Об усопших - только доброе

Евгений Щукин
Во  время  Отечественной Войны в октябре 1941 году в нашей  деревушке  Черная, (что в 50 километрах от Перми),  разместили 140 детей,  вывезенных из блокадного Ленинграда.

В наших краях, в то время, поселилось много эвакуированных. В Пермь переехал  театр оперы  и балета, знаменитая  Ленинградская балетная школа, много  известных писателей и артистов.

В деревне  Черная организовали  лагерь  для детей   писателей, поэтов, художников  -   работников культуры Ленинграда.

Разместили лагерь в  школьном городке из 4-х школьных одноэтажных зданий,  построенных незадолго до начала войны.  На высоком  пригорке  два школьных здания отдали под лагерь, а в  оставшихся  двух продолжала работать школа, но уже в две смены.

 Для  востановления  здоровья крайне истощенных детей лагеря, снабжение    взял на себя Международный Литературный Фонд. Лагерь так и назывался – лагерь Литфонда.

На  фоне голодающего населения деревни: -  (колхозникам  200 граммов ржи на  трудодень,   учителям и служащим   по карточкам - 800  грамм  черного хлеба, а иждивенцам  вообще только 400), снабжение лагеря американскими продуктами, казалось небывалым богатством.

Руководство лагеря, (состав воспитателей,  отличавшися высокой   нравственностью, образованностью, культурой),  не раз откликалось на беды местных жителей,  оказывая  помощь  заболевшим  и  отпущенным  с фронта раненым.

Это смягчало  некоторое напряжение в  отношениях между  местными  жителями  и приезжими, и, конечно, между нами - мальчишками.

В марте 1942 г. из госпиталя  с открытой формой  туберкулеза привезли моего отца,  учителя   школы.   Все  три  тяжелых для нас месяца, (отец  умер в мае), ленинградцы  поддерживали  нашу семью  продуктам. Приняли они участие и в организации его похорон.


А когда у меня (мне шел  7-й год)  рентген показал  затемнения в  легких,  меня  взяли в их лагерь  и,   благодаря   хорошему  питанию, удалось приостановить  развитие    болезни.

В  этом воозрасте, я  был  маленького роста  и очень худ,  (пожалуй, не  менее истощен чем блокадные  дети) - питание одной  картошкой при полном  отсутствии жиров и углеводов, контакт с отцом  болным  туберкулезом,   подорвали мой  не окрепший организм.

 Помню, как в лагере меня не выпускали из-за стола пока, я  не осилю  положенную порцию еды. А на стол подавались не виданные  и,  в довоенные годы,  продукты:  финики, бекон, лярд, копчености, шоколад, а масла намазывали на  белый хлеб столько, что на троих хватило бы.

Мама, учительница биологии, работала в две смены и меня домой  отпускали лишь на  ночь.   Целый день,  под руководством  опытных педагогов, я участвовал в культурной жизни лагеря,  вместе со всеми разучивал и  пел песни, слушал чтение интересных книг, разучивал стихи, присутствовал на репетициях литературных  постановок.

Дети лагеря   разделялись на младшую группу – с 1 по 4  классы  и старшую  -  5-6-7 класс.   Старшие дети   шефствовали над младшими.  Все дети прекрасно успевали  по школьным  программам, многие были  начитанны, сами писали стихи и целые поэмы, читали их на праздничных концертах лагеря и  в сельском клубе.

Дети лагеря были одеты  в  одинаковую форму: пошита форма   быфла  из ткани  защитного цвета:  гимнастерка с поясом и  штанишки с пуговкой,  застегивающейся под коленом. Выглядели  все  очень опрятно. Меня тоже одели в такую форму, чем я очень гордился.

Иногда в лагерь приезжали чьи – либо родители и устраивали литературные встречи. Нам читала свои сказки «Бабушка Арина», (известная на всю страну) диктор ленинградского радио Карнаухова Ирина  Валерьяновна,  Приезжал  писатель Валентин Катаев, многих я и не помню. Но знаю,что в лагере  были дети  копозитора  Сергея Прокофьева, писателлей  Льва Успенсчкого и Веры Пановой.

Моя мама со многими была знакома, дружила  с семьей Рождественских,  Ириной Стуккей, а с  «Бабушкой Ариной» мы вообще жили в соседних комнатах.  Знала мама и семью, известного ныне,  режиссера и народного артиста  России     Михаила  Михайловича Казакова, - тогда просто Мишу, ее ученика  четвертого класса.

Я не помню, в каких числах  июня 1944 года,  Ленинградцы   начали уезжать домой и лагерь опустел, оставив  в деревне хорошую память – аллею тополей, посаженную   под  руководством моей мамы.

Прошли десятилетия, деревня Черная  почти не изменилась, только  на месте  деревянных  одно - этажных зданий построена современная, двухэтажная  школа из белого кирпича.

Я  много раз приезжал  в  Черную, там прошло мое детство, там  живы еще учителя,  учившие меня, помнят там  маму и  там могила моего отца.  В  августе  2008 года  я  опять побывал  в Черной,  обновил  папе памятник, проведал  знакомых.

Приятно было узнать,  что  в Черную приезжал  Михаил Казаков, он давал   концерты в Перми и Краснокамске,- читал, в основном, стихи.

В своем  интервью  Михаил Михайлович  сказал, что именно в  клубе деревни Черная он, еще ребенком, впервые читал   на сцене стихи, и,  именно с  это момента началась его артистическая  карьера.

Вот копия  сообщения о  приезде М.М. Казакова  в Пермский край

       Михаил Михайлович неспроста приехал в Пермский край. Именно здесь начинался его творческий путь - тогда еще в Молотовской области, под Краснокамском.

        Во время войны семья Казаковых была эвакуирована из Ленинграда, и маленький Михаил попал в детский лагерь Литфонда в деревне Черная.

        Там он впервые выступил в концерте художественной самодеятельности в сельском клубе.
        А так он сам  говорит об этом: «Черное» детство. С Прикамьем связаны три с половиной года моей жизни. В годы Великой Отечественной войны в деревне Черной, возле Шабуничей, в семи километрах от Краснокамска, размещался лагерь Литфонда для детей, эвакуированных из Ленинграда.
   Среди его воспитанников был я и мои старшие братья – Владимир и Борис. Пришлось нашей интеллигентной маме, дворянке, некогда невесте сына художника Бенуа, Зое Александровне Никитиной, которая работала в лагере завучем, учиться копать картошку, ухаживать за скотиной. Мы ей, конечно, помогали в меру сил. Особенно нам нравилось ходить с лошадьми в ночное.
Первый раз после отъезда в Питер я вернулся в Черную лишь в 1997 году. Поразительно, но там до сих пор живы две мои учительницы, которым сейчас уже далеко за 80.
В Черной я пошел в первый класс, здесь же состоялось мое первое выступление в сельском клубе".

Я тоже хорошо помню этот  концерт, концерт давали  в клубе - бывшей церкви, по случаю Международного  Женского Дня - 8-е Марта, для колхозников колхоза -"Имени 8-г марта".
Я принимал участие  на этом концерте в номере, где в стихотворной форме старшиие дети рассказывали, как  им живется в лагере и  как старшие шефствуют над младшими.
Я был самым маленьким и моя роль заключалась в том, что, путаясь под ногами старших ребят, дергал за рукав  кого-нибудь из них и насточиво пищал: Как мне   пуговку пришить? Как мне дырочку зашить? 
Помню как Миша читал какие-то длинные стихи, по моесу про самолет

Все так, как впоминает Михаил Михайлович,  но насчет  -"ходить с лошадьми в ночное", очень сомнительно, в годы войны не каждому взрослому колхознику  доверяли  уход за лошадьми. Любая халатность, (выход лошади из рабочего состояния) - расценивалась,как диверсия  и виновнику в этом грозил суд!
Простим великому  артисту маленькую фантазию!

Ушел из жизни Михаил Михайлович Казаков, ушло из жизни большинство упомянутых  здесь ленинградцев, ушли из жизни и их сверстники - жители  деревни Черной, память о них,  (и о нашей  семье), увековечена  в  школьном  музее.
И пусть   всем, нас покинувшим,  земля  будет  пухом.

У меня сохранилась  фотограия того времени. Помню, как к маме на большей перемене зашел ее  бывший  взрослый  ученик с фотоаппаратом на плече.
Мама вышла в коридор и пригласила  ребят,  кто желает,  сфотографироваться - так получился   снимок с нами и будущим известным  киноартистом и режиссером  Михаилом Михайловичем Козаковым.
Миша - с белым воротничком, рядом  моя мама Шишкина Наталья Акиндиновна, я  от нее через одного, (стриженый наголо).

.