Коробейниковский крестный ход 2010 года

Сергей Шалинский
Слава Богу за все!

От автора:

       Похоже, что для меня стало традицией рассказывать о своих впечатлениях по окончании Коробейниковского Крестного хода. На сегодня, это второй крестный ход, в котором посчастливилось участвовать. Необычайно сложное в духовном плане мероприятие, жизненно необходимое православному мирянину. Надо иметь большое мужество, чтобы быть православным, но не меньшее мужество, чтобы участвовать в Крестном ходе.
Было бы интересно прочитать впечатления всех крестоходцев, но ни один из них не расскажет вам о глубоко личном и сокровенном. Это как тайна исповеди.
Описывая полученный опыт и высказывая личные ощущения, проводя инвентаризацию своей духовности, я далёк от попыток поучения и мазохизма и потому прошу читателя принять информацию «как есть» и не более того.

       Мы ехали на автобусе из села Коробейниково, где завершился крестный ход к чудотворной иконе Казанской Коробейниковской Божьей Матери. В нынешнем году он состоялся в двенадцатый раз. По пути домой было несколько остановок. Во время очередной из них, знакомая паломница спросила, как мы сходили и какие у нас ощущения. Я был ещё в крестном ходе и, как показалось мне, ответил ей несколько отстранённо: «В Коробейниково мы пришли с Божьей помощью. Крестный ход, по сути, духовная баня высшего разряда. И ощущения после неё соответствующие».

      В 2008 году, в числе паломников от нашего прихода, я поехал в Коробейниково на праздник в честь перенесения чудотворной иконы Казанской Коробейниковской Божьей Матери. Со мною были дочери Оля и Вера. Приехали вечером, сходили в храм, приложились к чудотворному образу; купили в церковных лавках иконы и акафисты, себе и в подарок; утром были на архиерейской службе; окунулись в святом источнике и уехали домой. Обычная ознакомительная поездка. На совете решили, что если Господь попустит, то в 2009 году мы пойдём в Коробейниково крестным ходом.

       Прошёл год… Незадолго до крестного хода мы стали покупать необходимые вещи. В большей степени беспокоились о бытовой стороне и удобствах. Конечно, палатка, коврики и одеяла жизненно необходимы, но мы взяли лишнее: газовую горелку и жидкий газ, рыбные консервы, лапшу быстрого приготовления и т.п. Заботились больше о брюхе нежели о духе. Цель участия в крестном ходе сформулировали быстро, да и собственно, что тут формулировать? Мы хотели узнать, что такое крестный ход и какая от него польза душе.
Было нас пятнадцать крестоходцев. Лагерь разбивали общий, питались все вместе,  сообща читали утренние и вечерние молитвы, много говорили и не только о духовном. В общем, всё это мне напомнило туристический поход.
 
       Анализируя свои ощущения, помыслы и последствия, я сделал полезные выводы.
Впрочем, кто из читателей захочет более подробно прочитать о крестном ходе 2009 года, может пройти по ссылке - http://proza.ru/2009/07/19/725
Как нельзя дважды войти в одну и ту же воду, так и следующий крестный ход отличается от предыдущих. Всегда будет нечто новое. В этот раз, поскольку шёл без детей, решил несколько обособиться от нашего прихода: шёл в колоне по воле Божьей, ставил палатку там, где было место, питался, как и когда хотел, молился один, где и сколько хотел. В общем, рассчитывал лишь на помощь Божью.

      Душе нужно всё испробовать понемножку. Нужно бежать от людей и нужно, со временем, к людям возвращаться. Пребывание с людьми предполагает неизбежное общение, приноравливание, но в крестном ходе ты можешь и должен это общение ограничить. Ограничению общения помогает исключение разговоров на мирские темы. Поскольку крестный ход совершается во время Петрова поста, то ограничивая питание мы получаем ещё одну помощь в ослаблении нашей связи с землёй и миром. Мы как бы перерезаем пуповину, связывающую нас с этим миром. В крестном ходе мы более чем живя в миру уповаем на Бога и пребываем в благодати. И конечно молитва, усиленная пищевым постом, в некотором смысле одиночеством и ограничением общения даёт крестоходцу истинную свободу. Плотский человек в крестном ходе ограничивается в своих правах – на пищу через пост, на ограничение сна, на покой через труд и утомление, на услаждение чувств через молчание и уединение. И тогда он может и подчиняется духовному человеку. Лишь при этом условии Бог общается с человеком и начинает пребывать в нём.

       Сколько бы ты не повторял такие слова как смирение, любовь к ближнему, умиление, усердие в молитве, благоговейное отношение к иконам, они останутся лишь словами, но в крестном ходе удалось реально прочувствовать их и пережить. Неожиданно открываются  истинные значения понятий. Мне была показана лишь самая малость, но и это было необычайно полезно для души. Я думаю, что причиной всему явилось смирение. Главный вывод предыдущего крестного хода – что-что, а смирения во мне невероятно мало. В качестве ближних целей в крестном ходе, выбрал две: во-первых, понять, или хотя бы приблизиться к понятию истинного смирения. Во-вторых, хотел помолиться за наших детей, Ольгу и Веру.  В мирской жизни ленишься, понуждаешь себя к молитве, а в крестном ходе ты тяготеешь к ней, здесь ты ближе к Богу и Он тебя лучше слышит. Уже в конце крестного хода я понял, что настоящая молитва невозможна без смирения.
      
       Итак, смирение… Говоря о нём, хочу сослаться на размышления Николая Бердяева в небольшом исследовании на эту тему - «Спасение и творчество. Два понимания христианства». Они настолько созвучны моему пониманию сущности и смысла смирения, что позволю себе привести небольшой отрывок:
«… В основу всего христианства, в основу всего духовного пути человека, пути спасения для вечной жизни, было положено смирение. Человек должен смиряться, все же остальное приложится само собой. Смирение заслоняет и подавляет любовь, которая открывается в Евангелии и является основой Нового Завета Бога с человеком. Онтологический смысл смирения заключается в реальной победе над самоутверждающейся человеческой самостью, над греховной склонностью человека полагать центр тяжести жизни и источник жизни в себе самом, - смысл этот в преодолении гордыни. Смысл смирения в реальном изменении и преображении человеческой природы, в господстве духовного человека над душевным и плотским человеком. Но смирение не должно подавлять и угашать дух. Смирение не есть внешнее послушание, покорность и подчинение. Человек может быть очень дисциплинирован, очень послушен и покорен и не иметь никакого смирения.
Смирение есть действительное изменение духовной природы, а не внешнее подчинение, оставляющее природу неизменной, внутренняя работа над самим собой, освобождение себя от власти страстей, от низшей природы, которую человек принимает за свое истинное "я". В смирении утверждается истинная иерархия бытия, духовный человек получает преобладание над душевным человеком. Бог получает преобладание над миром. Смирение есть путь самоочищения и самоопределения. Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине».
      Ещё короче говорит святой Григорий Синаит: "Разглагольствовать о смирении, все равно, что измерять бездну; бесполезны смиренные слова, смиренный вид, принужденное уничижение и поношение себя; подлинное смирение есть дар свыше; оно рождается по благодати и лишь при собственном желании учить себя, при условии личностной свободы".

       Конечно, не всё так просто на первый взгляд и быть смиренным себе не прикажешь. Если вера, любовь и прочие добродетели, есть дары Божьи, то смирение, как величайший дар начинается с проявления свободной воли человека. Мы говорим: «На всё Твоя воля Господи!», - и вручаем себя Богу. И далее, по мере нашего духовного возрастания, Он дарует прочие добродетели. Выходит, что надо проявить лишь свободную волю и пустить Бога в сердце, а Он устроит всё должным образом. При этом ты можешь заявить свои желания, но, что Он устроит полезное тебе, надо принять, потому что лучше не будет, потому что Промысл. Если ты не нуждаешься в Его помощи – дерзай, живи сам и проявляй свободную волю в области греха. Гордому человеку надо иметь немалое мужество, чтобы  разрешить, кому бы то ни было свободно действовать в своём сердце. Дьявол разрешения не спрашивает: он, используя греховность человека, через обман и обольщение завладевает им. Разрешение требуется лишь Богу. Ему же спешить некуда.
       Контроль многочисленных помыслов позволил понять, что пользы от крестного хода не будет, если по-прежнему проявлять самость. И тогда, как советуют опытные крестоходцы, помолился про себя: «Господи, поставь меня там, где будет Тебе угодно. На всё воля Твоя». Фактически, как говорил Господь наш Иисус Христос: «… отвергнись себя…». И пришло успокоение, бесы перестали гонять меня вдоль колоны. Потом  я шёл, не выбирая места. Когда впереди идущий брат отвлекается от молитвы, задумывается, начинает отставать и мешать, у тебя может быть три варианта действия: проявив самость, сделать ему замечание или найти другое место. Но можно поступить просто - положиться на волю и помощь Божью. Достаточно было помолиться и попросить: « Господи, поставь брата (сестру) на должное место!». Не проходило и минуты как впереди идущий крестоходец либо исчезал, либо исправлялся, но чаще случалось первое. Присмотревшись к поведению других крестоходцев в схожих ситуациях,  убедился, что это даже некая норма в крестном ходе.
Удивительно было мне, что даже если договоришься с друзьями или коллегами  в следующем переходе идти рядом, то ничего из этого не получается. Наши пути-дорожки обязательно разойдутся. Даже такое, казалось, невинное проявление самости не поощрялось. Что полезно одному, то не подходит другому. Одного Бог ведёт,  другого бесы гонят…
     В нынешнем году,  в середине июня, было необычайно много комаров, и нет крестоходца не ощутившего этого на себе. Но воздействие комаров – это как показатель смирения крестоходца. Идёшь, отмахиваешься, молчишь и не возмущаешься немилосердием комаров. Ну, есть они и есть. А в конце дня, видя многочисленные укусы и отёк кожи, не ропщешь.


     На третий день пути, развернув палатку, замешкался и поздно пришёл на кухню. Спросил кашу, но, увы, она закончилась. Позже самому было удивительно, но тогда я не огорчился и не зароптал. Мне налили кружку кипятка, и этого было достаточно. В палатке был растворимый кофе, пара слайсов и карамель. Думаю, что в крестном ходе и на питание должны быть ограничения. Достаточно будет супа или каши, кружки сладкого чая, пары кусочков хлеба. Иначе так мы дойдём до овощей и фруктов  и где уж за таким попечением о плоти размышлять о духовном.
Бытовые неудобства не мешают крестоходцам. Добрая их половина спала в помещениях школы, детских садов и клубов. И не у всех были спальные мешки. И вместо подушки класть под голову пластиковую бутылку с водой и при этом не испытывать неудобства, тоже кое-что значит…

     Видимо так было угодно Богу, и на второй день пути я подошёл ближе к иконе святой блаженной матушки Матроны. Её, по благословению Преосвященнейшего епископа Максима, несли крестоходцы из Иоанно-Кронштадского женского монастыря. Так случилось, что на третий день пути, в течение одного перехода, из четвёрки братьев остался лишь старший, Олег, а место остальных заняли Андрей из г.Барнаула, Владимир из г.Новосибирска и я. В этом составе мы шли до самого Богородице Казанского монастыря, с молитвой, бережно поддерживая икону.
В движении важно все, что ты делаешь, о чём думаешь и что поёшь.  А пели в зависимости от ситуации, но в основном Иисусову молитву, древним, византийским распевом, в нижнем регистре: «ГО-о-о-о-осподи… И-и-сУсе ХристЕ…  Сыне Бо-о-о-о-жий, помИлуй мя гре-е-шного-о. ГО-о-о-о-осподи… и т.д.». Молитва очищает разум от бесовских помыслов и понуждает к смирению. Византийский распев хорош тем, что между повторениями нет перерыва. Невероятная энергетика заложена в этом распеве Иисусовой молитвы, чувствуешь глубину веков. Молитва как колесо - крутится безостановочно, часами, ты не замечаешь времени и пройденного расстояния: только вышли и уже двенадцать километров позади… Разговоры о мирском не приветствуются. Начнёшь отвлекаться на посторонние мысли, на разговоры с рядом идущими, и путь покажется длинным, трудным и комары злыми.  В пути помогают акафисты, и они же напоминают крестоходцам о празднике.

      Путь был труден, но день проходил за днём: то солнце жарит, то дождь льёт днём и ночью, то гроза, то ветер, и комары, комары… Шли, не роптали и спокойно сносили трудности пути и быта.
      Воцерковляясь мы постепенно приходим к мысли, что в человеке нарушены взаимоотношения Тела-Души и Духа. И, конечно же, первенство принадлежит телу, и душа находится в его подчинении. Крестный ход помогает хотя бы на время выполнить инверсию, вывести на первое место душу и подчинить ей тело. Говорить о первенстве Духа я не осмеливаюсь, ибо нам, живущим в миру, это невозможно, но крестный ход позволяет сделать к этому первый шаг. Как раз эти самые трудности пути и быта, короткий сон, физическая усталость и пищевой пост подавляют зов плоти. И душа, освобождённая от пут плоти, ласкаемая непрестанной молитвой делает шаг навстречу Духу. Все изменения, происходящие в нас, разум замечает, и ты удивляешься им.

      Любовь к ближнему проявлялась во всём: в предложении помочь нести неудобную сумку; сделать приятное, угостив конфеткой; на привале поднять настроение ребёнку поделившись яблоком, обнаруженным у себя в рюкзачке; поделиться водой с братом, когда её не хватает самому; да и просто поговорить с тем, кому трудно.

      В крестном ходе меня больше интересовали его участники, а не сам процесс.  Разговаривал с немногими. Зачем лезть в душу человеку если он сам того не желает. Встречался с интересными людьми и удивлялся причинам их участия в крестном ходе. Были идущие по послушанию и по должности – священники и организаторы; идущие впервые, желающие узнать, что же это за православный культпоход; шли старожилы, много лет воцерковляющиеся и уже не первый год числящие себя в крестоходцах; видел брата на костылях и брата, едущего в инвалидной коляске; были монашествующие, уже знакомые по прошлому крестному ходу, инокини из Иоанно-Кронштадского женского монастыря и монах Крион, довольно пожилой и крепкий старик, во славу Божью несший свечу; мама везущая ребёнка в коляске, рассказывавшая, что этот крестный ход у них не первый и что её коляска настоящая проблема для крестоходцев, и вдруг куда-то исчезнувшая после пятого наезда на мои сандалии; были явно психические больные  и бесноватые;  но больше было тех, кто понял, что крестный ход есть неотъемлемая часть духовного жизни, можно сказать, важный духовный инструмент.

      Вечером, на стоянке в Усть-Пристани, увидел монаха Криона окружённого сёстрами. Маленькая пресс-конференция... Проходя мимо, услышал ответ на вопрос:
- отец Крион, посоветуйте, как часто можно причащаться?
- Человек живёт для исповеди. Исповедоваться можно часто, а причащаться Святых Христовых Тайн гораздо реже, чтобы само причастие не превратилось в привычку…
Вот оно как, – «человек живёт для исповеди»…

      На последнем участке пути, в селе Елбанка, расположился на обочине стадиона,  рядом с палаткой о. Криона. Меня так подмывало спросить его об одном интересующем меня деле, но видя его усталость и как ему некогда, решил не беспокоить… Даст Бог ещё увидимся. Уже в Коробейниково, уезжая домой, мы с ним по-братски попрощались… Посмотрев ему вслед, подумал,- какой счастливый человек... он не ощущает тех добродетелей, к которым мне удалось лишь прикоснуться в крестном ходе: смирению, милосердию, соучастию, любви к ближнему. Они ему естественны как дыхание, усталость после работы и освежающий сон. И попечалился я о себе: вот так войдёшь в мирскую жизнь с её страстями и заботами, постепенно, незаметно для себя огрубеешь, навалится на тебя окамененное нечувствие и, посмотрев на себя со стороны подумаешь,- куда делись светлые и добрые помыслы о ближних, где сострадание и любовь к ним,- и грустно тебе станет и ещё больше ты захочешь пойти крестным ходом в следующем году…

      Что неприятно удивило в последний день, так это ощущения от встречи со знакомыми, приехавшими, можно сказать, из мира на праздник. Несмотря на общую доброжелательность, было ощущение их чужеродности. Сам же был в этом миру, а тут одна неделя в крестном ходе и на тебе, мир становится чужеродным и люди живущие в нём какие-то неодухотворённые. Мы шли в крестном ходе, терпели многочисленные искушения, через день исповедовались и причащались, буквально купались в благодати… Мы были оторваны от мирской жизни, где телевизор, напряжённая работа, бессмысленные разговоры, дела и прочая, прочая суета. И в результате не могли не измениться. Как же тогда ощущали мир святые и старцы? Целая пропасть лежит меж их духовностью и духовностью мира. Но у них было главное – Любовь к Богу, Любовь к ближнему. В этом разница между нами.

      По окончании крестного хода, некоторые участники испытывают ощущение собственной исключительности. И это далеко не новое чувство. Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Каждому Господь попускает по его силам: кто-то проходит весь путь, другой едет в машине, третий пройдёт один переход, четвёртый осилит половину, а кто-то приедет как паломник. И это неважно, главным будет, с каким чувством он это сделает. Может так случиться, что паломник приобретёт больше, чем записной крестоходец.
      В предпоследний день, когда мы стояли лагерем в селе Елбанка, беседуя с братом Андреем, где-то там, на втором уровне мышления, услышал обольщающий помысел: «Сергей, а ты можешь учить других…». Весьма неожиданное для себя открытие насторожило и огорчило. А ведь с таких помыслов начинается прелесть. Не буду гадать к чему это, но, слава Богу за своевременное предупреждение.

P.S.
      Сегодня позвонила моя духовная дочь Ольга, ходившая в прошлогодний крестный ход, и спросила:
- Скажи мне, а в этот раз были знамения и чудеса?
- Видеть не случилось, и никто о них не говорил. Да и зачем нам знамения и чудеса? Сколько не показывай человеку чудес, от этого он ближе к Богу не станет.
- Что вы чувствовали и что получили в крестном ходе?
- Образно говоря, участники крестного хода разные по духу и по степени воцерковлённости, они как деревья: есть среди них нежные берёзки, плакучая ива и могучий дуб. И плоды их, как плоды деревьев будут различны по качеству.

      Ещё Оля, я обратил внимание на постоянное желание каяться даже в помыслах. За короткое время остановок, утренних и вечерних сборов, или даже в очереди на исповедь, Господь открывал мне столько грехов, что все не упомнить, и их было в пору записывать.

      Расскажу тебе о иконах участвующих в крестном ходе… О них можно написать целые истории. Во время очередного привала увидел одиноко лежащий на рюкзаке образ Богородицы с младенцем. Ощутил острое желание приложиться к иконе, но не у кого было спросить разрешения. В конце дня нас подвозили до Алейска. Мест не хватало, и я уступил своё сестре. Уже в пути посмотрел на икону, которую она несла. Это была она, Богородица с младенцем Иисусом Христом на руке: написана яркими и сочными красками, напоминает список с образа Казанской Божьей Матери, но в ликах и причёсках было нечто национально-колоритное. Сестра рассказала, что это список с иконы Божией Матери Таманской. Подлинник иконы написан в XVIII веке и хранится в грузинском монастыре. Список попал на Алтай неведомыми путями. В одном из крестных ходов икона обновилась. Вот откуда такие яркие цвета и понятно почему у младенца волосы на голове шалашиком… Спросив разрешения, приложился к иконе.
Удивительные ощущения испытываешь, когда обращаешь своё внимание на иконы Богородицы. Всем своим существом, телесным и духовным чувствуешь как ласковая мама держа твои руки в своих, смотрит и, улыбаясь говорит тебе,- мол, спасибо сынок, что не забыл меня и хотя бы иногда вспоминаешь,- и такую любовь излучает она, что ты готов остаться рядом с нею навсегда.
Уже, будучи дома, пытался найти в интернете изображение или хотя бы какую-нибудь информацию. Но, увы, безуспешно.

       Уже в Коробейниково, мы по сложившейся традиции, пошли на «крестоходскую» литургию. В этом году она началась в полночь. Служба проходила в приделе освящённого в честь святителя Иннокентия Иркутского. Литургию служили священники, бывшие в крестном ходе. И, как это обычно бывает, к крестоходцам присоединились многочисленные паломники. Поскольку не было организованно правильное движение участников Литургии, то на причастии, при подходе к Чаше была давка. Мы с братом Андреем оказались рядом с иконой святого Иннокентия Иркутского. Как волна, накатываясь на песчаный берег, шевелит мелкие камешки, так и поток причастников двигал аналой с иконой и ему грозило падение. Это же надо такому случиться: в прошлогоднем крестном ходе  икону святого Иннокентия Иркутского благоговейно несли, а сегодня на неё не обращают внимания… Посовещавшись и попросив благословения у о. Анатолия, мы перенесли аналой с иконой в безопасное место. В общем-то, ничего плохого не случилось, но неприятный осадок остался. Невольно вспомнило некогда сказанное, что "русский народ, в желании снискать благодать, затопчет любого".

      Я уже рассказывал тебе, что в этом году шёл отдельно от нашего прихода. Были на то причины. Должен сказать, что уединение пошло мне на пользу. Много мирских отвлечений даже сопутствующих нам в крестном ходе ушло на второй план и такое преобладание духовного человека над плотским мне понравилось. Оказывается как мало надо, всего-то некоторое ограничение общения... Конечно, общаться с братьями и сёстрами так или иначе было необходимо, однако в последние дни крестного хода я заметил качественное изменение отношений: мне ничего не надо было от них, я сам хотел помогать, сочувствовать, утешать и радовать. 

     Очередной крестный ход непохож на предыдущий. Что будет в следующем, какие духовные испытания и обретения предстоят - одному Богу известно...