Как жить литературе в условиях рынка?

Любовь Миляева
Как жить художественной литературе в условиях рынка?

     Завершён ряд десятилетних инициативных маркетинговых исследований, проводимых на территории ХМАО – Югры в литературно-художественной отрасли с целью разработать отраслевой механизм, способный обеспечить развитие региональной художественной литературы в условиях российской рыночной экономики. Исследования вскрыли целый ряд проблем, существующих в отрасли художественной литературы. Ясное видение этих проблем позволило разработать «противоядие» – отраслевой механизм. Концептуальные и технологические аспекты отраслевого механизма, способного обеспечить: повышение в разы профессионального мастерства литераторов округа; стопроцентную реализацию литературно-художественного потенциала округа и т.д., решив фактически весь спектр проблем, существующих сегодня в отрасли – оформлены в книгу «Инновационный подход к развитию литературно-художественной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в условиях рыночных отношений», которая вышла в свет в конце 2009 года. Что касается непосредственно самих исследований (1999-2009), то если их полностью оформить в виде книг, получится не менее четырех крупных томов. Поэтому в виде книги издана лишь небольшая часть исследований «Маркетинговый анализ альманаха «Эринтур» как продукта отрасли художественной литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», вышедшая в свет в 2010 году объёмом 408 страниц (в этой книге авторы попытались максимально адаптировать результаты маркетинговых исследований к восприятию в среде литераторов).

       Спрос и предложение

       Сегодня весь мир, в том числе Россия, живёт в условиях рынка. От вопроса: насколько та или иная отрасль сумела или не сумела перейти на рыночную экономику зависит вся её дальнейшая судьба – будет ли она иметь развитие, или же быстрыми темпами придёт в состояние полного упадка, разрушая самою себя, не выдержав всё более ужесточающихся условий рынка. Один из главных экономических законов рынка – закон спроса и предложения. Все управленческие решения, направленные на учет или игнорирование этого закона, так или иначе, отражаются на потребительском рынке. Разрыв между спросом и предложением или наоборот, соответствие предложения спросу являются теми индикаторами, которые говорят о правильности, точности, продуманности принятых в этой области управленческих решений. Это касается всех отраслей народного хозяйства, в том числе, литературно-художественной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
       По результатам маркетинговых исследований спрос на книги окружных литераторов на территории ХМАО – Югры превышает предложение более чем на 90%. Результаты маркетингового исследования 1999-2001гг. дали нам показатель соотношения спроса и предложения равный 96,5%, в пользу спроса. Результаты 2009 года – дали показатель 93,2% в сторону превышения спроса. Отклонение между показателями составляет всего 3,3%.
       Мы наблюдаем своеобразную «потребительскую воронку». Что это значит? – Это значит, что при условиях, когда на отраслевом рынке есть спрос, но фактически нет предложения - создаётся ситуация при которой будет потребляема любая продукция, попадающая на рынок. Некачественная, зарубежная – любая! Экономка всего мира, в том числе России страдает сегодня от отсутствия спроса. А у нас на отраслевом рынке спрос есть (высокий!), но нет предложения.
       А теперь зададимся вопросом: «Возможно ли такой разрыв между спросом и предложением (более 90%) на потребительском рынке сократить при помощи заполнения рынка товаром 3-4 или даже 10 авторов Югры? – Однозначно, нет. Почему это невозможно? – Потому что на товар «книги» у людей (у потребителей) существуют совершенно и принципиально разные вкусовые пристрастия (это как на пищевые продукты). У всех разные запросы, разные потребности, разные интересы. Чтобы сократить разрыв между спросом и предложением, хотя бы на 50%, необходимо предложить потребительскому рынку довольно-таки широкий спектр товаров – предоставить широкий ассортимент книг (разных жанров, разных тематических направлений и т.д., а также с расчётом на разные возрастные категории). – Иными словами, необходимо осуществлять наполнение рынка товаром с учётом закона сегментирования рынка. А 3-10 авторов Югры физически не смогут удовлетворить запросы всех 100% потребителей регионального рынка.

       Возрастная яма

       Исследования выявили целый комплекс проблем, связанных с возникновением таковой «потребительской воронки». Одна из таких причин – существование в отрасли художественной литературы «возрастной ямы».
       Произведения литераторов, находящихся в самом продуктивном возрасте 18-40 (вплоть до 50) лет, на потребительском рынке практически отсутствуют и/или не имеют доступа к читателям. 84,4% литераторов лишены возможностей для творческой реализации – вынуждены писать «в стол». Причём «основной удар» приходится на производителей наиболее продуктивного возраста 18-40 лет.
       Возникновение «возрастной ямы» во многом имеет экономические корни. Прежде чем книга поступит на потребительский рынок – нужно вложить деньги в её издание. Сколько стоит сегодня издать книгу? – От ста до трёхсот тысяч рублей. Имеют возможность литераторы 18-40 лет издать книгу «за свой счёт»? – В большинстве своем не имеют. Литераторы это, как правило, небогатые люди. Причём, категория писателей 18-40 лет – это те люди, которые получали образование «за свой счёт», решали квартирный вопрос «за свой счёт», обучали детей «за свой счёт». Эти люди не могут «оторвать» от семьи сто-триста тысяч, необходимые для издания книги. А рекомендовать писателям обращаться к спонсорам – тоже не выход. Представьте себе, что значит отправить всех поэтесс в России (а мы с вами живём именно в этой стране!) на поиски спонсоров!
       Вот так мы и наблюдаем в отрасли высокие входные барьеры (иными словами – отсутствие свободного доступа для многих категорий литераторов к потребителям). Хорошо это? – Плохо. При наличии высоких входных барьеров – отрасль теряет целую плеяду литераторов. И, прежде всего, от этого страдает потребитель. Он лишён возможности выбора. Наполнение рынка книгами одних и тех же писателей Югры вызывает отторжение у значительной массы читателей. Здесь работает экономический закон «жизни товара на рынке». Так, некоторые писатели, десятилетиями издающие свои книги сетуют «мол, нечитающая публика сейчас пошла…» Но дело-то, как показывают результаты исследований, не в публике! А в отсутствии разного вида предложений. И в итоге, не учитывая разные потребности читателей, мы имеем, с одной стороны – потерю у некоторых писателей крупными долями читательской аудитории, а, с другой стороны – высокий читательский спрос, который годами не удовлетворяется.

       Источники финансирования

       Писатели Югры, опираясь зачастую исключительно на собственные средства, пытаются покрыть потребительский спрос. Но сделать это удаётся лишь в объёме 6,8% от необходимого. Мы проанализировали источники финансирования этих 6,8% книг, поступающих на рынок в качестве предложения .
       Можно говорить о том, что 58% литераторов Югры издали свои книги «за свой счёт». Как нужно рассматривать таковой показатель? В качестве позитивного или в качестве негативного? – Мы убеждены – однозначно, в качестве негативного. Почему? – Потому что изготавливая книгу «за свой счёт» авторы, повторюсь,в большинстве своём небогатые люди, не имеют финансовой возможности привлечь к производству товара необходимых специалистов: редакторов, корректоров, художников, дизайнеров, фотографов. Не имеют возможности выпустить товар в качественной упаковке, избирая вместо твёрдой обложки – мягкую более дешёвую обложку, вместо переплёта (сшивки) – менее дорогостоящий вид скрепления, например, склейку и т.д. И, зачастую, даже при наличие замечательных литературно-художественных произведений (качественного смыслового наполнения) на потребительский рынок поступает товар (книга) в целом не высшего или, скажем, даже не среднего качества, а, увы, увы, увы – такого качества, при котором товар не способен конкурировать ни на российском, ни тем более на мировом рыночном пространстве. Кто от этого страдает? – Во-первых, потребитель, так как лишён возможности приобрести товар высокого качества. Во-вторых, имидж и экономика округа, так как округ, получается, не способен поставлять на отечественный литературно-художественный рынок товары высокого качества. А более всего ущерб наносится литературно-художественной отрасли, так как она вынуждена производить товары невысокого качества (образно говоря – вынуждена рожать слабеньких детей). Ведёт это к процветанию отрасли? – Нет. Это ведёт к упадку (отрасли, читательского вкуса, экономики страны и т.д.). Что можно делать в данном случае для улучшения ситуации? – Здесь существует единственный выход – создать условия, при которых все 100% авторов округа (хорошие писатели, плохие писатели, очень плохие писатели – все!) имели возможность поставлять на потребительский рынок максимально (на уровне «потолка» для каждого автора в отдельности) улучшенный товар. То есть в округе должно работать учреждение – своеобразный производственный комплекс, в штате которого должны быть корректоры, редакторы-смысловики (прозы, поэзии в отдельности), переводчики литературно-художественных текстов, дизайнеры и т.д. Этот комплекс, должен иметь много задач, одна из которых – максимально «вытягивать» на более высокий качественный уровень товары всех 100% авторов округа (членов Союза писателей России, членов Союза российских писателей, литераторов, не входящих в состав творческих писательских Союзов – всех без исключения!) Только так, пошагово, поступательно наполняя отраслевой рынок максимально улучшенным товаром – с одной стороны; доброжелательно, кропотливо обучая авторов округа работать над рукописями, над созданием книг – с другой стороны; и, внедрив технологии, обеспечивающие централизованное финансирование для всех 100% окружных авторов – с третьей стороны, возможно обеспечить развитие литературно-художественной отрасли ХМАО – Югры в условиях российского рынка.
       А что надо читать, что покупать – потребитель уж сам в состоянии разобраться.