В Балаклаву

Сергей Решетников
(Беседы о науке)

 К одному из пляжей недалеко от Балаклавы подчаливает прогулочный пароходик. Пятилетняя Варя – инициатор морской экспедиции – с дедушкой за руку поднимается на палубу. Ребенок с восторгом осматривается:

– Дед, а это что?

– Это якорь, крошка.

– А это?

– А это якорная цепь.

– А это?

Старик, кряхтя, начинает познавательную экскурсию по кораблику. В машинном отделении, куда они тоже заглядывают, на ребенка неизгладимое впечатление производят страшно грохочущие механизмы, запахи разогретого масла. В пассажирском отсеке деда ожидает награда за труды – это наши исследователи невзначай набредают на барную стойку.

– А вот здесь камбуз, детка. Так моряки называют кухню. Тут я куплю тебе мороженного, а себе закажу пивка…

– Дед, ты так много всего знаешь, – подлащивается к дедуле внучка. –  Ты же ученый!

– Да, я занимаюсь научной работой.

– А где на корабле ученые?

– Ученых сейчас везде много, милая, наверняка и на этом кораблике среди пассажиров их можно найти. Но вот если представить всю нашу цивилизацию в виде одного большого корабля, то место науки… Где же оно, в самом деле, на таком корабле?.. Ты знаешь, место науки, кажется, в машинном отделении.

– Это там внизу?

– Ну да, в трюме. Там все естественнонаучные дисциплины – физика, химия и прочие.  Благодаря им корабль цивилизации набрал такой хороший ход. А гуманитарные науки те, разумеется, на камбузе: готовят салатики, рубят капусту. Команда кушает да нахваливает. И корабль наш плывет…

– А я думала, что наука где-то наверху, рядом с капитаном.

– Нет, чтобы управлять кораблем, надо знать, куда плыть, а у науки спрашивать о целях пути бессмысленно. Дурачком будет тот капитан, который, прокладывая курс, станет советоваться со своим коком или машинистом.

– Но ведь ученые такие умные!

– Не поверишь, малыш, но для жизни одного только ума мало. Бывало это у нас уже – забегали на мостик повара и кочегары, скидывали всех за борт и принимались сами крутить штурвал. Причем не как-нибудь, а в соответствии с самой передовой научной теорией. Нахлебывались в итоге все…

На промежуточной остановке пароходик подбирает стайку серых, как мыши, паломниц, предводительствуемых бодрым батюшкой. Пройдясь по палубе, православный священник зычным, хорошо поставленным голосом шутливо вопрошает капитана в рубке:

– Камо грядеши, сыне?

Серьезный капитан шуточный тон не принимает, но отвечает почтительно:

– Все согласно расписанию, святой отец, следуем, куда положено.

– О чем это он спросил? – теребит деда за рукав Варвара.

– Священник тоже интересуется, куда мы плывем.

– Ну, и куда мы плывем?

– Да известно куда, в Балаклаву…

2010 г.