Предисловие автора

Глеб Фалалеев
Начало: http://www.proza.ru/2010/07/18/419   


                Дочкам посвящаю...

                "Человек, испытавший потрясающие события               
                и умолчавший о них, похож на скупого, 
                который, завернув плащом драгоценности,
                закапывает их в пустынном месте, когда
                холодная рука смерти уже касается его голо-
                вы»
 
                В.Ян.

     Проходят годы... Всё дальше и дальше отодвигается от меня война, которая унесла с собой более 20 миллионов жизней моих соотечественников. 20 миллионов... Это выжжено раскаленным клеймом в моей памяти и годы не стирают его. Страшнее всего осознание того факта, что большая половина этой чудовищной цифры погибла за первые шесть месяцев войны вследствие военных неудач в период с июля по декабрь 1941 года. Враг был силён, опытен, дисциплинирован и коварен. Войска Вермахта, используя фактор неожиданности и имея на направлениях главных ударов многократное превосходство в технике и живой силе, сумели захватить территории шести союзных республик, блокировать в окружении Ленинград, подойти к Москве, взять Киев, Харьков, Ростов и подготовить прыжок на Кавказ – к высочайшей его вершине – Эльбрусу. Под тяжестью лавины наступления все сминалось, давилось, уничтожалось... Люди, танки, пушки, автомобили, повозки, вагоны – все бросалось в мясорубку войны, которая подобно мифическому Молоху, пожирала всю эту страшную смесь, оставляя после себя искореженные куски металла, пропитанные кровью гимнастерки, искалеченные человеческие жизни и трупы. Из-за политических и стратегических просчетов в первый же день войны в приграничных военных округах было уничтожено прямо на аэродромах 1200 советских самолетов. Неподготовленные к внезапному вторжению наши войска, не смогли удержать своих укрепрайонов и попали в окружение. Танковые и кавалерийские корпуса, сосредоточенные вдоль границ, попав под непрерывные мощные удары вражеской авиации, не успели даже занять боевых позиций и были уничтожены полностью. 6-ой кавалерийский корпус, в котором я начинал свою службу, в первые же дни войны пропал совсем.  Главного Командования связаться с ним так и не удалось. Затем были окружены и разбиты миллионные скопления войск под Минском, Смоленском, Киевом. Новые силы, бросаемые на передовую, тут же попадали в «клещи» еще до соприкосновения с противником, удержать которого не было никакой возможности. Его мотоциклисты и танковые колонны, несмотря на ожесточенное сопротивление оказываемое отступающими частями Красной Армии, просачивались по всем дорогам и устремлялись к стыкам войск. В неразбериху отступления забрасывались диверсанты, автоматчики и, переодетые в форму командного состава, провокаторы. Страна напрягала все силы, советские солдаты проявляли массовый героизм, гибли полками и дивизиями, но остановить продвижение врага по своей территории не смогли.

     Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян, выступая 22 июня 1979 года по советскому телевидению, заявил, что: «...1941-ый год был, я бы сказал, самым героическим периодом войны...» В основном, об этих днях и их последствиях пойдет речь в моих записях. Делая их, я заранее знаю, что многое не удастся восстановить в памяти, слишком много времени минуло с тех пор. Я не профессиональный писатель у которого всегда под рукой имеются свои дневники, пометки, данные архивов и дар сочинения. Но, как мне кажется, свидетельство живого участника и очевидца событий, будет представлять интерес для читателей, если записи мои когда либо будут опубликованы.

     В последнее время я все чаще и чаще мысленно просматриваю «кадры» своей «пленной хроники», где запечатлелось виденное, слышанное и пережитое. Многое из того, что не попало в фокус, потеряло за давностью лет четкость очертаний и подернулось густой дымкой времени, придется опустить. Вряд-ли возможно восстановить множество названий, имен, фамилий, дат и подробностей, хотя кое-что мне все же удалось сделать, используя несколько писем присланных мною домой в то нелегкое время. Как ни странно, «кадры», относящиеся к 1941 году, запечатлелись ярче всего и остались ясными, как будто все со мной произошедшее, было только вчера. Эти записи – рассказ не только о трудностях, выпавших на мою долю, но и о всех советских людях, которые, внезапно попав под огненный шквал войны, вопреки невзгодам и лишениям, выжили, пройдя все круги ада фашистского плена с 1941 по 1944 год. То было время, когда в гитлеровской Германии издавались и неукоснительно претворялись в жизнь варварские приказы о массовом уничтожении военнопленных. Все мои друзья детства: Борис Конфедератенко, Петр Чалыкин, Александр Борляев – погибли в июле-августе сорок первого года. В части, в которой я начинал свою службу, было 23 человека, призванных на воинскую службу из Баку и проживавших в Сураханах. Домой из них никто не вернулся...
    
     Такою тогда была война...


На иллюстрации: Александр Каргинов (слева) и Александр Борляев. Баку, февраль 1940 г.


Продолжение: http://www.proza.ru/2010/04/25/1333