Зачем нужна критика?

Алмазова Анна
А вот и снова я, пришла рассказывать вам сказки.

Никогда не думала, что буду кому-то объяснять, зачем автору нужна критика. Но, вижу,  придется. Хотя да, дорогие авторы, тот, кому и в самом деле нужны эти объяснения, в данную тему не заглянет. Зачем ему? Такой автор самодостаточен и легко жмет на кнопочку «удалить». Да, да, можете меня поздравить с дебютом, я тоже удостоилась великой чести — мои рецензии начали удалять.

Но вернемся к теме нашего разговора.

На сайте проза.ру среди авторов наблюдается опасная тенденция — утверждать, что критика никому не нужна и что все попытки критиковать должны жестоко пресекаться. Последнее вас смешит? Меня — шокирует.

Я не буду ни с кем спорить, я просто попытаюсь донести до вас свою точку зрения. А вы уж потом делайте выводы. Или не делайте. Но писать отзывы незнакомым людям я больше не буду, так как не хочу за дармовую работу получать по шее, а критика — это работа. Вы, конечно, удивитесь, но в интернете много ресурсов, где мне за критику только спасибо скажут. Еще будут сзади бегать и требовать «еще!»

Мы все прекрасно знаем — с учителем учиться легче, быстрее и продуктивнее. Потому даже в фэнтези и сказках у каждого волшебника есть свой «гуру», который ведет его к определенной цели. Есть учителя и у художников, есть школы за плечами у спецназовцев и шпионов, есть университеты для получения профессии, есть давняя система «подмастерий» и «подшефных». Все это работает в нашем мире и работает эффективно. Но! Писатель это совсем другое, ему учеба не нужна... ему и так хорошо.

Вы в это верите? Я — нет. Получив первый отказ от издательства, я, сказать по правде, сломалась. А потом пришел отзыв от другого редактора... ласковый, осторожный и... направляющий. Смысл был прост — у вас есть талант, но вам нужен вдумчивый и доброжелательный редактор, который поможет вам увидеть ошибки. Внизу был написан адрес... ближайшей школы писательского мастерства. Вела там уроки успешный автор... но я не воспользовалась. У меня тогда была очень сложная ситуация в жизни, которая творчество и все с ним связанное отодвинула на задний план. Но совет и доброжелательность редактора я запомнила на всю жизнь.

Потом все завертелось, закрутилось. У меня была одна цель — выжить. Когда я вновь смогла вернуться к творчеству... я написала роман «Сон разума» буквально за месяц, на одном дыхании... и дальше что? С трудом найдя выход в интернет, я разослала роман по издательствам... и уже, честно говоря, не надеялась на результат.

Правильно не надеялась. Большая часть издательств вообще не ответила, а те, что ответили — ответили отказом.

А теперь самое главное. Я не пишу коротких вещей ввиду особенности характера. Я пищу романы. И хочу знать, что именно надо изменить в моих текстах, чтобы они, наконец-то, доросли до издания. Я хочу знать, какие приемы писательского мастерства я могу использовать, чтобы с помощью них делать текст оригинальнее и качественнее. И в этом мне помогает анализ — мой или чужой.

Знаете, как больно услышать от критика — ты, милая, дрянь написала. Знаете, как приятно услышать через некоторое время — вот теперь мне действительно понравилось? Знаете, как приятно получить свой рассказ по почте с красными помарками... а рядом — обоснование, почему так быть не может? Знаете, какой шок, когда понимаешь — а ведь критик прав? Знаете, как приятно услышать от своего давнего читателя: «Хорошая моя, ты растешь, я теперь от твоих текстов оторваться не могу?» Или получить письмо от того, кто раньше ругал... «Я хочу прочитать твой роман полностью, скинь мне его на ящик, пожалуйста».

Это как ступеньки... идешь с самого низа вверх, преодолеваешь одну за другой... учишься писательским штучкам под присмотром осторожных и тактичных критиков и знаешь — тебя не обманывают, тебя поддерживают, тебе помогают. И когда получаешь в очередной раз весь в красных помарках дуэльный рассказ от секунданта... а за ним письмо: «Ты ведь не обиделась, не сломалась, правда? Все в порядке?» Уже ведь и не больно... просто садишься за работу и... пишешь гораздо лучше.

Я быстрее расту при помощи критиков. Они как лакмусовая бумажка, тест на «получилось-не получилось», они помогают мне выжить в тот непростой период пути от графомани к мастерству. Они читают в любом случае, нравится им или нет, они высказываются, они указывают на ошибки. С их помощью я вижу свои слабые места, анализирую свое творчество, смотрю на него их глазами. Я чувствую их поддержку и я расцветаю, когда слышу: «Наконец-то мне стало интересно тебя читать». Они мои учителя, потому как писательскому профессионализму тоже надо учиться. И я им по гроб жизни благодарна, ведь все вышесказанное они делают только по доброте душевной, ничего не требуя взамен. А вы... не нужна критика.

Теперь мне уже интересно не только писать, а использовать всевозможные методы, экспериментировать. Теперь я думаю не только «что», но и «как». Теперь я читаю романы изданных писателей и учусь на них, как вводить правильно персонажа, как сделать сцену более динамичной. Теперь я не переживаю так из-за ответов издательств, потому как получаю искреннее удовольствие от одного только написания. Теперь я имею нескольких друзей, к которым могу пойти за советом... Да, вы удивитесь, но мои критики — это мои друзья, дорогие, горячо любимые и всегда желанные в моих темах.

Теперь я уже вижу море ошибок в том, что выложено ниже. Теперь я частично знаю, что я делаю не так. Теперь я пообщалась с изданными и прекрасно знаю, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Я стала мудрее... благодаря таким вот душевным разговорам и совместной работе над своими текстами, когда меня как котенка тыкали носом в наиболее слабые места. И сейчас тыкают. И сейчас находятся те, кто прямым текстом говорит — ты графоманка, у тебя ничего не получится. Но я упрямая графоманка. Я иду вперед. И в том меня, как ни странно, поддерживают мои критики. И после каждого бичевания я становлюсь сильнее. В первый раз после качественного разбора я не могла писать. Теперь... ну покритиковали... сажусь и пишу дальше.

Не стану изданным автором? Ну и черт с ним! У меня много друзей, с которыми интересно общаться. Много лет находясь за границей я знаю русский язык лучше, чем, судя по текстам, большинство на этом сайте. Я могу легко найти аргументы в споре... если захочу. Я умею словами влиять на людей и без мата доводить их до белого каления или же, напротив, успокаивать. Я умею вкладывать в текст ту эмоцию, которая мне на данный момент нужна. Я «отвечаю» за то, что пишу. Я умею смотреть на ситуацию с разных сторон и работать над собой. Я умею критично относится к себе самой и из самого жесткого мнения выбирать что-то полезное. Я умею слушать. Я вижу, что расту и как личность, и как автор.  И все это благодаря моим критикам.

Отличные побочные эффекты, не так ли?

Лишая себя критики, вы лишаете себя обмена опытом.

И еще — я никого и ни в чем не хочу убедить. Давайте говорить прямым текстом — вы здесь все мои потенциальные конкуренты. Только конкуренты не на место в рейтингах, как вы тут подумали, а на место на полке читателя. Я за это борюсь, к этому стремлюсь, а вы?

P.S.. если вы злой критик, у вас плохое настроение, и захотели поточить об меня зубки — я только обеими руками за. Только скажите. Я как раз пишу новый роман и как раз нуждаюсь в помощи. Но! На данном этапе ответного визита не обещаю. Я теперь еще и плодовитый графоман. Пишу много, чтобы набить руку. Оттого, увы, очень занята.

Всем желаю удачи в поисках своего критика!