Катерина - луч света в темном царстве

Калмыкова Татьяна Викторовна
Из цикла рассказов "Женские судьбы".

Кредитный техникум регулярно  поставлял нам своих выпускников, вернее выпускниц.
У нее есть что - то  неуловимо кавказское в лице. Гибкая как лоза, балетная походка (пятки вместе, носки вразлет и надолго), длинные черные волосы, белая кожа, глаза  лермонтовской Мэри.
Бедненько одета, зимнего пальто и теплых сапог нет, нуждается. Пристроили ее в общежитие жилищного строительного треста.
Освоилась быстро. Полюбилась всем. Повеселела. Пополнела.Приоделась. КАТЯ, КАТЕРИНКА.

Вы не замечали, как ведут себя ваши друзья и знакомые после окончания застолья?
 У некоторых сразу появляется неотложное дело. Убегают. Другим необходимо срочно позвонить, покурить, подышать свежим воздухом на балконе, заняться с детьми и животными  хозяев, посмотреть телевизор, сходить в туалет, полистать альбом с фотографиями и т.д…и т.п.
Лишь бы не мыть посуду.
Если все происходит в отделе, то некоторые (особенно начальницы) садятся за свой рабочий стол и с умным видом перебирают бумаги. Не пристало начальнице мыть грязную посуду.
Офисная дедовщина?
Сейчас многообразие замечательной одноразовой посуды исключает  ее мытье. Уборка стола после офисных посиделок заключается в том, чтобы сгрести все в мусорный мешок и вынести в туалет.

Катя  собирает со стола посуду, сортирует ее, освобождает от остатков еды. Наливает горячей воды в большую эмалированную чашку и начинает мыть сначала рюмки и стаканы, потом тарелочки с остатками салата и десерта, потом жирные тарелки. Старательно, с удовольствием. Вытрет стол мокрой тряпкой и повесит сушиться на батарею. Пойдет выливать грязную воду из чашки и вернется со шваброй. Надо пол подтереть, насорили.
- Катя, уборщица вымоет.
- Да я быстренько.
И все так легко и непринужденно, не привлекая  нарочитого внимания – вот видите я одна за всеми вами убираю!

Заметила, что она все делает добросовестно, качественно и не ждет похвалы. С тех пор как появилась Катя  в отделе вопрос кому мыть посуду даже не возникал.
Была у меня дома в гостях, я учила ее печь капустный пирог с яйцом, тесто на кефире.Вымыла посуду, противень и даже "жопки" кастрюль заблестели фабричной чистотой.Половину пирога забрала в общежитие угощать подружек. Хорошая девочка,  работящая.

Рассказала о себе. Родителей не помнит. Самое раннее детское воспоминание – противный скрип колес арбы над ухом. Она лежит на охапке соломы, подскакивает на ухабах, стукается о дно, но ей кажется, что стукается о дорогу, боится  и сжимается в комочек. Кто с ней рядом не помнит. Вроде старик...

Далее провал в памяти лет до четырех. Потом доброе  круглое сочувствующее лицо новой нянечки младшей  дошкольной  группы детского дома. Ласковое прикосновение ее руки. Погладила по голове. Прилипла к ней намертво, сидела под дверью в ожидании ее прихода, ревновала ужасно, заглядывала в глаза и пыталась помогать. Та называла ее  «помощница моя».

Муж нянечки работал шахтером, детей не было. Посоветовались и оформили опекунство над Катюшей,  забрали в дом, а через год родилась роднуля Валечка. Нянечке было тяжело справляться с двумя маленькими девочками и она вернула Катю в группу. Как пережила это время  Катя никогда не рассказывала, плакала, хотела умереть... и оправдывала этот поступок. Вот если бы она была постарше (ну хоть бы 8 лет мне было), то могла бы нянчить Валюшу и никогда бы не вернулась в детский дом.

После декретного  отпуска нянечка вернулась на работу. Все повторилось. Скулила под дверью, сидела на подоконнике и ждала на смену свою ненаглядную нянечку. Через  3 года она опять забрала Катю домой. (Я не знаю, как это можно передавать ребенка туда, сюда, но так было в 1956 году).
Опускаю детские пакости Валюши, потому что  – это ничто по сравнению с тем, что она творила  в юности. Катя постирает, нагладит свои две юбки (черную и коричневую), две блузки (белую и в цветочек), повесит в шифоньер. Соберется на свидание, а они валяются грязные под кроватью. Много чего было. Не хочется рассказывать. Роднуля Валечка выживала ее из семьи.

Очень разные и внешне и характерами, совершеннейшие противоположности. На фотографии у Валюши личико жирным блинчиком со следами выдавленных угрей. Три волосика прибраны заколкой, чтоб не ходить лохматой. Ножки как раз для верховой езды, очень удобно прилегают к бокам лошади. Самое лучшее  только любимой и родной красавице Валюше. Кате что похуже, обноски.
Катерина покорно терпела,  на нападки не отвечала, не ругалась, не жаловалась, чем еще сильнее распаляла Валюшу. Лет до 16-ти она даже не плакала  по ночам от несправедливости жизни. Боялась, что вернут в детский дом, а главное остригут косы. Валюша пригорозила в припадке ревности и зависти. Косы шикарные! В одну косу не заплетала, потому что голову тянуло назад,  а две косы равновесие удерживали хорошо.

«Помощница моя!» говорила нянечка и загружала работой по дому.
 Училась отлично, кредитный техникум закончила с красным дипломом, занималась в балетной студии и играла в самодеятельном театре шахтерского клуба. Умная, красивая, артистичная и безмерно скромная.

Жизнь припасла родителям наглядный пример для сравнения: вот видите, каким должен быть хорошо воспитанный ребенок, а вот таким он не должен быть.
Безотказная, исполнительная, трудолюбивая. Не видела в ней недостатков. Только ненужная покорность и безотказность.

Пришел завхоз собрал арифмометры и выдал новейший по тем временам счетный агрегат – вычислительную машину «Быстрица». Машины часто ломались и к нам в отдел зачастил  мастер по ремонту вычислительной техники Ринат. Когда они успели так тесно пообщаться мы не уследили, но у Катюши стал расти живот. Насели всем коллективом на Рината и он женился. Катя переселилась из общежития в большую дружную татарскую семью, которая моментально подсела ей на шею. Вся семья трудилась на мясокомбинате. С утра договаривались, кто и что принесет с работы. Жители татарской слободы не испытывали трудности в снабжении мясом, в магазин за ним не ходили, там его не было.

Очень трудно отмывались от крови специальные пояса с карманами на талии для выноса  парных кусков мяса через проходную. Катя научилась сначала замачивать их в холодной воде, потом наскоро простирывала в теплой воде с хозяйственным мылом и только после этого прокручивала с порошком в стиральной машине «Малютка». Непростиранные пояса сильно воняли и привлекали охрану.

«Помощница наша!» говорила семья.
Приносила мясо на продажу на работу нам. Мы даже делали заказы - мне свининки, мне говядины. А мне говяжьи хвосты. Вы не ели говяжьи хвосты?  Мой второй муж любил рассольник с хвостами и с перловкой. Очень вкусно.

Родила девочку Регину почему то рыжего цвета. Семья заволновалась, не наша? Наша, наша, успокоила  прапрабабушка старшая в роду. Абдул был такой же медного цвета и с веснушками.

Маленький дом у мясокомбината не вмещал разросшуюся семью. Ринат пошел служить прапорщиком в военную часть за квартиру. Заведовал воинским продуктовым складом, да плюс мясо с мясокомбината, поэтому  двухкомнатную квартиру получил быстро.
Вошел во вкус, воровал больше, чем списывал на грызунов, усушку и утруску. Выпивал с «нужными» людьми которые его и сдали.

Катя ходила с передачами в СИЗО, потом в тюрьму, а когда его отправили далеко на поселение, на «химию» (ударная стройка народного хозяйства) поехала с гостинцами помочь на новом месте.

Вернулась черная от горя. Ринату помогать не надо. Ему без нее очень даже хорошо на квартире у молодой  одинокой хозяйки большого дома с палисадником и огородом.

Развелась. Заочно училась в   институте  народного хозяйства, красный диплом,  бухгалтер.

Ушла из банка бухгалтером в таксопарк. Денежек подкопила, навестила роднулю Валюшу. Папа-опекун  умер рано. Накупила подарков, гостинцев. Валюша выпроводила ее через день, потому что муж покурил с ней на балконе пока Валюша была в ванной. «Ездют тут разведенки сраные!» Нянечка батрачит в семье роднули доченьки на нее и ее троих «красавиц» внучек.

Встретила Катю у гастронома с коляской. Рыженький хорошенький мальчик. Твой что ли? Нет, внук. ВНУК?  Дочь родила  в 17 лет. Ни упреков, на ругани. Все заботы взяла на себя.

«Помощник мой, будущий». Так Катя называет внука. Бабушка в 35 лет.