Мы хотели знать всё!

Юрий Вшивцев
—Запомните, ребята! Вас здесь никто не будет заставлять учиться, - говорил на организационном собрании группы наш мастер производственного обучения. - Вы выбрали профессию сами. Если вы не освоите курс обучения, вы просто потеряете два года жизни и уйдёте в армию без специальности.
И мы учились, постигали сложнейшую технику, вникали в инструкции и правила, занимались на тренажёрах. А в свободное время заполняли спортплощадку и спортзал, знакомились с девчонками — будущими проводницами из группы П-9.

Наше училище представляло собой три двухэтажных здания, два из которых — деревянной постройки. Учебный корпус был настолько тесным и неудобным, что некоторые помещения выполняли сразу несколько функций. Так, спортзал в нужный момент с помощью наших рук превращался в зрительный зал со сценой, узкий коридор второго этажа служил местом проведения торжественных сборов учащихся.
Второе деревянное строение — общежитие, в котором жили пацаны и девчонки из села. Был период, когда я вечерами пропадал здесь в одной из комнат первого этажа. Неоднократно изгонялся комендантом и вахтёрами в 23.00. Железный порядок: после 11 часов вечера вахтёры вламывались в комнаты учащихся и самым наглым образом выгоняли на улицу гостей. И за такие действия даже поощрялись дополнительными премиями и благодарностями.
Учебные мастерские — это четыре просторных класса с многочисленными верстаками. Здесь мы вручную тупо вытачивали из болванок никому не нужные молотки и пассатижи, петли, крючки и прочие безделушки. Это называлось «производственным обучением». К токарным станкам нас так и не допустили. Я терпеть не мог подобных занятий, поэтому с удовольствием их часто пропускал.

Учебный процесс начался с экскурсии в локомотивное депо Киров. Красные чешские электровозы, зелёные отечественные тепловозы, чёрные шипящие паровозы и паровозики произвели на нас сильное впечатление. В нарушении всех правил техники безопасности мы разбрелись по тупикам и локомотивам. Под бдительным контролем машинистов мы нажимали кнопки на пульте электровоза, кидали уголь в топку паровоза, крутили ручной тормоз и рукоятки реверсоров. Короче, вместо запланированных двух часов экскурсия продолжалась до вечера.
—Локомотив — это не «Жигули» и даже не трамвай, - говорил нам преподаватель ОКЖД (Общего Курса Железных Дорог). - Он не прощает ошибок и не принимает на свой борт не подготовленных людей. Одно неверное движение может привести к крушению и многочисленным жертвам...
Учитель долго рассказывал о преимуществах железнодорожного транспорта, о технических характеристиках подвижного состава. А в конце лекции как обычно спросил:
—Вопросы есть?
Вопросы посыпались один за другим:
—На каких поездах выше зарплата: на грузовых или пассажирских?
—Почему девчонок не берут в машинисты?
—Трудно ли вести состав после бессонной ночи?
—Как можно обойти стороной предрейсовый медосмотр?
Мы были очень любознательными. Мы хотели знать всё и стремились к знаниям. Поэтому наша группа была признана одной из лучших в училище. Как награда, в зимние каникулы нас ждал сюрприз — туристическая поездка. И с кем? С будущими проводничками! Вот это да!