дневник деда с войны. Часть 3

Валерий Чернышов
Мне же было нельзя трогаться с места. Иначе все будут перебиты. Cлева стояла батарея капитана Яковлева. Я ему позвонил, чтобы он поддержал меня. Немецкая пехота не рискнула спуститься вниз, и перейти речушку. Я сидел и нервничал, что пока не могу разнести речушку своими пушками. Все разбиты. Выкурил всю пачку папирос за два часа. Ком полка приказал, как только начнет темнеть, вывести батарею подальше от передовой. Под разрывы шестиствольного миномета, при сильном освещении ракетами, мы снимались с огневой позиции. Я был сильно расстроен большими потерями. Бой оказался неудачным, хот противник не прошел за речку. Выведены были почти все наводчики.

1943 год.
1. января 1943 год.
Вчера, под новый год на реке Лучеса, у моста батарея вела сильный бой с немецкими танками. Жребий пал именно на мою батарею. Жаль погибших товарищей, которые истекали кровью на моих глазах. Не дрогнула батарея в неравном бою. Отразила несколько атак противника. Бой продолжался до вечера. На щитах орудий были брызги крови и мозга. До гранат дело не дошло.
Новый год встречали грустные и притихшие в холодном шалаше в 7 км от передовой. В 11 часов вечера все солдаты и офицеры выпил по 100 гр. Положенную норму наркомовской водки. Пятнадцать норм осталось, пришлось отдать на любителей. Всю неделю немец пытался наступать на нашем участке, но успеха не имел. Два орудия починили сами, а два прислали из резерва. В шалашах холодно, противник бьет тяжелыми снарядами, мы считаем, сколько не разорвавшихся.

14. января 1943 год.
Немец активничает. Ранило ком взвода Лебединского. Жаль. Не раздеваюсь уже второй месяц. Письма не пишу. Донимают паразиты.

21. января 1943 год.
Позавчера был у подполковника Гурова на вечере. В дер. Купарово. Шел к нему по вызову, думал за что-нибудь будет отчитывать. Он ком нашего полка. А он начал угощать. Провели вечер весело. Вечером собрал ком. состав своей батареи и пригласил командиров орудий и других сержантов, и отметил день своего рождения. Года идут. Война мнет, ерзает молодость мою. С комиссаром Макаровым пели до утра. На другой день ко мне пожаловали гости. Майоры Смелый, Борисов, Мухин, Дваладзе. Пели, играли. Вспоминали прошедшие не легкие боевые дни.

24. января 1943 год.
Заняли новый боевой порядок. ОП близко к противнику. Обстреливает минометным и пулеметным огнем. Сижу в блиндаже. На свет божий почти не выхожу. Горит коптилка круглые сутки, глаза болят. Вылезешь из норы, смотришь ночь, луна, холодно. Пройдет время, вылазишь, опять ночь. Мыши обкусали мне палец на руке во время сна. Вижу сон, будто я колю иголкой около ногтя. Проснулся, лежит рядом со мной мыша. Повар был Кузнецов (мой).

2. февраля 1943 год.
Еду в армейский дом отдыха (22 армии) в дер. Жукопа. Дорога снежная. Ехать 150 км.

10. февраля 1943 год.
Прибыл опять в свою закопченную землянку, противник близко. В рост ходить нельзя по траншее. Ходим пригнувшись.
В землянке даже шапка чернеет от копоти. Жизнь ‘’райская‘’ под свистом пуль и снарядов.

15. февраля 1943 год.
От 15.02.43 года за номером 0134 мне присвоили очередное воинское звание капитан. Друзья поздравляли, обмывали. Как надоела темная, сырая землянка. Даже не мил белый свет. Уже не обращаешь внимании на разорвавшийся снаряды, которые оглушают, а иногда и засыпают землей. Были с капитаном Барыкиным у майора Борисова. Барыкин поехал в дом отдыха.

2. марта 1943 год.
Мы начали наступать. Выгоняем немцев из блиндажей. Делали попытку пушки прицеплять с расчетом к нашим танкам. Так распорядилось вышестоящее начальство. Такое дело вскоре отменили.

5. марта 1943 год.
По тревоге вызвали в штаб полка. Получил маршрут выезда на другое направление (300 км) - Нелидово - Торопец - Великие Луки. Дорога снежная. Я сам вел всю дорогу Студебекер. Ночевали в деревне Малюшкино. Далее др. Колдыбино. Живем в землянках около шоссе Великие Луки - Невель. Подход к землянке грязный. Мы выложили его немецкими разминированными минами (большие коробки).

9. марта 1943 год.
Из нашего полка подорвались на минном поле два связиста, когда снимали свою связь. 3 я ударная армия. 28 СД. Передний край по реке Ловать (генерал-лейтенант Галицкий).

17. марта 1943 год.
Неожиданно полку приказали сдать материальную часть и машины. Часть людей оставить и с ними выехать под гор. Торопец. Вероятно, полк будет входить в бригаду. Мой комиссар, Макаров, уже выехал подыскивать место для для размещения полка.

20. марта 1943 год.
Прибыл в дер. Каменка (возле Торопца). Макаров подготовил мне квартиру. В Каменке жили несколько семей по национальности эстонцы. Поселился на квартиру к Савас Лизе (эстонка).
Хорошо провели в дер. Каменке время. Есть, что вспомнить. Когда я выходил погулять, Анаров брал автомат и сопровождал меня, находясь от меня в 100 м. Появилось крылатое выражение - 100 метров севернее моей кухни. Однажды опоздал на боевую тревогу учебную). Комбаты уже расходились со своими офицерами.