За хвост при встрече барса не хватай-2

Вита-Виталина
За хвост при встрече барса не хватай-2. Исправленное и дополненное


За хвост при встрече барса не хватай.
А если схватишь, то не отпускай!

Народная мудрость


Пришлось дополнить эту статью свежим примером. Так уж получилось, что судьба свела с авторами, тип которых не был упомянут в предыдущей. Но знать о них читатели должны непременно. Просто поверьте чужому опыту...

Что же, все-таки уже четвёртый год на Прозе, море чтения, водопад общения, океан впечатлений. Вот и решила ими поделиться… И начать, конечно, с самих авторов. 

Сколько нас уже здесь, на Прозе! А какие мы разные во всем… За исключением, пожалуй, только своего отношения к читателям. И, разумеется, к их рецензиям. Тут явно прорисовываются несколько вариантов, общих для всех. Надеюсь помочь каждому автору  увидеть себя со стороны, глазами читателя…))

Мне кажется, сама формулировка не совсем верная – рецензии все-таки должны писать профессионалы.  А здесь, наверное, уместнее было бы назвать «Отклик» или «Мнение читателя». Но суть не в названии. В любом случае, оставляя автору рецензию, читатель всегда  прав – ведь он выражает СВОИ мысли, СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, а не выносит приговор произведению или автору. А в том, что его мнение не совпадает с авторским – не его вина. Это уж скорее недоработка автора. Автор изобразил, читатель преломил и отразил, а уж если отражение неверное, то тут претензии не к «зеркалу», а к «оригиналу».


Есть авторы, с которыми приятно общаться, даже выйдя за пределы Прозы.ру. Они выдержанны, вежливы, скромны, добры и жизнерадостны. Они не считают себя гениями, а свои труды – нетленными шедеврами, несмотря на то, что иногда это почти правда. Они с радостью принимают ЛЮБОЕ мнение своих читателей, находя в каждом, даже очень резком и насмешливом отклике крупицу полезного. Они задумываются над тем, что им пишут, ревниво просматривая спорный кусочек текста ещё и ещё раз, пытаясь понять, почему у читателя возникло такое впечатление. Именно про их отношение к своим произведениям можно сказать «нет предела совершенству», они готовы постоянно учиться, узнавать что-то, открыты новому и неизвестному. Они не спорят, не приводя аргументы – а иногда и вообще не спорят, лишь благодарят читателя и продолжают работать над текстом.
Они прекрасно понимают, что самый приятный этап написания произведения – первый, когда пишешь в порыве вдохновения, мало или вообще не обращая внимания на ошибки, опечатки, нестыковки, пишешь, пока стоит перед глазами «картинка», пока чувствуешь героев, слышишь их, понимаешь их поступки. Но это всего лишь основа, а дальше предстоит кропотливая работа правки и редактирования, тяжелая, но абсолютно НЕОБХОДИМАЯ. И именно в ней огромную помощь окажут читатели, отразив своими мыслями, пониманием, восприятием то, что удалось или не удалось создать авторам. Поэтому и относятся они к своим читателям с трепетом, бесконечным терпением и признательностью. И именно поэтому помогать таким людям – удовольствие, а не труд. К ним на страничку возвращаешься вновь и вновь, читаешь, думаешь, пишешь отклик – знаешь, что им твое мнение НУЖНО также, как вдохновение. 

Есть авторы, похожие на них, однако их терпение или сила воли действуют до определенного предела. Они с радостью откликаются на мнение читателей, с энтузиазмом берутся за правку, но быстро выдыхаются. Понятно, что в жизни присутствует не только радость творчества, но и уйма различных необходимых дел. Вот они-то, эти дела и отвлекают, засасывают, уводят и некоторым не позволяют возвращаться. Таким людям помогать тоже не трудно, но потом с некоторой горечью думаешь о времени и силах, потраченных впустую.

Есть авторы, которые чужое мнение не видят в упор, полагая, что если они написали произведение, то оно – идеально. Они вспыхивают, как порох, огрызаются в ответ на любую попытку донести до них мнение читателя, не воспринимают и не принимают никакую критику.  Писать таким авторам отклик – все равно, что кричать во время шторма. Если я лично натыкаюсь на такую реакцию, то кроме пробной рецензии ничего больше не пишу – зачем нервировать человека, которому ничего кроме похвалы не нужно? 

Есть и такие авторы, которые на отклики вообще не отвечают. Мало напишет читатель, много ли, всё равно в ответ – молчание. А вот по каким причинам – это надо у них спросить: то ли обижаются, то ли гордятся, то ли пренебрегают, то ли не считают нужным… Но, поверьте, дорогие сотрудники по сайту, мало кому нравится быть неуслышанным. Вполне может статься, что вам вообще перестанут писать отклики…

Есть авторы, очень болезненно и пылко реагирующие на критику, очень тяжело переживающие то, что им что-то не удалось, не получилось. Таким авторам писать отклики сложно – и боль причинить не хочешь,  и правду бы донести надо… Бывает, вгорячах они и ответят резко, запальчиво, защищая и себя, и своё детище… Кто-то потом остынет и всё-таки признает, что не стоит «пенять на зеркало…», бывает, даже поймёт, что ему хотели помочь, и извинится. А у кого-то просто опустятся руки, кто-то забросит творчество… Но ведь это только первые попытки, все равно что первые шаги ребёнка. Разве, родившись, мы все вскочили на ноги и сразу побежали? Нет, мы учились – и ходить, и понимать, и говорить – долго, терпеливо, с ошибками и через них. Неудачи должны стать уроками, ступеньками, и, в конце концов, таким же стимулом к совершенствованию, как успехи. Прививка – это тоже больно. Но, отталкивая руку, которая тебе пытается ее сделать, кому вредишь?

Но самым тяжким для меня стал опыт общения с авторами, которые психологически не готовы принять истинное мнение о своём произведении, но до истерики хотят его знать! Мне никогда этого не понять, но как же это тяжело… Эти авторы чрезвычайно эмоциональны, легко возбудимы, нервны, готовы писать целые трактаты в ответ на отклик читателя, доказывая, что он не прав, что все надо было понять вот так, а не вот эдак, что все это они знают из собственного опыта (или опыта других людей, или вычитали в книгах, или изучили в каких-то документальных материалах и т.п.). Они почему-то забывают, что читатель ничего не придумывает про их творения, а лишь ПОКАЗЫВАЕТ, ОТРАЖАЕТ то, что они создали. И если персонаж получился не настоящим, мир не засиял красками или диалог развалился на части, то дело не в читателе. То, что автор хотел донести, нужно доносить текстом, а не нервами, пояснениями и спорами с пеной у рта. Хуже, когда некоторые из них начинают переходить на личность читателя, обвиняя его в том, что он или излишне придирчив, или строг, или груб, или категоричен… Но ведь, дорогие сотоварищи, вы выносите свой труд НА СУД читателя, САМИ, без конвоя с его стороны! Так может быть или воспитывать в себе терпение и умение «держать удар», или просто сразу большими буквами на странице предупредить: «Автор критику не выносит!», пожалев и себя и читателей?…

Ну а самым неприятным лично для меня стал опыт написания отклика авторам, гордыня которых вознесла так высоко, что они не готовы с этой высоты спускаться. И почему бы им не написать предупреждение на своей странице? Что-нибудь типа «Читать только единомышленникам!» Они уверены, что сотворили «обычное красивое фэнтэзи», и ни в каком виде не желают слышать иное мнение на этот счет. Причем, даже вполне тактично написанное. Мнение ЧИТАТЕЛЯ для них ничто, их собственное – всё. Им можно только подпевать, иначе никак. Все отклики, которые выпадают из стройного хора похвалы, немедленно удаляются без всякого ответа. Под произведением остается только набор откликов, суть которых можно назвать одним метким словом: «Одобрямс!» Видимо, не знают эти авторы, что рецензия все равно остается в общем списке рецензий и на странице того, кто ее написал… Никогда не понять, для чего и ради чего пишут такие авторы – тешат свое я?
Но есть среди этой категории и такие, которые стараются не удалить и не ответить, а высмеять читателя, чей отклик им не нравится. Ради этой цели они пишут отдельное творение, где почти по словам разбирают чужое мнение, причем переворачивая и извращая даже то, что может служить похвалой. Зачем это нужно? Трудно сказать, наверное, в глазах темнеет от обиды. И настолько темнеет, что они даже не видят, что этим своим передергиванием, своей неадекватной реакцией  выставляют в самом жалком и нелепом свете именно себя любимых. И никого больше.
Очень советую всем, кто пишет отзывы честно и искренне, избегать общения с подобными людьми. Им не нужно ваше мнение, они не хотят совершенствоваться. Не тратьте попусту силы, нервы и время. Пишите тому, кому действительно нужна помощь.

Не зря существует выражение «муки творчества». Без критики невозможно создать что-то стоящее, без неё вообще трудно что-то СОЗДАТЬ. Я очень хотела бы, чтобы мы, авторы, с терпением, любовью, благодарностью и уважением относились к нашим читателям, почаще поглядывали на себя со стороны и обязательно задумывались над тем, что нам пишут в откликах. Наталья Костянова в отклике мне написала изумительно душевные и яркие строки, которые я бы предложила сделать эпиграфом Прозы.ру:

Советы автору "Проза ру"

Писать рецензии не грех:
Будь это крик, будь это смех.
И лучше правду Вам принять,
Суметь исправить и понять.
-----------.----------
Любезный автор,
Не спеши на рецензента обижаться,
Ведь это отклики души,
Не бойся в слабости признаться,
Советов новых не забудь,
Подумай, встань, и снова в путь!


Постаралась охватить все, но, разумеется, что-то упустила. Продолжение размышлений - на этот раз о читателях - в "Тебя похвалят многие вокруг..." Милости прошу, кому интересно.

А еще Михаил Рязанов собрал в своей статье виды рецензий: http://www.proza.ru/2009/08/07/574