Преодоление компенсаторной мотивации

Евгений Садков
  ПРЕОДОЛЕНИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ МОТИВАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ТОРГОВЛЕ.

 Итак, мы обозначили основные истоки, причины и побудительные причины данного явления. Которое органично вплетается в общие процессы, происходящие сейчас в России. Верхи, по их словам, озабочены широтой и размахом коррупции. Доходы которой сопоставимы с ВВП европейской страны. Официально. А по-простому все мы участвуем. Кто вынужденно, кто принуждая других. И показушная озабоченность, право, вызывает грустную улыбку. Уж больно невнятные предложения дают наши верхи. Право, господа, не уподобайтесь хрестоматийной унтер-офицерской вдове. Или берите пример с самой лучшей партии Исландии.

 А теперь приземленный свеженький пример. Со дна, так сказать, вашей, постсоветской торговли. Вчера запалили продавщицу разливного пива. Наливала своей знакомой дорогое пиво "Холстен", а стикер клеила "Визита". Разница с полторашки -полторы сотни рублей. Мелочь для вас? Для них -приятно выпить после работы. Знакомая подходила к кассе и оплачивала по "Визиту". Не боюсь, что прочитают этот расклад доморощенные Остапы Бендеры. Они и так знают. И разрабатывают всё новые и новые ходы в своей нелёгкой работе. Особенно на вершине пирамиды.

 Можно ли преодолеть компенсаторную мотивацию рядового продавца в постсоветской торговле? Подумаем? Это явление отражается на всех нас. Влияет на качество нашей жизни. Формирует устойчивые негативные формы поведения. Искажает будущее. В конце концов влияет на ваше здоровье. Думаю, аргументы существенные.

 Итак, первый айсберг, на который наткнётся наш утлый "Титаник"-закрытость. Полная непрозрачность. Помните, как удивился ВВП в одном из магазинов, глядя на сосиски. Его удивили не размеры, а цена. А мы привычные. И наплевать, как она складывается. Всем. Ведь с того исторического визита в супермаркет прошло немало времени и съедено немерено сосикок черт знает из чего.

 И это второй айсберг. Низкое качество наших продуктов. Опять же недавно поднялся легкий шорох о надписях с молочной продукцией. Если там не молоко, а молочный напиток, то так и писать. И что? Как было, так и есть.

 Эта система айсбергов нашей постсоветской торговли жиждется на получении сверхприбыли. Не с оборота, не с конкуренции, а путем накрутки цен и использования сырья низкого качества. Зато на мировом уровне шумная реклама и всякие акции. А со стороны соответствующих структур-недостаточный контроль. Понятно, почему.

 Поэтому и срабатывает компенсаторная мотивация идущих в торговлю. Да и не только в торговлю. Недавно провели опрос молодых людей, для чего они идут в политику? Ответ честен и ожидаем. Личная мотивация. А вы что хотели? Типа, раньше думай о Родине, а потом о себе? Дудки. Ваша песенка стара... Примеры подражания в телевизоре.

 На низовом уровне можно приставить к каждому работнику торговли охранника с дубинкой. Только попытается умыкнуть ТМЦ, тот раз его по рукам. Кто же работать будет? С вечно опухшими руками? Тяжело. И ребятишки дома кусочка послаще требуют. Как их не ублажить. Ведь ради них на грех идут.

 А если всю информацию сделать доступной каждому? По какой цене закупается продукция, по какой -продается. Сколько получает управляющий, сколько-рядовой работник. Все остальные сопутствующие статьи расходов и доходов. Полная прозрачность. На всех уровнях.

 Второе. Участие рядовых членов в управлении сетью. Выпуск акций внутри коллектива и получение держателями соответствующего процента от прибыли. С прозрачным списком акционеров. Со страховкой рядовым акционерам в случае банкротства и сохранением их прав в случае ликвидности.

  Профсоюзы. Сейчас их в торговле, предполагаю, нет. Или номинально присутствуют.  А здесь нужны реальные люди, а не Штирлицы от профсоюзов. Те, которые смогут отстоять права рядового работника.

 И вот здесь возникает самая серьезная коллизия темы преодоления компенсаторной мотивации. Личность рядового работника торговли. Его философия жизни. В любой конфессии есть эти заповеди. Православные работники торговли. Повторяйте вместе с речевкой вашего магазина и восьмую заповедь. Не силен в других конфессиях, но уверен, что и в них есть подобное.

 Думаю, работа с каждым работником магазина, формирование устойчивого коллектива, чья деятельность направлена на решение общих проблем-путь к снижению компенсаторной мотивации. Понимаю, что звучит утопично, как создание современного кибуца где нибудь под Биробиджаном. Там от идише ойтономэ гэгнт осталось по официальным данным чуть более одного процента от общего населения области.

 Но и сложившиеся отношения в постсоветской торговле действуют деструктивно на личность. И на окружающих. Вы разве хотите жить в деструктивном обществе? Тогда подумаем вместе, как снизить негативную мотивацию в любой из областей нашей жизни.