Рецензия на фильм Дом солнца

Олег Татков
Сказка о хиппующей принцессе Саше или как надо отдавать долги.
 

Зрители, входившие сегодня в фойе Большого зала дома кино вначале думали, что их тихо «глючит». У входа стоял Гарик Сукачев в компании Александра Митты, Аллы Суриковой, Петра Тодоровского и было понятно, что им самим безумно интересно и очень хочется посмотреть на тех, кто пришёл на премьеру фильма «Дом солнца».


Мне очень нравятся «беспонтовые» премьеры в Большом зале (в отличие от шумных, и с «понтами» в «Пушкинском – авт.). Нравятся потому, что публика в доме кино – кинопрофи, - её на мякине не проведёшь. Нравятся ещё и потому, что именно сюда - в дом кино члены съемочной группы обычно приводят своих родителей...


Фильм «Дом солнца» очень долго пробивался к солнцу (простите за тавтологию – авт.) – практически 16 лет. Повесть «Дом восходящего солнца» была написана Иваном Охлобыстиным более 10 лет назад, три года шли съёмки.


Режиссёр Игорь Иванович Сукачёв, по словам его учителя Александра Митты создал хороший фильм и «хорошесть» этого фильма, по словам Мастера, - определяется, прежде всего, тем, что зритель точно знает, что ему покажут, но не знает, как это будет сделано.


Собственно так и произошло. Время действия полностью совпало с реальным, – зрители с первых минут растворились в атмосфере предзастойных 70-х. Удивительно тактично, без стёба (разве что московские высотки в то время не блистали такой белоснежностью – авт.) режиссер Игорь Иванович Сукачёв воссоздал сам воздух, бытовые подробности, молодёжный сленг, реальные коллизии, подпольные сейшены, флеты и прочую атрибутику неформальных «системных» молодёжных объединений того времени.


Мягко, тактично, без перехлёста была показана жизнь другой части советской молодёжи, о которой писал Владимир Семёнович Высоцкий - «Жили книжные дети, не знавшие бед, изнывая от мелких своих катастроф».


Очень здорово в фильме показаны две грани молодёжного инфантилизма тех времён – с одной стороны инфантилизм хиппи веривших ГБ, которая их «винтила» (в фильме - сильнейшая сцена - авт.) при организации митинга против войны во Вьетнаме (мне вспоминается реальная история с приездом Сантаны в Питер – авт.), а с другой стороны инфантилизма книжной девочки Саши на грани почти идиотизма (по нашим сегодняшним меркам – авт.).


Ну не было тогда молодёжных лидеров способных взять на себя ответственность, - вернее строю не нужны были такие лидеры – и если они появлялись, - их либо приручали, либо гноили в психушках, либо убивали.


В фильме лидер у неформалов есть – герой по имени Солнце зная, что умирает, стал бесстрашным и взял на себя ответственность за свою коммуну, ну а хиппующая принцесса Саша полюбила Солнце, и это избавило её от инфантилизма.


Поколению хиппи (а я отношу себя к нему, равно как и своего ровесника Сукачёва - авт.), к сожалению, понадобился Афган, чтобы повзрослеть и дать в ту эпоху такой мощный росток свободолюбия, нонконформизма, феномена российского рока и соответствующего лайфстиля приведшего к перестройке.


Режиссёр Сукачёв собрал прекрасных актёров – практически «незасвеченные» исполнители главных ролей Саши и Солнца Станислав Рядинский и Светлана Иванова ничуть не терялись на фоне мэтров. Здорово исполнила роль Дарья Мороз. Особо запомнились Михаил Ефремов, Чулпан Хаматова, Нина Русланова, Никита Высоцкий, Андрей Панин, отец Иоанн (Охлобыстин) - всех не перечислить – все сыграли блистательно, потому что не "выделывались" согласно "системе" Станиславского, а были просто самими собой, только двадать лет назад. Это очень мощно срезонировало в фильме - очень мощно...

«Дом солнца» - своего рода и фильм предостережение. Мы живём сейчас во времена когда «Мальборо» есть каждом киоске, - за наступление этого времени тихо боролись хиппи. И не дай нам Бог «эволюционировать» во время, когда «Дом-2» будет идти по каналу «Культура» - тут я согласен с диаконом Андреем Кураевым – это точно будет конец света.

Фильм, конечно сказка – тихая такая, сказочка-ностальжи про то время «когда мы были молодые» (я имею в виду своё поколение – авт.). Реальность была гораздо страшнее – алкоголь, наркотики, психушки, суициды…


Грамотно сделан саундтрек – одного мне только не хватило – питерского рока, но и то потому, что я по жизни не «гопник, а аквариумист» (хотя в фильме не было музыки гопников – авт.). Мне на фоне «Машины времени», «Калинова моста» Энималс («The House of the Rising Sun») и хитов Битлов очень не хватало Майкла, Цоя, Феди Чистякова или БГ.

После фильма вспомнилась нетленка – пародия тех времён, помните? « Три герлицы под виндом Пряли поздно ивнингом… Говорит одна герлица: «Если б я была кингица. Я б для фазера Кинга «Супер Райфл» бы соткала…»


Режиссёр Игорь Иванович Сукачёв своим фильмом «Дом солнца» «соткал» такой «Супер Райфл» для нас. Спасибо ему за это.