Время скоморохов, или Художнегу всё можно

Иван Сергеевич Денисенко
О разборках с организаторами «Запретного искусства» нынче пишут и говорят все блогеры и новостийщики – модная тема, резонансная. (Скажу сразу: на выставке «Запретное искусство» не был - посмотрел картины в интернете.) Однако удивляет и настораживает однобокость, предвзятость, однозначность основного потока информации.
Огромное количество людей бросились защищать «свободу творчества», не удосужившись хоть немного пошевелить извилинами, чтобы понять, что упомянутая выставка, как ни парадоксально, по сути своей является актом вандализма.
Два автора, исходя из того, что художнегу всё можно, открыто поглумились над религией, которую исповедуют миллионы людей. А когда за это оскорбление их привлекли к ответу, они немедленно возопили о притеснениях.
Но если ты открыто кого-то оскорбляешь, будь готов отвечать за это. Другими словами, фильтруй базар. И не надо выдавать откровенное оскорбление за мнение, продукт рефлексии. Есть элементарные правила поведения в обществе.
Художнегу позволено далеко не всё (если уж пускаться в рассуждения о высоком, то надо сказать, что на каждом творце лежит колоссальная ответственность). В каждом обществе есть свои запретные темы, табуированность которых связана не с политической цензурой или ханжеской моралью, а с этическими представлениями, лежащими в фундаменте общества.
Бороться с пороками общества и церковной цензурой путём осквернения традиционных христианских образов – дело совершенно не допустимое. Это то же самое, что бороться с педофилией путём рисования сцен насилия. Или выступать против каннибализма, сладострастно прорисовывая расчленёнку. Или выражать свою обеспокоенность демографической ситуацией, как-нибудь поглумившись в картинах над образом беременной женщины.
Если у нас миллионы людей веруютв Христа и как минимум раз в год ставят свечку в храме, ты им ни за что не объяснишь, что твой плевок в икону вовсе не был плевком в икону, а был лишь аллегорическим изображением плевка в икону, каковой производит наше заевшееся потребительское общество.
И, кстати, почему не ислам и небуддизм, почему непременно православие?
Да всё очень просто.
Если нарисовать педофилов или людоедов, слава будет не та. Никто не назовёт борцом за свободу творчества, никто не станет защищать. Если поиздеваться над исламом – ещё, чего доброго, побьют или пристрелят, мусульмане народ горячий, с них станется. Всем памятен случай, когда голландский художнег нарисовал карикатуру на пророка Мухаммеда. Ну а трогать буддистов просто скучно – они ж пофигисты.
С православием всё намного проще.
В православие можно плеваться и сморкаться, сколько душеньке угодно – теперь так многие делают, и это считается чуть ли не проявлением хорошего вкуса. И ещё не забыть высказаться с умным видом в том духе, что Церковь пользуется невероятными привилегиями, являясь консервативным и неповоротливым институтом. Просто поразительно, с какой удивительной настойчивостью внушается эта мысль – и с какой бездумностью она принимается и передаётся дальше.
Если Церковь пытается корректно и мягко сделать замечание, призвать к соблюдению приличий, тут же начинается вой про инквизицию, про костры, про религиозный диктат и т.д. А тележурналист непременно покажет крупным планом какую-нибудь озлобленную бабуську, чтобы подчеркнуть деградацию и отсталость православного общества (судя по описаниям судебного процесса, оное действительно было представлено не вполне адекватным контингентом).
Всё это напоминает агрессивно-антицерковное скоморошество, которое объединяло петровских шутов с ленинскими красноармейцами: и те, и другие сопровождали крёстные ходы, издевательски пародируя их. Сейчас происходит то же самое. Абсолютно.
И вот уже блоггер, знакомый с православием на уровне комиксов и кина, начинает радостно повторять штампы про лицемерных толстопузых попов и про средневековье. А известный галерист провозглашает безответственность искусства, утверждая, что художнег – это критик всего плохого и косного и на этом основании имеет право, а ежели вы не поняли его намёков, так это исключительно ваша проблема, уважаемый тупой обыватель.
Художнеги и скоморохи могут торжествовать, ибо полностью соответствуют времени.
Они выбрали время, время выбрало их.
Время скоморохов вернулось.