереоскопическое изображение объекта и узнать больше о его объемной форме.

Но главные результаты дала обработка на ЭВМ: она не только подтверждала данные первого снимка, но и выявила ряд существенных дополнений. Видимая на первом снимке глазная впадина есть и на втором, но на нем заметна и вторая глазница - на затененной части лица. Волосы обрамляют и вторую половину «сфинкса». Надо сказать, что размеры сфинкса несколько отличны от аналогичной земной формы и составляют: около 300 м высотой и поперечником 1500 м.

Самые интересные результаты были получены в результате применения для обработки снимков методики компьютерного окрашивания в ложные цвета. Глаз гораздо лучше воспринимает цветовые оттенки, чем оттенки серого. Каждому первичному элементу изображения ЭВМ придает ту или иную окраску, и так последовательно от самых темных до самых светлых.
ЭВМ может выделить сотни цветовых оттенков в зависимости от плотности фотоизображения. Результаты обработки обоих марсианских снимков по этой методике оказались просто потрясающими. В глазных впадинах стали заметны глазные яблоки со зрачками в центре. Заметные и на черно-белом снимке прическа и рот выступили еще более отчетливо. В приоткрытом рте были замечены зубы. А на освещенной Солнцем щеке марсианского лица увидели каменную слезу!
Правильное, симметричное человеческое лицо вглядывается в блекло-розовое марсианское небо...

На тех же марсианских снимках в радиусе 10-20 км расположены другие, не менее любопытные объекты, которые получили свое название по типичным признакам: город, крепость, купол, пирамиды. Группа правильных четырехгранных пирамид, напоминающих древнеегипетские, но имеющих огромные размеры - сторона около 1,5 км. Стена одной из них разрушена, и внутри заметна пустота вроде камеры.

Все это породило несколько гипотез. Суть их в общем-то сводится к двум диаметрально противоположным: об искусственном и естественном происхождении данных объектов. Область нахождения сфинкса и пирамид назвали Кидонией.
Скептиков в науке - подавляющее большинство. Их основной принцип: вспоминай о «зеленых человечках» лишь тогда, когда не найдешь ни одного естественнонаучного объяснения неизвестному явлению.

Включились в спор и российские специалисты. Вот, например, часть бесед инженера-испытателя космической техники Ю. Маркова с учеными-планетологами из Института Космических исследований АН России. Планетологи к снимкам и их обработке отнеслись довольно скептически. Так, они заявили: «Ложитесь на диван и долго-долго смотрите на ковер... Чего только... при желании и воображении вы на нем не увидите...». Далее напомнили историю о каналах Марса и чем это закончилось. А о компьютерном расследовании высказались так, что ЭВМ обрабатывает то, что человек в нее вложит и по программе, которую он же, человек, готовит...

Грустно, да? Но давайте выслушаем и другую сторону, т.е. сторонников искусственного происхождения объектов.

Ди Пиетро и Моленаар сделали вывод из своих исследований: «Если многочисленные поразительные детали этой марсианской горы (т.е. сфинкса) образовались естественным образом, то природа должна быть высокоразвитым существом!».

«Если пирамиды не искусственного происхождения, то какие же естественные процессы могли их создать? Никакие тектонические подвижки или просадки почвы не могут привести к образованию таких правильных геометрических форм. Не может такого изваять и ветер» - заявил кандидат геолого-минералогических наук Р. Фурдуй. А Ди Пиетро добавляет, что «в этом случае ветер должен быть очень разборчивым, так как он почему-то избегал других скал в этой местности...».

Сторонники искусственного происхождения этих объектов выдвигают ряд гипотез. Вот наиболее интересные: это реальное доказательство палеоконтакта, что доказывает присутствие и другого разума во вселенной; памятник оставили марсиане, жившие в ту далекую эпоху, когда условия на планете были более благоприятны для жизни, чем сегодня. Но встает вопрос: где сейчас эти марсиане и где другие свидетельства существования их цивилизации? На Земле много тысяч лет назад существовала высокоразвитая цивилизация, совершавшая космические полеты, но затем погибшая.

Что касается версии о марсианах, то она получает дополнительные факты.

После обработки других снимков с «Викинга» (а всего их передано на Землю 300 000, обработано же пока около 60 000!) на Марсе обнаружены новые пирамидальные образования например в районе Деутеронилус. Но пожалуй, наибольший интерес вызывает второй марсианский сфинкс из района Утопия. Он удивительно похож на первого сфинкса. Примерно те же размеры, то же симметричное лицо, та же прическа. Совпадают и другие детали. В настоящее время Ди Пиетро и Моленаар заняты компьютерной обработкой снимка этого второго сфинкса.

Если внимательно приглядываться к сфинксам, волей-неволей появляется мысль: без разумной деятельности тут вряд ли обошлось. Такие конструкции можно создать лишь с помощью высокоразвитой технологии. Но следов ее присутствия ни в Кидонии, ни в Утопии не обнаружено. Не найден ответ и на вопрос: что собой представляют сфинксы и каково их предназначение?

Что ж, будем ждать, что нам дадут последующие экспедиции к Марсу...

                Подготовил Владимир Эсауленко
                Вечерний Коктейль. 2001. № 43-44