Гостеприимство по магадански

Михаил Смирнов-Ермолин
       Гостеприимство  по – магадански

       (По произведениям Сергея Малашко)



       Спустившись  по  трапу  самолета,  поежившись,  с  удивлением  присвистнул,  когда  увидел  снег.  «Ничего  себе!» – подумал  я: – «У  нас  жара  стоит,  а  здесь  снег  еще  не  растаял».
       Закинув  легкую  дорожную  сумку  на  плечо,  осмотрелся  по  сторонам.  «Хорошо  Серега  устроился», – опять  подумал,  рассматривая  бухту,  какую-то  гору  и  город,  что  находился  рядом  с  аэропортом. – «Все  под  боком.  Не   то,  что  у  нас  приходится  сайгачить.  Вон,  даже  какая-то  старица  протекает», – и  направился  к  домам,  что  неподалеку  стояли.
       Медленно  шагая  по  улице,  я  старался  найти  дом,  где  живет  Сергей.  Остановившись  возле  пятиэтажки,  в  которой  был  магазин  на  первом  этаже,  я  окликнул  прохожего  и,  показывая  клочок  бумажки,  где  был  записан  адрес,  спросил,  как  туда  добраться.  Мужчина,  одетый  в  теплую  куртку,  взглянул  на  меня  шальными  глазами,  посмотрев  на  мою  летнюю  одежду,  потом  ткнул  пальцем  в  дом,  перед  которым  мы  стояли:
       – Так  вот  же  он! – и  поправив  шапку,  оглядываясь,  пошел  по  улице.
       Поскальзываясь  на  снежном  насте,  обошел  дом,  и,  посматривая  на  окна  и  балконы,  старался  определить  квартиру,  где  живет  Сергей.  Заметив  на  одном  из  балконов  какие-то  ящики,  лари,  решил,  что  не  ошибаюсь.  Зашел  в  подъезд,  поднялся  на  нужный  этаж,  по  расположению  определил  квартиру,  на  какую  смотрел  с  улицы  и  позвонил.
       Донеслись  шаги.  Щелкнул  замок,  дверь  распахнулась,  и  передо  мной  стоял  Сергей:  в  рубашке,  джинсах  и  бородатый,  такой,  каким  видел  на  фотографии.
       – Ну,  наконец-то,  встретились, – сказал  он,  и  крепко  пожав  руку,  втолкнул  в  прихожую. – Раздевайся, – и,  оглядев  меня  с  ног  до  головы,  засмеялся, – не  замерз,  пока  добрался?  Ничего,  сейчас  приготовлю  на  стол,  и  отметим  твой  приезд,  согреешься.
       – Не  думал,  что  так  холодно  в  Магадане, – сказал  я,  и  прошел  в  зал,  где  стоял  включенный  телевизор,  напротив  него  был  диван,  а  рядом  два  кресла  да  возле  окна  находился  компьютер.
       Привалившись  к  спинке  дивана,  я  смотрел  на  книги,  которые  были  не  только  на  полках,  но  и  в  кресле,  возле  компа,  на  подоконнике,  да  везде.  Привычка  с  детства  осталась,  когда  бываю  в  гостях,  сразу  обращаю  внимание  на  книжки.
       Со  стороны  кухни  доносилось  какое-то  бряканье,  шум,  звон,  что-то  скворчало,  булькало  и  запах…  Такой,  что  я  готов  был  туда  бежать,  не  дожидаясь  приглашения.
       – Сереж,  прекрати  издеваться, – крикнул  ему. – Я  уже  ноги  к  дивану  привязал,  боюсь,  не  выдержу,  стену  проломлю,  лишь  бы  на  кухню  быстрее  попасть.
       – Терпи,  терпи, – засмеялся  Сергей. – Минут  десять,  не  больше  и  все  готово.  Осталось  гуся  дождаться  из  духовки.
       При  слове  «гусь»,  я  чуть  не  взвыл,  зная  по  рассказам,  как  это  вкусно.  Взял  книгу,  что  лежала  на  диване,  чтобы  отвлечься,  но  глаза  так  и  косили  в  сторону  кухни,  а  нос,  я  опасался,  вообще  загнется  туда,  тем  более   он  большой  у  меня,  горбатый,  почти,  как  у  орла.
       В  зал  заглянул  Сергей:
       – Все,  Миш,  готово.  Пошли,  отметим  приезд…
       Не  знаю,  успел  он  договорить  или  нет,  как  я  уже  прошмыгнул  на  кухню  и  остановился,  пораженный  увиденной  картиной.  Нет,  не  словами  нужно  объяснять,  а  картину  писать  на  холсте.  Передо  мной  был  стол,  уставленный  всевозможными  и  невозможными  (для  моего  воображения)  яствами.  Тарелки,  тарелочки,  какие-то  вазочки,  на  которых  лежали  нарезанные  тонкими  ломтиками  буженина,  окорок,  тушки  дичи – вареные  и  зажаренные,  еще  какое-то  копченое  мясо  поблескивало  розоватым  цветом,  и  все  было  в  обрамлении  свежей  зелени:  стрелки  лука,  укропчик,  киндза,  листики  барбариса,  молоденькая  редисочка.  Невольно  взглянул  на  окно,  за  которым  виднелся  снег.  И  сразу  в  голове  мелькнуло: – «Где  же  ты,  зараза,  достал  ее?»  А  рядом  еще  примостились  тарелочки  с  рыбой,  истекающей  каплями  жира,  такой,  какую  и  в  глаза  не  видел.  Аккуратно  нарезанные  огурчики  и  помидорчики,  поверх  которых  лежали  веточки  укропа,  изумительно  вписывались  в  это  великолепие  шеф-поварского  мастерства.  И  посередине,  на  большом  блюде,  расположился,  источая  ошеломительные  запахи,  он…  Гусь  в  сметано – брусничном  соусе.  С  коричневатой  поджаренной  корочкой,  поблескивая  боками  с  вкраплениями  специй,  он  лежал…  нет,  он  плыл  в  необычном  розоватом  цвете…
       – Что  стоишь? – откуда-то  издалека,  как  мне  показалось,  донесся  голос  Сергея. – Проходи…
       – Подожди, – сказал  ему. – Ноги  не  держат.  Глазам  своим  не  верю, – и  медленно  провел  рукой  над  краем  стола,  опасаясь,  что  может  исчезнуть,  как  мираж, – что  это?
       – Наша  обычная  еда, – пожав  плечами,  сказал  Сергей. – Сейчас  сядем  и…
       – Серега,  ты  изверг, – не   отрывая  взгляда  от  стола,  сказал  ему. – Простая  еда…  Это  произведения  искусств,  что  здесь  находится  и  место  им  в  музее.
       – Давай-давай,  присаживайся, – подтолкнул  Сергей, – начнем  уничтожать  музейные  экспонаты.
       – Изверг, – повторил  я,  сел  и  растерялся,  не  зная,  что  положить.
       – Чего  застыл? – засмеялся  Сергей. – Сейчас  по  грамулечке  примем  и  приступим  к  скромной  трапезе.  Что  хочешь, – он  обвел  стол  рукой, – балычок,  икорку,  лососину,  семужку…, – и  стал  перечислять  названия,  от  которых  сразу  закружилась  голова.
       – Все  хочу, – не  сказал  я,  а  выдохнул, – все,  иначе,  «Скорую»  придется  вызывать.  Того  и  гляди,  сердце  выскочит.
       Сергей  быстро  разделал  гуся,  положил  огромный  кусок,  сверху  полил  соусом,  который  стекая,  медленно  расплывался  по  тарелке,    поставил  передо  мной  и  взглянул  вопросительно:
       – Хватит?
       – Добавь  столько  же,  и  еще  вон  то,  и  то,  и  это, – тыкал  пальцем,  забыв  о  приличиях.
       Налив  коньяк  в  малюсенькие  рюмки,  он  протянул  мне:
       – Вздрогнем,  Деда  угостим  и  приступим…
       – Серега,  я  уже  более  двадцати  лет  не  пью, – сказал,  продолжая  рассматривать  угощение.
       – Под  такую  закусь  сам  Бог  велел, – и  поставил  передо  мной  рюмку.
       Эх,  здесь-то  я  и  не  выдержал…  Ладно,  жена  далеко,  а  сам  не  проболтаюсь,  что  срок  размочил.  И  взял  рюмку.
       Коньяк…  Сколько  же  лет  выдержки?  Словно  елеем  по  сердцу  смазал,  а  потом…  Потом  взялись  за  еду…  Нет,  за  уничтожение  музейных  экспонатов  и  всего  магаданского  золотого  запаса,  который  можно  поймать  в  море,  в  реках,  подстрелить  на  охоте  и  приготовить  так,  хоть  картину  пиши.
       Прошел  час,  второй,  третий,  пока  я  обратил  внимание  на  стол,  где  почти  все  тарелки  стояли  пустые.  Не  поверив,  зажмурился,  снова  открыл  глаза – пусто.  С  недоумением  посмотрел  на  Серегу:
       – Слышь,  борода,  неужели  мы  осилили  такое  количество?
       – Подожди, – сказал  он  и  бросился  к  морозилке. – Сейчас  я  тебя  еще  строганинкой  угощу, – и  что-то  достав,  начал  быстро  работать  ножом.
       А  потом  в  ход  пошло  и  мясо,  жареное,  пареное,  вареное  и  каждый  сорт  приправленный  своим  неповторимым  соусом  да  украшенный  всевозможной  зеленью  да  под  коньячок  или  определенный  сорт  вина.  И  продолжалось  это  уничтожение  магаданских  запасов  ежеминутно,  ежечасно,  ежедневно,  пока  не  подошло  время  возвращаться  домой.
       – Все,  Сереж,  через  час  вылетаю, – сказал  я,  поглядывая  в  окно. – Даже  город  не  посмотрел.  Диван – стол,  диван – стол.  Кроме  них,  ничего  больше  не  видел.
       – Что  смотреть-то? – засмеялся  он. – Все  одинаково,  только  на  улице  не  угощают.  Хотя…  Эх,  надо  было  второго  Серегу  позвать.  Ну  да,  ладно,  в  следующий  раз  прилетишь,  тогда  втроем,  как  следует,  отметим.  Сейчас  я  твоим  девчонкам  гостинец  приготовлю, – и,  достав  огромную  сумку,  стал  небрежно  бросать  в  нее  тушки  замороженной  рыбы,  пакеты  с  копченой,  связки  копченого  мяса,  а  сверху  аккуратно  уложил  гуся,  чтобы  своих  побаловал.
       – Эй-эй,  борода,  куда  столько  много? – сказал  я,  заметив,  как  быстро  наполнилась  сумка. – Я  же  не  то,  что  дотащить,  поднять  не  смогу.
       – Ты  не  сможешь,  самолет  поднимет, – засмеялся  Сергей, – а  у  себя  попросишь  кого-нибудь,  чтобы  помогли  донести.
       Так  и  получилось...  Долетев,  я  уговорил  парня  дотащить  сумку  до  трамвая,  вдвоем  занесли  кое-как  на  заднюю  площадку  и,  прислонившись  к  стеклу,  поехал   домой,  поглядывая  на  зеленые  кроны  деревьев,  траву,  клумбы,  на  которых  распустились  цветы,  на  людей,  одетых  по–летнему  и  сравнивал  с  тем,  что  видел  в  Магадане.
       Задумавшись,  почувствовал,  что  меня  кто-то  толкнул  и  сказал:
       – Слышь,  я  на  работу.
       – Подожди, – пробормотал,  немного,  отодвигаясь. – Сейчас  моя  остановка.  Выйду,  освобожу  место.
       – Какая  остановка? – донесся  хохот  жены. – Куда  едешь-то?
       – Домой, – сказал,  стараясь  нащупать  драгоценную  сумку  и  приоткрыв  глаза,  удивленно  посмотрел  по  сторонам. – Ну,  все,  вот  и  приехал,  ешкин  кот, – проворчал,  сел  на  диване  и  стал  надевать  футболку…