Рецензия на фильм Разомкнутые объятия

Олег Татков
О ложке мёда в бочке стёба или к вопросу устал ли Педро Альмодовар…
 

«Не страшно, когда ты один... страшно, когда ты ноль...». Эта цитата вспомнилась мне после просмотра фильма мэтра арт-хауса Педро Альмодовара «Разомкнутые объятия» («Los abrazos rotos»).


Я обожаю смотреть арт-хаусное кино в специальной аудитории (это когда в течение 5-10 минут из зала уходят все туда случайно, или «на халяву» забредшие и начинаешь думать и дышать в унисон с оставшимися – авт.).


Здорово, что в московском доме кино не боятся показывать такие фильмы:
а) – часто
б) - в Большом зале.
Прошедший месяц (апрель 2010 - авт.) порадовал «Разомкнутыми объятиями» и «Белой лентой».


Наверное, трудно всё-таки быть штатным гением при жизни – все ждут сверхоткровения,и не глядя фильм номинируют на престижнейшие награды,ну а журналисты роем кружат и заранее пишут восторженные рецензии. Это всё суета...

Можно, – накопав парочку тем и методик съемки и монтажа, - всю жизнь «вскапывать грядку» и иметь среднестатистический урожай ("Му-му", к примеру, в рекламно-клиповой манере - авт.), но, наверное это скучно. Думаю именно этот посыл и заставил Педро Альмодовара и его бессменную музу – блистательнейшую Пенелопу Крус так лихо постебаться над киношными клише в фильме «Разомкнутые объятия», номинированном, не абы куда, - а на Каннский кинофестиваль 2009 года, и не на абы какую номинацию, - а (по слухам и ещё до открытия фестиваля – авт.) на «Золотую пальмовую ветвь»...


Сразу скажу, что фильм лихо «просквозил» мимо всех наград Лазурного берега, но в этом, как мне представляется, и была гениальная задумка Альмодовара. Что там какая-то позолоченная ветка (пусть и супердизайнерская - авт.) по сравнению с такой возможностью "щёлкнуть по носу" всем этим мировым напыщенным снобо-индюкам от кино?!!! И я его понимаю и поддерживаю. Они давно напрашивались...


Цитата «Сюжет фильма подчеркивает важность монтажа, его непосредственное отношение к режиссеру, хрупкость фильма, когда между процессом монтажа и режиссером встает кто-то третий». Педро Альмодовар.


«Разомкнутые объятия» – это гениальный стёб, гениального мастера над, (не скрою – авт.), - гениальными фильмами. А сцена с вновь смонтированным эпизодом фильма в финале – ещё и урок мастерства «коллегам» - доморощенным режиссёрам всех мастей. Думаю именно этого Альмодовару в Каннах и не простили…


Фабула фильма – вся сплошь клише из знойно-латиноамериканских мыльных опер. Здесь и бедная девушка Магдалена (Пенелопа Крус), вынужденная пойти на содержание к богачу, ради денег для лечения больного отца, и гениальный режиссёр Матео Бланко (Луис Омар), и служебный роман на съёмочной площадке, и месть ревнивца- мужа (олигарха – продюсера – авт.), и карикатурный гей, помешанный на операторской деятельности, и автомобильная катастрофа с гибелью героини и слепотой героя, и секретарша Джудит, тихо любящая своего слепого (но ух как сексуально озабоченного – авт.) шефа, и предательство друга, и вновь обретённый под конец жизни «внезапный» сын Диего – почти шизоидно совпавший с «внезапным» папулей (уже не Матео, а Гарри Кейном – авт.) по всем своим ментальным фибрам. В общем «Санта- Барбара» отдыхает, - та ещё «слёзовыжималка» представлена на экране "доном Педро"…


Этот лихой киношный коктейль, гениально снят и смонтирован – куча прямых цитат из фильмов – сцена падения с лестницы главной героини – кажется покадрово спародирована из «Унесённых ветром». Да что там сцена – крупный план слезы, падающей на свежий томат, и весь имидж Пенелопы Крус на съёмочной площадке фильма «Девушки и чемоданы» в фильме «Разомкнутые объятия» (это не тавтология – авт.) – гениальнейший, деликатнейший посыл к одной из самых блистательнейших актрис XX века (обожаемой мною – авт.) Одри Хёпберн. Да и Мерилин Монро, как выяснилось, Пенелопе Крус гениально спародировать тоже «не слабО»…


В одном Альмодовар остался верен себе – палитра и буйство красок на экране, искромётнейший юмор (сцена с придумыванием сценария про вампиров, "работающих" на станции переливания крови (!!!), сыгранная на таком «серьёзе», что вызывает смехоколики – авт.) создаёт суперпозитивнейший настрой, да что там настрой – кураж, - захватывающий и не отпускающий до конца фильма.


И странное дело – дебильноватый сюжетец под конец фильма вдруг трансформируется в трагичнейшую, с многими смыслами «лав-стори» и цепляет, почти до слёз, особенно на фразе «Кино должно быть закончено, даже если режиссер ослеп»….




Я не рискну советовать читателям всё бросить и бежать смотреть «Разомкнутые объятия». Это не распиаренные 3D-шные анимашки - это кино, к которому надо готовиться и к которому надо быть готовым.