Очень запоздавшая рецензия на фильм Ностальгия

«Звезды по имени Тарковский, Янковский и Гуэра – или «Ностальгия» много лет спустя….»
 

Одна моя знакомая – даже друг, - долгое время живущая в Италии рассказала историю о том, как она привезла из родного Киева семена берёзы, рябины, калины и начала выращивать их у себя на Юге Италии. На вопрос соседей, зачем она это делает, - ответила: «Где берёзки там и Родина. А вы что тут делаете?» После этого они, наконец, поняли, как создавалась Российская империя и что такое таинственная русская душа и ностальгия…

Звёзды в жизни иногда сходятся. И это к астрологии не имеет никакого отношения. В Москве, в доме кино, вчера - 20 мая 2010 года - было великое событие, праздник и вечер памяти одновременно.

Так действительно сошлись звёзды – именно сейчас отмечается 90-летний юбилей ныне здравствующего (и дай ему Бог здоровья!!! – авт.), - последнего из живущих «ВЕЛИКИХ кинематографических ИТАЛЬЯНЦЕВ» – Тонино Гуэра – человека талантливого во всех отношениях и ипостасях – литературе, кинематографе, живописи. (Вот только родной язык его жены – нашей соотечественницы Лоры, ему никак не даётся, как признался Мастер на творческой встрече в рамках «Святой Анны-2009», где мне посчастливилось побывать – авт.).

Вчера 20 мая исполнился ровно год как из жизни ушёл великий российский Артист – Олег Янковский и вчера в Белом зале дома кино показывали «Ностальгию» Андрея Тарковского, которую он посвятил памяти матери, - фильм, где Олег Иванович Янковский сыграл одну из самых значительных ролей в своей жизни.

Показывали «Ностальгию», предварительно развеяв несколько мифов, казалось уже намертво сцепленных как с самим Мастером, так и с фильмом.

Миф №1 – фильм делался человеком, эмигрировавшим из своей страны окончательно. Это неправда – фильм снимался копродуктивно Италией и СССР и Тарковский в нём участвовал как официальный представитель СССР, Закончил он «Ностальгию» в 1983 году, а объявил о желании остаться на Западе лишь в 1984…

Миф №2 – Тарковский сам нашёл Тонино Гуэру, и предложил ему сценарий «Ностальгии». Нет – всё было как раз с точностью «до наоборот». Тонино Гуэра восхищённый «Андреем Рублёвым» сам долго и настойчиво искал возможность пообщаться с Андреем Тарковским и, познакомившись с ним, пригласил к себе в Рим, где, собственно, и ввёл в клуб мировой интеллектуальной элиты кинематографа. Там же и родилась совместная идея сделать фильм об Апокалипсисе – грядущем в эпоху растущей человеческой бездуховности, сделать фильм о возможности предотвращения Апокалипсиса, сделать фильм о том, что только любовь и готовность вместе противостоять злу и спасёт человечество. И неважно, - из какой страны будущие спасители, на каком языке они говорят. «Земля в сущности», - как сказал мне однажды мой друг космонавт Юра Лончаков, - «очень маленькая и государственных границ из космоса просто не видно»…

Показывали «Ностальгию» на плёнке и в варианте 1988 года. Есть в целлулоиде что-то неуловимо живое, - ощущаемое на подкорке - то, чего нет в бездушно-компьютерных поделках с многомиллионными и заранее просчитанными спецэффектами. Эту мысль я услышал на мастер-классе Н.С. Михалкова и абсолютно с ней согласен.

И это, кстати, - очень заметно на многочисленных фотосайтах – достаточно обзавестись «навороченной» фототехникой и можно смело самопровозгласить себя «творцом». Смотришь на фото такого «творца», а там вместо широко раскрытых миру глаз ребёнка (пусть даже и чёрно-белом варианте – авт.) – перефотошопленный цифровой огурец…

Кстати, Тарковский очевидно первым в мировом кинематографе это предугадал и широко применил игру цвета и света в своих работах – помните в «Андрее Рублёве» внезапно, - как родник, возникающее цветное изображение «Троицы»? (Хотя, наверное нет – говорят, - на премьере «Броненосца Потёмкина» в «Художественном» миру впервые был явлен цветной кадр – красное знамя на броненосце раскрашивали вручную покадрово –авт.). Красноармейцы, говорят, «валялись» в культурном шоке штабелями…

Фабула «Ностальгии» непересказываема. Тарковского надо воспринимать всеми сенсорами – в его фильмах нет чётко очерченных границ между снами героев и явью, между физическим их миром и духовным. Мастер лишь штрихами, светом, музыкой, иногда просто шорохом намечает границы рационального и иррационального.

Такая загрузка визуала, как мне представляется, физиологически и вызывает эмоциональный отклик, который зависит от интеллектуального базиса каждого смотрящего. Поэтому фильмы Тарковского так индивидуально воздействуют на зрителя.

А планы по 10 минут с одной камеры, с её практически неуловимыми движениями лишь усиливают этот физиологический эффект. Фильм снят гениально – собака в кадре, ведущая себя как полноценный актёр, вдруг поплывший по стене под проливным дождем кусок штукатурки (именно тогда, когда надо – авт.), сцена самосожжения одного из героев на Капитолийском холме в Риме (я вообще не представляю как это разрешили снимать в таких интерьерах – авт.), мучительнейший, на грани обморока и актёрского, и зрительского - проход Янковского с зажжённой свечой по дну бассейна, съёмки воды, финальные кадры фильма – это всё уже давно классика операторского мастерства мирового уровня…

Поразила «Ностальгия» ещё и гениальными предвидениями Мастера… Это я о современной политкорректности, доходящей до идиотизма, о проблемах экологии, доходящих до Апокалипсиса, о взаимопроникновении культур и вообще о многом таком, что сейчас происходит с нами и нашим миром и чего, ну просто по определению, не мог знать Мастер по фамилии Тарковский столько лет назад. А он знал….


У меня сложные отношения с творчеством Тарковского. «Андрея Рублёва» впервые я посмотрел много лет назад в «кастрированном» советской цензурой варианте, и ничегошеньки не понял. «Сталкер» понравился больше, но тоже не «перевернул» моё мировоззрение. «Ностальгию» много лет начинал смотреть на видео, но продолжалось это не более 20 минут. И лишь вчера, – недавно вернувшись в Москву после того как пришлось практически без передыху и за неделю проехать всю Италию от севера и до Юга, - я вдруг, - волею судеб, - оказался в Белом зале дома кино. Погас свет, пошли начальные кадры и я внезапно погрузился в атмосферу Италии, из которой только что вернулся, и что-то во мне наконец «щёлкнуло» и произошло чудо…


Посмотрите «Ностальгию», - помяните Мастеров – Андрея Тарковского и Олега Янковского, пожелайте здоровья Тонино Гуэра и я желаю Вам, чуда…

Рекомендуемая литература (очень рекомендуемая) - http://magazines.russ.ru/october/2012/3/v9.html



Послесловие от 21  марта 2012 года...
Сегодня умер Тонино Гуэра.  Ушёл последний... Закончилась эпоха...  Началась история бессмертия...  Вечная память великим Мастерам...


Фото сделано автором на мастер классе Тонино Гуэра. Кинофестиваль "Святая Анна" - 2010 год.
 


Рецензии
Вы тронули моё сердце и душу! Спасибо Вам за это! Для меня открытие Андрея Тарковского началось с просмотра в далёкой юности фильма "Зеркало". Всегда ставлю свечу в ДЕНЬ его смерти. Не вижу никого и сегодня с ним рядом. МАСТЕР!
С уважением к автору, Галина.

Галина Пономарева 3   15.10.2017 12:14     Заявить о нарушении
Уважаемая Галина!
Приятно получать такие отклики - спасибо Вам!
А для меня открытие Тарковского продолжается по сей день.
Общался с Натальей Сергеевной Бондарчук недавно (очень надеюсь на продолжение сотрудничества с ней) - она рассказывала о нём.
Удачи Вам!!!

Олег Татков   15.10.2017 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.