Толокно

Галина Чеснокова
Толокно



Эту овсяную муку я помню с детства. Сейчас в большом дефиците. Полезна и недорога. Вспомню -ка я, чем кормила меня матушка и что мы едим сейчас.

До 1956 года, времени, когда мне исполнилось 16 лет и врач С-Петербургского университета обследовал меня на предмет годности к учебе, у меня не было ни одного кариеса, зубы были белые и ровные и болезней особых не замечалось, кроме. разве что, мигреней. Потом мигрени прошли.

Нас было трое детей. Помню ежедневные порции толокна, растворенного в чае или молоке. Надо было выпить ( или съесть) обязательно. Это была зарядка на весь день. Чая в доме почти не было. Покупали фруктовую смесь из косточек и заваривали. Супы- молочные, лапша, изредка куриные, щи. Щи- из кислой капусты, потому что свежих овощей почти не было, свёклу я хорошо узнала только на Кавказе, где все русские только и ели, что борщ, борщ, борщ. Иногда мать доставала где-то свиные копченые ребра, и это был праздник. Варили пахучие щи и обгладывали кости.

Во время войны ели жмых, маслянистый и желтый, наливали в блюдце растительное масло и макали в него хлеб черный. Мать работала в буфете для ресмесленного училища, потому мы лакомились горбушей соленой и варили из неё суп. Потом я не могла даже запах этой рыбы воспринимать. А сейчас с удовольствием-!!!! Говорили, что ели мы и лебеду, но вкуса её я не помню. Когда ходили с ребятами в тайгу, копали саранки ( дикие лилии) и пожирали луковицы. Очень вкусно. Ещё- пучки. Это такие высокие растения с трубчатым стеблем, кожицу сдерешь, а там- сладкая мякоть. Позже узнала. что растение ядовитое. Но нам было хоб хны. Покупали у бабушек смолу кедровую , называлось- резинка, сейчас сказали бы- жвачка. Кедровая смола и кедровые шишки- самое то для зубов и десен. Шишки вываривали от смолы и потом доставали вареные орехи. Ещё ели калину пареную( очень вкусно).
Помню, соседи часто заставляли помогать. Мы терли на терках картошку гнилую и получался крахмал. Сначала- розовая густая жидкость, после просушки- крахмал. Крахмал шел на кисели. Особенно вкусен был молочный кисель. Конфеты и сладости- роскошь. Помню, мать дала денег на мед. Пошла я на базар, купила вазочку меда и поставила в сервант. Брат очень любил мед. То он, то я из вазочки медок лизали, пока он не кончился. Получили от отца взбучку. Обычно он больно драл за уши.

Когда была взрослой, как-то приехала в гости на каникулы в поселок Тисуль, куда перевели моего отца-партийца на укрепление сельского хозяйства. В магазинах- шаром покати. И я увидела, как плачет моя мать!!! Она сидела и рыдала- нечем дочку угостить !! На прилавках- ржавая селедка и плесневелые шоколадные конфеты. Запомнились мне батончики из сои. Брат был маленький, и мать оставила меня с ним, а сами уехали в дом отдыха. Я должна была тратить в день не более 10 рублей. Молоко приносила соседка, а на остальные деньги от 10 мы покупали соевые батончики. Вкусно.

Фрукты были большой редкостью. Сибирь!! Отец доставал на работе яблоки, то ли китайские, то ли японские- целую коробку!! Каждое яблоко завернуто в папиросную бумагу и пахнет, пахнет !!! Но почему-то коробка всегда стояла высоко на шкафу. Чтобы мы не достали.

Сахар был в дефиците- Однажды отец опять где-то в райкомовских кулуарах раздобыл целый чемодан кускового сахара и положил его в черный чемодан. А чемодан засунул под кровать. Мы же нашли всё. Я пригласила друзей со двора и мы съели почти все куски. Отец гнался за мной по улицам и грозился убить. Не знаю, почему не убил, однако мы с братом после этого случая заболели золотухой. Диатез такой от избытка сладкого. У многих была такая болезнь. После голодовок военных стали есть сахар-Конечно, золотуха будет.

Тогда не было такого изобилия изделий из теста. как сейчас. Пекли сдобу сами. Особенно на День птиц. Мать месила тесто, клала туда, как помню, много яиц и сахара, брат слизывал остатки теста с кастрюли, мы пропускали густое тесто через мясорубку и получали интересное печенье, а из дрожжевого теста делали фигушки. Так мать называла фигурки из теста, изображающие птиц. Вместо глаз у них были изюминки. Часто делали студень. Я и сейчас его люблю. Перед каждым праздником обязательный ритуал- мытье окон и всего жилища, стирка постельного белья и занавесок на окна, глажение и студень !!! Мать гладит пахнущее морозом бельё, а мы вкушаем запахи варящегося свиного мяса и ножек. Эх, сейчас бы в детство !!!!!



Метки: Толокно 
   Написать комментарий