Наркотик в компьютере?

Владимир Эсауленко
Виртуальная реальность, та, которую многие знают по безобидным на первый взгляд компьютерным играм, - это, по мнению некоторых исследователей, страшный наркотик ближайшего будущего. Но что может быть наркотического в виртуальной реальности,
спросит обычный пользователь? Ведь можно выключить компьютер в любой момент.               
В самом общем смысле виртуальная реальность - это то, что можно увидеть на экране компьютера. Игры, мультфильмы - это так называемая виртуальная реальность первого порядка. Когда компьютер получает обратную связь с органами чувств - в экранное действие вводятся положение рук, ног, кончиков пальцев оператора и т.д. - мы имеем дело с виртуальной реальностью второго порядка. Когда же в компьютер будет возможно вводить информацию об истинных чувствах, мыслях, грезах пользователя, речь пойдет уже о третьем порядке виртуальной реальности, и в этом случае говорить о наркотическом влиянии компьютера на мозг пользователей небезосновательно.

Возьмем, к примеру, опыты над крысами, в мозговой центр которых вживлялись электроды. Управляемые техникой, они пили спирт, прыгали по-беличьи, ползали на брюхе, словом, производили не свойственные их природе действия. А в результате умирали от истощения.

Наука шагнула далеко вперед. Разработана система позиционирования, позволяющая пользоваться специальными датчиками, расположенными над определенными участками мозга. Они в совокупности образовывают подобие нимба над головой человека. Сейчас ведутся интенсивные работы по изучению полей, влияющих на мозг человека. В результате подобных исследований станет возможной имитация различных чувств человека. И даже психически устойчивая личность вряд ли сможет противостоять искушению находиться в «идеальном» мире почаще.

Конечно, появятся продавцы «грез», которые смогут манипулировать сознанием покупателей, подобно торговцам наркотиками в наши дни. Так возможно ли все-таки создание виртуальной реальности номер три? В психиатрии различают понятия галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Последнее – это, когда человек видит проецируемый мозгом объект, но этот объект прозрачен, сквозь него проступают детали окружающей обстановки. Истинная галлюцинация настолько реальна, что человек живет в ней, может ощущать воображаемый образ и не понимать, что он вымышлен.

Обратимся к примеру. Фильм «Вспомнить все» с участием Арнольда Шварцнеггера показывает, как используется виртуальная реальность третьего порядка в коммерческих целях, и не только в коммерческих. Конечно, это фантастический сюжет. Но на Западе еще в 1994 году существовали технологии, создающие в мозге объект, но, правда, пока прозрачный...

На форсирование исследований я данном направлении тратятся немалые деньги. Ведь выгода на лицо: виртуальная реальность третьего порядка - наркотик более высокого класса, чем известные ныне: она не подрывает здоровье личности и позволяет управлять индивидуальным сознанием куда более гибко.

Конечно, всего этого мы, вероятно, не увидим в ближайшем будущем, однако, как и в любом другом случае, стоит осмотрительнее относиться к новинкам виртуального мира, а тем более доверять их испытание своим детям.

                Подготовил Владимир Эсауленко
                Вечерний Коктейль. 2001. № 34.