Рождение эпитета

Борис Карташов
   Что ни преподаватель военной дисциплины в ЛВВПУ, то – личность. У каждого интересная военная биография, богатый опыт службы. Почти все командовали во время Великой Отечественной войны взводами, даже батальонами. Им всегда было, что рассказать курсантам, поделиться жизненным опытом. Но все грешили одной слабостью – приписывали себе те героические поступки, которых не совершали, придумывали такие фронтовые эпизоды, которых не было. Выходило: на передовой наши преподаватели-фронтовики всегда были впереди и на белом коне. Мы, порой, заслушивались их рассказами. Костя Песоцкий по мотивам этих повествований даже новеллу пытался написать. Слава Богу, не получилась. А то немцы ни за что бы не узнали себя – глупых, трусливых, некультурных.
   Курсанты – народ дотошный, наблюдательный. Ни одна деталь в поведении, разговоре
фронтовика не оставалась без внимания. Отсюда каждый нами был надолго награжден меткими и
хлесткими эпитетами.
   Полковник Алексей Иванович Козин, преподаватель инженерной подготовки, весь и без
остатка был влюблен в свой предмет. Где бы ни был, о чем бы не говорил, всегда сводил разговор о значении окопов в победе над врагом.
   – Окоп, – подчеркивал он торжественно на каждом занятии, – был и остается наиважнейшим
инженерным сооружением в оборонительном бою. Он всегда сохранит жизнь солдата. Его надо отрывать глубже и в полный профиль.Приводил интересные примеры из жизни, истории. Именно поэтому к нему намертво приклеилось прозвище «Окоп». Он знал об этом, не
обижался.
   Преподавателя артиллерийской подготовки подполковника Виктора Константиновича Ковале-
ва мы называли «Партизаном». Его излюбленная тема – партизанский отряд, которым, по его словам, он командовал в немецком тылу. Ветеран писал даже книгу. Но труд так и не был опубликован. Оказалось, что его партизанский отряд в списках командования не значился. Сколько не ходил «Партизан» по инстанциям, так ничего не добился. Но запомнился Василий Иванович не своими рассказами о партизанских рейдах в тылу врага, а народными афоризмами. Они у него имелись на все случаи жизни. Помню, на семинаре я назвал не совсем точные тактико-технические данные ракеты «земля – земля». Зону поражения уменьшил.
Всего на полметра. Ковалев поправил.
   – Разве можно брать в расчет такую ничтожную ошибку этого грозного оружия? – возраз-
ил я.
   Как истинный командир старой закалки, Ковалев ни в какой форме не терпел возражений
подчиненных.
   – Как не брать?– побагровел он.
   – Не брать и все!
   – Ты пренебрегаешь полуметрами?
   – Больше или меньше на полметра поразит противника, ракета роли не играет.
   – Войну проиграешь!– загремел подполковник. – Баба в постели за каждый миллиметр хрена
борется, а ты метрами бросаешься…!
   Аудитория замерла. Шутит «Партизан» или не шутит? Ковалев не шутил. Он говорил о происках врагов, недопустимости подобного рода таких высказываний, что именно из–за таких просчетов во время войны неоправданно гибли сотни советских бойцов. Мне было не по себе. Я чувствовал себя виновником в гибели солдат во время Великой Отечественной войны, врагом всей советской артиллерии, даже пособником супостата.
   – Садись, «неуд», – я и аудитория облегченно вздохнули.
   Образностью отличалась речь полковника Дмитрия Петровича Янова. Он читал курс общево-
йсковой тактики. Рассказывая об организации боя противника, всегда хвалил командиров Советской Армии. О немцах отзывался так: «На занятой противником высоте пулеметов, как насранно. Никакого военного искусства».
   Мы посмеивались над его сравнениями, даже записывали в блокнот «крылатые» фразы.
Был у нас и танкист. Полковник Дмитрий Петрович Еремин. Он преподавал танковую под-
готовку. Как и «Окоп», до фанатизма любил свой предмет. Мог часами говорить об этом грозном оружии, нередко наделяя его человеческими качествами. Мы подшучивали над ним, задавали каверзные вопросы. Дмитрий Петрович давал на все обстоятельные ответы.
   – Как-то ради прикола я стал задавать Еремину один и тот же вопрос:
   – Почему танки плавают, трактора – нет?
   Он каждый раз терпеливо отвечал на него. Наконец, как-то не выдержал и сказал:
   – Товарищ курсант, мне, конечно, приятно, что танки глубоко заинтересовали тебя – целый месяц спрашиваешь одно и то же. Однако почему мои ответы не удовлетворяют тебя?
   Я промолчал. Но вот на очередном занятии снова задал этот каверзный вопрос.Препо - 
даватель ничего не ответил, стал перекладывать в папке свои бумаги. Наконец, в его руках оказалась газетная вырезка.
   – Товарищ курсант, ты не прав. Он бережно положил на мой стол статью. В глаза бросился заголовок «И трактора плавают»