Почему в 17 лет

Александр Карелин
                «Почему в 17 лет, или Когда детство уходит от нас»



«Почему в 17 лет парню ночью не до сна.
Почему в 17 лет песня ему грустна.
Только раз и навсегда наступает в жизни час.
Тот нелёгкий час, когда детство уходит от нас»
/Из песни/




Предисловие от автора

   Нелёгкое это время – окончание школы и выход во взрослую жизнь.  Родителям этих детей особенно тревожно.  А как-то сложится жизнь их  отпрысков?!  Конечно, их можно понять – родители, чьи дети давно стали взрослыми, сами через это проходили. Но волнение не оставляет  и теперь. Такова уж  участь всех…

   Мы дружим уже не один десяток лет.  Кажется, нет ни одного эпизода в биографии, не известного  друг о друге. За плечами – служба в Афганистане, тяжелые ранения, знакомство в одном из госпиталей и возникшее доверие, и понимание, переросшее в настоящую мужскую дружбу.  Схожие судьбы офицеров.  Правда, есть всё же отличие. У моего друга новая семья. Так сложилось. Теперь он с новой женой, у которой от предыдущего брака остался сын. Юрий вырастил его, как родного сына. И Юрий-младший называет его отцом. Но нет-нет, а друг советуется, как решить ту или иную проблему, возникшую при общении с пасынком.  Хоть я (автор статьи) и не очень сведущ, но вместе пытаемся находить выход из положения. Ведь «одна голова хорошо, а две лучше».

  Эту историю мне рассказал друг Юрий. Она касается его семьи, точнее его сына. Тот ждет со стороны родителей поддержки, а они растеряны. Впрочем, как и я…




                1

      Юра мечтает быть художником. Везде ходит с блокнотом – чем раздражает многих, - делает наброски, правда, никогда к ним не возвращается, они так и существуют самостоятельно.  Рисунки у него получаются удивительно живые. Даже наброски. Когда он резко и быстро чертит что-то на подвернувшемся клочке бумаги – будто расписывается.  Наверное, он всё же станет настоящим художником.  Родители всячески поощряют это увлечение парня. Он занимается в изостудии при районном Доме творчества.

   Но речь пойдет о другом увлечении Юрия. Это девушка. С пятого класса они учатся вместе. Об их взаимоотношениях можно рассказывать долго. Вот уже почти год, как она приходит в гости.  Родители одобряют выбор сына.  Похоже, что чувства молодых людей взаимны. Однако речь пойдёт только об одном дне из их жизни. Дне, когда Юра при весьма неприятных обстоятельствах попал к Любе в семью. День, когда он впервые столкнулся с такой человеческой бедой, с такой болью.

   Надо сказать что семья Любы – во всяком случае внешне – полная противоположность Юриной. Отец её из тех, кого называют профессиональными пьяницами. Мать где-то работает, но где именно – Юра не знает. Впрочем, это и не так важно.

   Он провожал свою Любовь домой. Было довольно поздно, и, наверное, Юра думал о том, как объяснить родителям ночное возвращение.  У самого Любиного подъезда они увидели совершенно пьяного человека, который стоял, прислонившись к забору,  и мотал головой так, будто отгонял от себя мух.

-Опять нализался, - вздохнула Люба.

   Она сказала это спокойно, без эмоций. Потом еще наговорила разных слов, понятно каких. Юра никогда не слышал, чтобы она так ругалась. Парню ужасно домой захотелось, и он бы ушёл – их дела, пусть сами и разбираются. Тем более что Любу он проводил, а что дальше  делать – не знал. Но Люба сказала: «Помоги», и показала на отца так, как показывают, скажем, на мешок с картошкой.

   Никогда в жизни Юра не вёл пьяного человека, оказалось – ужасно мерзкое занятие. А этот совсем был противный, не соображал ничего, только ругался. Цеплялся за парня всё время.  Между прочим, его довольно тяжело было волочить. Юрий даже ляпнул девушке: «Да брось ты его!» - потому что забыл как-то, что это её отец.
 
  Любка ничего не ответила, да молодой человек и сам понял, что глупость сморозил. Приволокли они его. Пока Люба ключи искала – его рвать начало. Картина ещё та! В общем, притащили его, бросили на диван, Любка с него стала шмотки снимать, а Юрий стал жилище разглядывать.  Серенькая довольно квартирка, невзрачная. Люба, как отца уложила, сказала Юрию: «А теперь – катись! Спасибо за помощь». Ей стыдно, конечно, было – отец всё-таки.

   Между тем Юрию ужасно хотелось, чтобы она разревелась, ему на шею бросилась – но она ведь железная, каменная, не ревёт вообще никогда.
 

 

                2

   На следующий день  школу Юра прогулял – не мог её видеть.  Потом прикоснуться  к ней не мог, даже за руку взять. Ну, а потом пошло всё, как было ровненько.

    Настоящая человеческая беда его поначалу поразила. Беда Любы, на каких весах ни взвешивай, - беда огромная, куда горше, чем все его неурядицы. И потому, столкнувшись с этой бедой, Юрий постарался её забыть. Маленькая деталь: по какому-то негласному договору Юрий перестал после этого случая провожать Любу до самого дома. Предложила это она: ей стыдно было бы, случись повторение того вечера. А он не спорил.
    
    А что делал Юра, придя домой в тот злополучный вечер? Прошёл  к себе в комнату, достал бумагу и стал рисовать. И сразу же этот жуткий вечер заимел в Юриной жизни смысл: в его эскизах появился новый герой – пьяница. Правда, проникновение  в круг его любимых литературных героев, которых чаще всего рисовал (Дон Кихот, Маленький Принц, Гамлет), реального пьяницы не придало картине действия, и потому с главной своей картины Юра скоро пьяницу убрал…
 
   Незадолго перед Последним звонком Юрий поделился этой историей с родителями.  Сразу дать ответ на его вопрос: «Что делать?» они не смогли. Обещали всё взвесить и дать сыну совет.

    Когда теперь я сам думаю о Юре и о таких, как он, ребятах, постоянно ощущаю собственную растерянность: с одной стороны, люди рисуют картины, пишут стихи, и это прекрасно. С другой – живут отшельниками, рассказывают  о жизни, которую никогда и не пытались понять, а столкнувшись с чужой болью, проявляют циничность или теряются. А может, просто не воспитан интерес к чужой жизни?

… Разбирая свои записные книжки, натолкнулся на выписку из книги одного автора (Степан Щипачёв, стихотворение от 1934 года):

«Если девушку полюбишь, знаю, с нею заодно ты и дом её полюбишь, сад, где были с ней в кино. Как бы ни было высоко, в полдень, в полночь – всё равно: с тротуара в сотнях окон ты найдешь её окно».

   Быть может, это и ответ на вопрос: «Что делать?»


                ***