Рецензия на фильм Бумажный солдат

Олег Татков
Архетипы, архетипы - … «это наша судьба – жить не можем иначе»…, или очень субъективно о фильме А. Германа младшего «Бумажный солдат».
 

Быть космонавтами в СССР мечтали все мальчишки и девчонки и, - судя по анекдотам, – даже дебилы. Если серьёзно, то недавний опрос ВЦИОМа (а это солидная организация – её даже ВВС и «Financial Times» цитируют – авт.) показал, что цитирую "главным кумиром россиян в ХХ столетии стал Юрий Гагарин". Если учесть, что официальная биография Юрия Алексеевича – давно признанный совковый партийный полумиф, и всей правды о нём и его гибели мы не знаем до сих пор, то такие результаты опросов (вкупе с анекдотами о «дебилах- мечтателях» - авт,) свидетельствуют прежде всего о том, что космос и космонавты (а в нашей стране эти два понятия давно уже «забиты» пропагандистами в «подкорку народную» - авт.) и являются архетипами, как минимум…

Фильм Алексея Германа младшего (подозреваю, и он тоже мечтал стать космонавтом в детстве – авт.) на мой сугубо субъективный взгляд тоже об этом – об истоках и создателях (вольных и невольных), о самой атмосфере появления и трансформации этого мифа в архетип.

Вообще, - это волшебство (ну, или мистика – кому как удобнее – авт.) наблюдать как на экране из незначащих особо действий, диалогов и монологов людей, вроде как далёких профессионально от мифотворчества, лепится образ парня из почти народной песни «Знаете, - каким он парнем был»… – ну и далее по тексту. Главный герой погибает в конце фильма, именно надорвавшись от не только работы и вдрызг раздолбанной и несущейся под откос личной жизни, а и от неистовой одержимости процесса духовной лепки этого мифа, который за время фильма на глазах у зрителя буквально трансформируется в архетип. Вот за это режиссёру special thanks, респект и уважуха - это почти мистика, мне кажется. И я не только о психологизме, игре актеров, монологах-диалогах… Я о том волшебстве (по тексту о «волшебной коробочке» - авт.), о котором Михаил Афанасьевич Булгаков писал в «Театральном романе» - о высотах, в данном случае кинопрофессионализма.

Пусть недоброжелатели исходят слюной и прочими жидкостями тела, вопя о наработанных папой Алексея Германа младшего киноприёмах, которые сын просто использует. Фигня всё это – «на детях гениев природа отдыхает» – это тоже миф придуманный профессиональными неудачниками из породы этих самых детей. (На 65-м Венецианском кинофестивале 2009 года картина получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру). Призы Венецианского кинофестиваля просто так не даются, и, - слава Богу! Заслужил их режиссёр «Бумажного солдата» и заслужил по делу…

Надо отдать должное Алексею Герману младшему (помимо режиссёрства он ещё и вместе с Владимиром Аркушей автор сценария) – космонавт Юра с узнаваемой улыбкой в фильме отнюдь не «Бумажный солдат» как многие почему-то считают. Герман и актёр Валентин Кузнецов вообще лепят его скупо, образно и очень минималистично – оставляя каждому зрителю его собственного Юру – обожаемого с детства. "Бумажные солдаты", - я уверен – жители нашей страны того времени – вот тут срез общества показан колоссальный (сама тема даёт эту уникальную возможность – на космос в СССР «пахали» все – авт.) – от ЗК до конструкторов ракет. Весь фильм, а погружение во временную атмосферу происходит моментально (тоже волшебство какое-то – авт.) - меня лично не покидало ощущение буквально физического присутствия в том времени.

Отдельная похвала актёрским работам Мераба Нинидзе (Даня), Чулпан Хаматовой (Нина), Анастасии Шевелевой (Вера) – в роли главных героев. Скупо, очень пронзительно, без внешних эффектов и наигранного психологизма, в грязи (буквально – авт.) работают актёры практически весь фильм. И им удаётся создать - я повторюсь, поскольку правда, - людей 60-х – полуголодных, прекрасно осознающих свою роль винтиков в системе, наивно ожидающих перемен и пашущих за идею на великую мечту всех людей того времени – КОСМОС.

Космонавты в фильме - тоже из их числа и пашут, буквально сгорая за идею. Гибель в барокамере при испытаниях показана жёстко, скупо, по-мужски и когда знаешь, что показывается правда и факт «действительно имел место быть» это бьёт по нервам сильнее, чем компьютерная кровь героев «Аватара».

Из поразивших актёров второго плана хочется отметить Игоря Кечаева и Юрия Ашихмина блистательно сыгравших капитана охранников женского лагеря и проводника Нины до космодрома. Это настолько потенциально богатые и талантливые актёры, что мне было искренне жаль, когда их эпизоды закончились. Думаю, их работы нас ещё поразят – желаю им этих работ и поскорее.

Фильм очень здорово снят. Операторская работа Максима Дроздова и Алишера Хамидходжаева для меня - одно из самых сильных кинопотрясений последних лет. Психологи утверждают, что 90% информации о внешнем мире мы получаем визуально. Думаю, они правы. Начиная со сна героя в прологе, и до конца фильма, камера была моими глазами буквально, и не хотелось ни разу отвести этих глаз, даже в длинных многоминутных её проходах - я бы назвал их миниатюрами, - снятых без перебивок и одной камерой. Премия «Озелла» венецианского кинофестиваля 2009 года за лучшую операторскую работу абсолютно на мой взгляд заслужена.

«Бумажный солдат» - фильм о целом поколении – из тех фильмов, по которым можно учить историю страны, - помните «Летят журавли» или «Девять дней одного года»? Даже стилистически он гораздо ближе к ним, чем широко разрекламированный многоцветно-слойный фильм «Стиляги».


Это фильм, на который надо идти подготовленным, ну, или, - по крайней мере зная наизусть, хотя бы одну песню Булата Шалвовича Окуджавы. Это фильм для семейного просмотра – его надо смотреть внукам вместе с родителями, а - в идеале, - и с бабушками и дедушками, поскольку в нём есть то самое, что так долго и безуспешно ищут в нашей стране политики всех мастей и рангов – НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. «Бумажный солдат» у меня рождает гордость за мою ушедшую в историю Родину – СССР. Спасибо Алексею Герману младшему за это ощущение…