Когда умерла надежда жить

Ищущий Смысл Жизни
          - " Доченька, позови пожалуйста Бекхана, мне очень плохо. Я не могу дышать." - услышал я за забором, на улице.
       Я узнал, этот уставший голос. Это была моя соседка Асма. Асме исполнилось чуть больше 100 лет. По документам ей было 106 лет, но по словам ее дочерей, ей должно было исполниться 110 лет. Кроме двух дочерей, у бабушки Асмы, никого больше не было. Прошу прощения, был я. Она мне приходилась просто, соседкой. С раннего детства, я знал бабушку Асму и очень ее любил, за то, что она всегда заступалась за меня, когда меня мама ругала за проказу.
      Бабушка Асма, устала от одиночества, но она была полна сил и жизненной энергии. До самого последнего, она держала домашнюю скотину и птицу. Именно домашняя живность, придавала бабушке Асме, все больше и больше сил. Я помню, как она на своей спине таскала вязанки высохшей кукурузной ботвы. И вот, настал черед менять жизнь земную на загробную. Бабушка Асма чувствовала смерть и догадывалась что она близка. Она всегда делала мне завещание, чтобы я ее похоронил как бы, ее родной сын.
     Мама зашла домой и сказала:
   - " Тебя баба Асма зовет. Иди посмотри что ей нужно. Я боюсь что с ней не все в порядке".
   - "Мам, я слышал. Сейчас руки помою и пойду" - ответил я, в то же время домывая руки под холодной струей родниковой воды.
    Наспех, схватив салфетку и вытирая ею руки, я перешел дорогу от своего дома к калитке бабы Асмы. Жила она прямо напротив меня. Мне часто приходилось перелезать через ее забор, когда баба Асма, подолгу не выходила из дома. Не дай Аллах, если я прозеваю ее смерть или ее найдут окоченевшую, позора мне не избежать. На этот раз, калитка была открытой. Я осторожно, боясь найти ее в бессознательном положении, постучался в ее старую дверь из дубовых досок.
     - "Баба, ты тут?" - осторожно спросил я входя.
    Баба Асма полулежала на своей кушетке,подстеленной только одной овчиной. Она не лелеяла свое тело никогда. Она никогда не употребляла в пищу сахар и соль ела только немного. Основная ее пища, это домашний кукурузный чурек с домашним творогом и сметана с парным молоком. Магазинный хлеб она вообще не ела. И мне почему то казалось, что весь секрет ее долголетия, заключался в ее натуральной пище. Но это было далеко не так. Она неустанно работала и очень рано вставала. Дома жгла только керосиновую лампу. Обычный свет она не жгла. В ее доме пахло кукурузой и нафталином. Внутри ее дом, мам всегда содержала в чистоте. Я в год два раза белил ей дом, обновляя побелку от гари керосинки.
    - " Заходи Бекхан, заходи. Эх, сынок, чувствую я, скоро пойду домой и стану тебе обузой. Ты уж прости меня старую. Ты же знаешь, что у меня нет ни сына, ни внука, ни мужа ни родственников по мужской линии. Только две дочери и те бестолковые" - начала Асма, готовить меня к своей смерти. - " Бекхан, я бы хотела составить завещание и обновить его. Как ты посоветуешь? Что мне делать со всем этим" - окинув взглядом свое скромное богатство, спросила Асма.
    - "Баб, у тебя есть две дочери. Пусть никчемные, но ведь они тоже больны и их можно понять. Если ты у меня спрашиваешь,то я скажу тебе что я сделаю с твоим имуществом. Я продам твой дом и имущество, поделю ровно на три части. Одну часть отдам старшей дочери, вторую часть второй дочери. А третью часть, я пущу на твои поминки. На все эти деньги, я куплю муку, сахар, ткань, и пр. и раздам малоимущим" - начал я пояснять бабе Асме. Она хотела завещать все мне но я не соглашался. Она удивилась такому моему решению и воспротивилась:
    - " Бекхан, ты всегда был рядом. Ты всегда ухаживал и стерег меня. Ты был мне ближе собственных дочерей. Поэтому я бы хотела хотя бы третью часть, оставить тебе..." - здесь я ее прервал:
    - "Баб, неужели ты думаешь что я из корыстных целей позарившийся на твое имущество, ухаживал за тобой? Баб, ты же знаешь, что я живу среди людей, чье уважение к себе, я не могу потерять. То что я делал и делаю, я делаю ради Аллаха а не ради твоего имущества и давай прекращать этот разговор. Если ты у меня советуешься, то я говорю так, как считаю нужным сделать и на этом разговор окончен" - прервал я весь разговор.
      Баба Асма поникла и призадумалась.
    - "Бекхан, я до завтра не доживу и умру вечером. Я знаю это. Готовься к моим похоронам и следи за мной. Я хочу чтобы кто-то был рядом, когда я буду умирать. Я не боюсь смерти. Я боюсь одиночества" - и с этими словами баба Асма повернулась к стене и свернувшись калачиком умолкла. Я внимательно посмотрел на нее и заметил что она дышит ровно и спокойно. Я знал что она права. Она никогда не врала в своей жизни и была честной женщиной с сильным характером. То что во время двух чеченских войн пережила эта гордая старушка, не каждый мужчина даже смог бы пережить. Я тихо прикрыв за собой дверь, ушел. Мама поняла по моему виду, что я чем то огорчен и даже ничего не спросила.
      Прошло два часа.
     В 6 часов вечера, мама сказала, что Асма зовет меня с Кораном. Я на всякий случай взял карманный Коран и пошел к Асме. Асма лежала на спине выровняв свое тело и тяжело дышала. Я тихо подошел и сев у изголовья взял ее натруженную морщинистую руку в свои руки и крепко сжал, давая Асме знать что я пришел. Она открыла помутневшие глаза и окинув комнату взглядом, нашла все же меня и улыбнулась. По виску скатилась скупая старческая слезинка и растворилась в ее платочке.
    - "Бекхан, ты пришел? Как ты вовремя. Читай Коран, я умираю. Они пришли за мной, я их чувствую. Читай..." - это были ее последние слова и напоследок посмотрев в мои глаза с какой то надеждой, она закрыла глаза и с еле слышным храпом неровно задышала.
     Я быстро открыл Коран и 36 суру "Ясин", начал громко читать:
    - "Я, син. Вал къур1анил хьакийми. Инна каламинал мурсалийна, 1ала сират1ин мустакъийм..." - ее рука вдруг ослабла в моей руке, и взглянув на лицо Асмы, понял, что она уже перестала дышать. Она умерла так тихо, как будто она все еще спала и на лице светлела улыбка.
    Потеряв названную бабушку Асму, я как и договаривались, привез двух ее дочерей, при них продал дом, поделил на три части и третью часть снова поделил на три части и две части отдал ее дочерям. Оставшиеся 56 тысяч рублей, я по тысячу на семью, раздал малоимущим, сиротам и бездетным старикам. Вот так ушла из жизни одна из долгожительниц этой земли, Бабушка Асма.