Исповедь женщины

Людмила Каминская 3
Я проснулась ранним утром,   почему-то очень рано, не как обычно. Точнее, необычно рано для меня. Я – сова , то есть мне легче ложиться спать поздно и  вставать поздно утром. Утро было ясное и тихое . Неожиданно пришла мысль: » А ведь сегодня 4 ноября. Да  ,именно 4 ноября у него был день рождения. Странно., но я  точно помню   дату его рождения, но забыла день и год его смерти. Сколько уже прошло лет? Три или четыре года?  Почему память так избирательна? Или просто для меня время, прошедшее после его смерти, уже не имеет значения, а происходит  осмысление того, что его уже нет и ничего нельзя изменить. Ни- че-го! Ни попросить прощения, ни признаться
 в том, что мне так тяжело было  без него и  что мне так хотелось вернуть время  ,когда я могла просто посмотреть ему в глаза, позвонить и  услышать его  спокойный и негромкий голос «.
Я смотрю на его фотографии и вдруг  отчётливо понимаю, что ведь  я  любила его , его мудрые  глаза с длинными и пушистыми ресницами, и  только сейчас  вдруг осознала , что я любила его очень-очень, но почему-то никогда не говорила ему об этом. А , если и говорила ,то , наверное, редко. А ему , видимо, именно этого и не хватало всю нашу совместную жизнь? Да,  я остро сопереживала его проблемам, мне было больно, когда его не понимали и не принимали. Но я так привыкла к его  любви, что сама не осознавала его потребность в  моей  ласке и словах любви. Почему-то вспомнилось, как несколько лет назад, уже будучи много лет в разводе с ним , я вот так же  проснулась  ранним утром и подумала о нём. Я тогда была больна , лечила свою спину уже несколько месяцев и ложиться в постель или вставать было невыносимо больно: дикая острая боль сковывала левый бок и любое неосторожное движение могло вызвать этот спазм ,и я вынуждена была так стоять, скособочившись и долго растирать спину, чтобы унять боль и выпрямиться. В то утро, совсем раннее,  желая повернуться на другой бок, я почувствовала эту острую боль и  пришла ,совершенно неожиданно, откуда-то исподволь, мысль о нём:  «Как же он, бедненький, годами живёт  с болью и невозможностью нормально двигаться и говорить после перенесённого инсульта?» Я вдруг подумала о нём! Неожиданной , удивившей меня была сама  мысль о нём: я много лет очень редко вспоминала его после развода,  а ,если и вспоминала ,то без особого чувства потери и сожаления. Как потом оказалось,  именно в то  утро, в тот день он умер. Слёз не было.  Это сообщение не вызвало у меня чувства потери. И только сейчас я осознала, что я действительно  ни-ког-да  его уже больше не увижу.. И полились слёзы, потому что стало больно и от этого осознания  потери ,и от того, что я даже не смогу побывать на его могиле, положить цветы и – попросить прощение. Да, странно, но почему-то мы всегда испытываем  вину перед умершими. Потому что нельзя ничего вернуть и нельзя попросить прощения? Это ощущение вины не исчезает даже тогда, когда ты вспоминаешь обиду и боль, которые внёс в твою жизнь этот уже ушедший человек. Вероятно , именно потому, что  я ещё могу сказать:» Прости. Я виновата.», а у него уже такой возможности никогда уже  не будет. Никогда!  Я  чувствую вину и за то, что даже не помню  названия городка, куда он переехал со второй   женой. Это далеко , в другой стране, так что и  поехать туда я  не смогу , а если  и смогла бы,  но не нашла  бы его могилу. Пришла такая боль отчаяния, такая острая и – такая запоздалая! Странно, почему  именно в час его смерти я вдруг проснулась и вспомнила  о нём  и подумала о нём? Я тешу себя мыслью, что и он в эти свои последние часы вспомнил  и  подумал обо мне. Мистика! Я уверена, он не забыл ни меня , ни своей любви ко мне, потому что любил  меня пронзительно-нежно, трогательно и чувственно на протяжении многих лет.  Любовь! Как прихотливы твои  приходы и уходы. Вот  пробежали, пролетели  годы и, мне кажется, что я разгадала формулу любви. Это не просто химическая реакция мозга, это посыл, позыв  организма и  чувственный , и эмоциональный, и интеллектуальный ,и гормональный, и ментальный - позыв, желание, потребность –в счастье! В счастье с  единственным, именно с этим человеком!  И все хотят и ждут этой любви, и  в юности, и в зрелые годы. Поэт прав: »Любви все возрасты покорны!»  Потому что потребность в любви, в счастье сопровождают человека всю жизнь. А я так глупо ,так слепо и эгоистически потеряла свою любовь. Это было давно ,а осознание этого приносит  грусть, сожаление и сейчас. Прав был Соломон, когда говорил о четырёх неизвестных ему ответов на вопросы, и одним из них был ответ на вопрос  о возможности  предугадать путь любви  мужчины к женщине, так же ,  как, по моему,  невозможно предугадать путь любви женщины к мужчине,. И всё равно я благодарна ему за его любовь! Она – была! И это –  самое  утешительное в осознании  моей потери!