Земля легенды, были, карелы

Василий Вейкки Иванов
  С директором и художественным руководителем Санкт-Петербургской киностудии документальных фильмов <Этнос> Ниной Серебряковой я познакомился на фестивале карельской поэзии, посвященном памяти поэта Владимира Брендоева. Сначала думал, что это команда заезжих телевизионщиков, подошел поинтересовался. Оказалось, что Нина Серебрякова с оператором-постановщиком Василием Иванюком снимает в Карелии документальный фильм, предварительное название которого <Земля: легенды, были, карелы>. В последний день фестиваля в Самбатуксе они подошли ко мне и попросили показать им церковь Фрола и Лавра.
    Мы поехали из Самбатуксы в Мегрегу, где они у берез и сосен записали мое интервью. Потом останавливались в Путилице и Верховье, где киношникам непременно хотелось запечатлеть на пленку еще одну карельскую достопримечательность - висячие мосты.
    На следующий день их ожидало рандеву с Анной Демоевой, фольклористкой-любительницей из Верховья. Воспользовавшись моментом, и я напросился на эту встречу, но уже для того, чтобы записать беседу с Ниной Серебряковой.
    - Наша киностудия была создана еще в Ленинграде в 1988 году. Я туда пришла в конце 1989 года. Инициатива создания студии <Этнос> принадлежала кинематографистам и ученым-этнографам Санкт-Петербурга. Тогда мы решили делать фильмы о малых народностях. Именно о народностях, а не о народах, поскольку народы - это этносы, имеющие развившийся язык, а народности иной раз и языка-то своего не знают, но помнят свои корни.
    Аборигенами Ленинградской области являлись народности финно-угорского горизонта, потому мы начали именно с них. Сняли фильм о води, которая насчитывает сейчас не более 15 человек, - это те, кто еще как-то знает язык и помнит его, хотя существует движение молодежи, которая хочет изучать язык своих предков. Их язык до сих пор продолжает оставаться без письменности.
    - Вы хотите сказать, что та часть молодежи, которая создала это движение, этнически считает себя водью?
    - Да, осознает, но 15 человек - это очень мало.
    - Скажем, в Латвии ливов еще меньше...
    - Только ливов и меньше, а так меньше народности у нас в России нет.
    Затем мы сделали фильм о вепсах, саамах, сету, которые живут на псково-печорской земле.  Это тоже финно-угорское племя, тяготеющее к эстонцам. Потом мы сняли фильм о тихвинских карелах.
    Если говорить о вепсах, то этот народ волею судеб оказался разделенным на три административных региона. Это Ленинградская, Вологодская области и Карелия. Волею судеб и нас занесло сюда, в Прионежье, к шелтозерским вепсам. (Кстати, вепсы живут и в Иркутской области. С ними я познакомился на международном конгрессе финно-угорских писателей. Уехали они туда еще во времена Столыпинской реформы. - В.В.).
    Так мы оказались здесь. Мне Карелия показалась очень интересной не только с точки зрения ее истории, но и из-за коренных народов, которые ее населяют. Конечно, Петрозаводск - это смешанное население, но, когда мы оказывались в деревнях, например, в Шокше, Шелтозере, Рыбреке, Другой Реке, перед нами было уже совсем другое. Там чаще встречали вепсов и карелов. Мы решили расширить финно-угорскую тематику и сделать фильм о карелах. Поэтому мы приехали сюда, в Олонецкий район.
    - Для того чтобы снять какой-то фильм, нужны деньги. Откуда они у студии?
    - Нас финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Мы имеем удостоверение <Национальный фильм>. То есть все эти фильмы мы снимаем по заказу государства, который в основном финансируется из бюджетных денег. Какую-то часть средств нам выделил Государственный комитет РК по делам национальной политики.
    Недавно мы побывали в Беломорской Карелии, сняли там огромный материал, проехав от Кеми до Вокнаволока, заезжая почти во все деревни. Были в Панозере, Хайкале, где хорошие перспективы создания этно-литературного музейного комплекса-заповедника. Там очень большую работу проводят супруги Михаил и Ольга Степановы. Есть надежда, что это не пропадет, не исчезнет с лица земли, останется память о живших там писателях. Они строят новый дом, предполагают организовать ферму, туризм как один из видов дотации для поддержки этого музейного комплекса.
    Мы были в Калевале, которая, к сожалению, произвела на нас печальное впечатление, потому что, как мне показалось, там очень мало карельской души осталось, хотя это центр национального района Карелии.
    - Там, наверное, преобладает финская душа:
    - Финская душа преобладает в значительной мере. Но ведь она присутствует во всей Беломорской Карелии. Мне нравится, что финны помогают карелам. Наверное, разные здесь могут быть мотивы: у кого-то это бизнес, у кого-то бескорыстная помощь, у кого-то здесь корни карельские. Вот мы, например, в Войнице встретили пожилого человека из Финляндии, который просто помогает своей деревне как-то выжить, а самой деревни-то уже почти не существует. Там осталось несколько домов и очень немного людей, которые могут назваться местным населением.
    В Вокнаволоке, который относится теперь не к Калевальскому району, а к Костомукше, у финнов, видимо, другие интересы. Там отстроена мини-деревня по старой технологии рубки карельских домов. Поставлены новые дома, в которых, как и встарь, все находится под одной крышей. В карельском стиле построены школа, амбулатория. Финны считают, что такие деревни будут жить. Естественно, во всех населенных пунктах работают энтузиасты.
    - Где вы побывали в Олонецком районе?
    - В самом Олонце. Мы ехали на фестиваль, посвященный памяти Владимира Егоровича Брендоева. К нашей радости, здесь собрались многие писатели Карелии, мы сумели с ними пообщаться, сняли Александра Лукича Волкова. Мы обратили на него внимание, потому что у него есть такой пронзительный стих о карельском языке. Его гражданская позиция нам очень близка.
    Считаю, что Карелии надо помогать, я думаю, что малые народы не могут сами решить свои проблемы, государство должно финансировать решение национальных вопросов. Иные трудности, которые время от времени возникают то в Питере, то в Москве, а то и в Карелии, уверена, не носят этнического характера. Во всяком случае, хочется в это верить. Но тем не менее, если бы государство всерьез занималось национальной политикой и оказывало помощь народам, которые могут возродиться, проблем было бы гораздо меньше. Карелов достаточно много, и они могут еще возродить свою национальную культуру, могут и будут лучше жить, если им не придется решать каждодневные тяжелейшие, неразрешимые в настоящий момент экономические проблемы.
    - Что еще кроме фестиваля в Олонце заинтересовало вас?
    - Мы были в местном музее. Еще побывали на берегах Сямозера, в замечательной деревне Кинерма. Она сохранила компактность. На зиму в ней остаются всего два человека - муж с парализованной женой - и восемь козочек. В деревне уже не живут, но там остались родовые гнезда карелов, приезжающих туда на лето. Некоторым домам по 150 - 200 лет. Сохранилась часовня, которой 250 лет. Было бы жалко потерять эту деревню, там замечательная карельская архитектура, которая сродни архитектуре поморской. Есть надежда, что она не погибнет, потому что ею тоже заинтересовались финны. Кинерма попала в число интересных объектов туризма. В деревне уже есть свои энтузиасты, и они будут ее поддерживать, чтобы старые дома не развалились. Кстати, в той часовне сняли старинную икону. Ее вовремя забрали в Музей изобразительных искусств, потому что кто-то взломал двери часовни и украл весь иконостас. Там интереснейший иконостас был!
    В Карелии живут замечательные люди, отзывчивые, доброжелательные, легко откликающиеся на просьбы. Здесь очень хорошо душе:
    - Нина Олеговна, ваш фильм будет посвящен всей Карелии или одному району?
    - Да, конечно. Ориентировочно картина будет называться <Земля: легенды, были, карелы>. Пока это черновое название. Не знаю, сохранится оно или нет. В северных деревнях мы записали руны в исполнении Сандру Ремшуевой из Калевалы, которая спела нам фрагменты из эпоса <Калевала>. В Хайкале сняли финского этномузыковеда, который в Шомбе у старушки записал заговоры на остановку кровотечения и исполнил их нам по-карельски.
    - Какие впечатления остались у вас непосредственно об Олонецком районе?
    - Олонецкий район мне понравился. Он отличается от северной Карелии: очень открытый, светлый, доброжелательный. Конечно, нам повезло, здесь собрался цвет литературы Карелии. Это надолго останется в памяти и войдет не только в фильм.