Кошки

Алексей Аимин
        Луга, считается кошачьим городом. В каждой второй семье живет или состоит на „обеспечении“ хотя бы одно животное. Есть и истовые любители пушистых созданий: один мой знакомый содержит 15 котов дома и еще 5 на работе. Кроме личных кошек в нашем городке есть и общие, имеющие „официальный статус“ – бродячие. Они живут при рынках, магазинах, кафе и даже на автобусных остановках. Население города относится к ним лояльно и у многоэтажек нередко можно видеть „общественные“ кошачьи столовые. Интересно, что люди, еще недавно относящиеся к кошачьей братии негативно, вскоре меняются, заводят котов и становятся их почитателями. Вот и живем все мы в неком содружестве. Даже местные дворняги, видя, что проиграли борьбу за внимание людей, уже давно смирились.
       В нашей семье тоже есть дворовый кот, который „приписан“ к нашей квартире – завтрак и ужин. Бывает иногда заночует. Поначалу он приходил с опаской. Жители подъезда, впервые увидев кота, спрашивали нас:
       – Это ваш котик? На что мы отвечали: – Он говорит, что наш.
       Федя быстро воспитал половину наших соседей. Они его запускали в подъезд, поднимались на наш этаж и нажимали звонок. Мы уже знали, – Федя пришел. Сделать из него домашнего кота не получилось – не поддался, а вот он нас слегка „дрессировал“. Приспичит бывало, часа в четыре утра, подойдет и в прихожей в  декоративный колокольчик позвонит, – надо парня выводить.

      Так как же порода кошачьих так успешно ведет борьбу за выживание в современном мире? И, откуда они вообще взялись?
      Предлагаю заглянуть в историю наших взаимоотношений.
      Дикая кошка имела пять основных подвидов живших в различных регионах Азии и Африки. Они и создали при скрещивании разнообразие видов и окрасов этого милого животного. Ученые предполагают, что первые попытки одомашнить кошку были предприняты на территориях Ирана Ирака и Турции 9500 лет назад. Доказательством может быть совместное захоронение человека и кошки на Кипре. Остров в то время был заселен выходцами из Анатолии (Турция).
      В Египте одомашнивание североафриканской (нубийской) кошки произошло чуть позже – примерно 5 тысячелетий назад. Считают, что все это было связано с началом земледелия – запасы зерна требовалось охранять от грызунов. Многочисленные рисунки кошек рядом с человеком найдены в гробницах фараонов самых первых династий. Первому письменному упоминанию об этом животном более 3500 лет. В сохранившемся папирусе ее называют Неджема, что в переводе означает милочка. Позже в Египте кошку стали называть просто Мяу.
      Кошки очень хорошо справлялись с поставленной задачей по спасению запасов зерна от грызунов и вскоре в Египте они стали священными животными. Их великолепный храм в городе Бубастисе описал 450 лет до н.э. древнегреческий историк Геродот. В этом храме жили тысячи кошек под присмотром специальных жрецов. Здесь же находилось самое большое в мире кошачье кладбище, куда свозили своих любимцев со всего Египта. Ученые-археологи насчитали около 300000 мумий кошек уложенных в маленькие саркофаги. Причем в кошачьих захоронениях были найдены мумии мышей, положенных туда, видимо, для того чтобы „стражам амбаров“ было чем утешить себя в загробном мире.
      В Европу кошки попали в первых веках до н.э. Торговцы из Греции даже занялись их контрабандой. Египтяне приняли контрмеры: они не только задерживали греческие суда, но и даже выкрадывали кошек и возвращали обратно в Египет. Но кошек стали привозить и из Азии. И само название этого животного, пришло к нам оттуда, с Ближнего Востока. На санскрите „кат“ – означало дом, крепость. В русском языке этот корень остался в кут – угол в доме, а в украинском – хата. В Англии „кот“ – загон для скота, хлев, а коттедж – загородный дом. В Германии „коте“ – хижина, сарай. Потому кот (кит, кэт) – как бы говорило, что животное имеет дом, или хотя бы свой уголок в нем.
      В первых веках нашей эры уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. Известна сказка о коте Ноя, в которой нечистый превратился в мышонка и попытался прогрызть дно ковчега, но кот поймал мышонка и съел. Потому все считали, что за этот „подвиг“ все кошки будут в раю.
      В средние века в западной Европе началась „охота на ведьм“, что побудило приступы острейшей кошкофобии. Считалось, что ведьмы предпочитают превращаться именно в них, поэтому кошек пытали и даже жгли на кострах. Во времена Просвещения кошек постепенно „реабилитировали“ и вот они уже положительные персонажи сказок Гофмана, Перро, Киплинга и других западноевропейских писателей.
      На Руси кошки были известны с VII века. В древних сказаниях появляется кот-баюн, который насылал крепкий сон на врагов и даже мог поразить их смертью. Кот-баюн бродил по столбу у мельницы: идет вверх – сказки рассказывает, вниз – песни поет. Именно этот персонаж присутствует в знаменитом стихотворении А.С. Пушкина „Лукоморье“. Кошка на Руси всегда была животным вещим и приносящим удачу. Староверы утверждают, что „первая встреча на том свете будет с кошкой: если человек жестоко обращался с ними, то кошка будет мучить и царапать его“. В русских сказках Кот Котофеич был всегда самым разумным и рассудительным.
       Поначалу кошка на Руси была большой редкостью и содержалась лишь в богатых домах как экзотическое животное. К XIV веку она становится уже достаточно известной, но простым людям по-прежнему не по карману. Первыми оценили охотничьи способности кошек церковнослужители, поставив ее под свою защиту. Ведь мыши покушались не только на их зерновые запасы, но и на воск. Судебник „Правосудие митрополичье“ (XIV век) устанавливал виру за убитую или похищенную кошку – 3 гривны (за коня тогда давали только одну). В Суздале, Владимире и в других русских городах и сейчас можно увидеть отверстия в храмовых воротах, проделанные специально для кошек. Именно с тех времен на Руси кошка считалась „сакрально чистым“ животным. Кошке, в отличие от собаки, можно было давать человеческие имена, и потому среди нас и сейчас обитают Васьки, Тимоши, Маруси, Кати и т.д. Здесь полный набор, включая народные, царские и значимые христианские имена.
      Только к XVI веку право иметь кошку получили и неименитые люди. В течение двух последующих веков кошки стали неизменными обитателями русских деревень, о чем можно судить по пословицам тех времен: „Без кошки не дом, без собаки не двор“, „Псу должна быть конурка, коту – печурка“. Постепенно кошка становится символом домашнего уюта и благополучия. В новый дом испокон веков первой запускали кошку.
      Петр I среди многочисленных нововведений не забыл и про кошек. Одним из Указов он предписал „иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения“. Его дочь императрица Елизавета, повелела казанскому губернатору „сыскать“ 30 лучших котов для ее дворца и доставить их в Санкт-Петербург с человеком, который мог бы за ними „ходить и кормить их“. До сих пор постоянный „усатый“ штат охраняет Эрмитаж от грызунов.
Но при скудости русской жизни содержание кошки, особенно в городах было роскошью. В начале ХХ века в коммунальных квартирах кошка была диковиной. Даже в послевоенное время наряженных детей водили к соседям, чтобы сфотографироваться с кошкой. Думаю, в нашем городе их час настал в 50-60-х годах, когда их стали привозить дачники из Ленинграда. По окраинам города тогда еще вели хозяйство: держали коров, коз, птицу и прокормить мурок было не так накладно.
      Современные исследователи определили, что кошки-крысоловы могут спасти от грызунов до 10 тонн зерна в год. Сейчас таковые кошачьи способности уже не так востребованы. Теперь в заслугу им ставят совсем иное. Медики установили, что присутствие в доме кошки оказывает благоприятное воздействие на его обитателей. Особенно это значимо для пожилых людей, которых она может вывести даже из зоны инфаркта. Погладьте кошечку, и у вас сразу снизится артериальное давление и утихнет негодование... Обнаружилось и другое, что детям, у которых есть домашние питомцы, легче выстраивается отношения с родителями. Климат в таких семьях лучше, чем там, где животных нет.
      Конечно, определенные хлопоты хозяевам кошки доставляют: сорванные шторы, ободранные обои, разбитая посуда и даже кучки в углах – это их обычные шалости. Но зато на них всегда можно поругаться, так сказать спустить „пар“.  При этом кошки не будут с вами пререкаться и закатывать вам скандалы. Кстати, одна из кошачьих шалостей привела к „медицинскому открытию“. В одной из лабораторий кошка, случайно опрокинула две колбы с разными жидкостями. Соединившись, они образовали такое замечательное средство, как йод, которым и сейчас пользуются люди.

      Каждый день, отправляясь на работу, я вижу кота сидящего на скамейке автобусной остановки. Живет он там уже более 3 лет. Кто-то зовет его Тиша, кто-то Гриша, но он всегда откликается. Снег или дождь иногда загоняют его под скамейку, но Тиша пост не покидает. Ему, конечно, не очень повезло в жизни, хотя он этого и не знает. Не знает он, что в Англии кошки состоят на официальном довольствии в зернохранилищах, что в Австрии кошке, прослужившей на охране складов несколько лет, положена пожизненная пенсия (молоко, мясо и бульон). Не знает он и о своих зарубежных собратьях имеющих собственные счета в банках. Такая уж у него судьба. Но люди подкармливают его, а если перепадет ему кусочек колбаски – то это его маленькое счастье.
      Сколько сейчас кошек в нашем городе не знает никто. Неизвестны эти данные и по России. А вот в других странах такая статистика ведется. Конечно им проще, ведь там уже давно нет бродячих кошек. В Азии первое место за Индонезией, там их более 30 миллионов, а в Европе за Францией, где жители имеют на своем попечении 8 миллионов кошек. По плотности заселения пальму первенства отдают Австралии, где на каждые 10 жителей приходится 9 кошек, а по их абсолютному большинству США. Всего же в мире их около 400 млн.
      По моим скромным подсчетам, в нашем городе их примерно – 15-18 тысяч, и половина из них бродячие. Недавно местные службы провели дезинфекцию подвалов, и часть кошек пропала. Исчез и наш Федя. Вспомнилась фраза из „Собачьего сердца“ Булгакова: – Уж мы их душили-душили, душили-душили… Но не надо все валить на коммунальные или иные службы. Швондеры и Шариковы – это исполнители, они были, есть и будут. Уверен, что дали бы им команду приголубить котов, они бы их усердно приголубили.
      Конечно, такими мерами кошачью проблему не решить, через год-два численность рыжих и полосатых восстановится. Уже несколько раз руководству города поступали предложения по устройству приюта для бездомных кошек и собак, где бы их можно было привести в нормальный вид, вылечить, стерилизовать, а потом, по возможности найти им новых хозяев. Есть в нашем городе энтузиасты, и простые жители, и врачи-ветеринары, готовые подключиться к этому делу безвозмездно. Все равно этот вопрос надо будет когда никогда решать, если мы хотим стать цивилизованными людьми.
      В нашей газете иногда вижу объявления: „Отдам котят в хорошие руки, приучены к горшку и стерилизованы“. Я знаю, что это люди, которые через свое сердце пропустили слова Экзюпери: мы в ответе за тех кого приручили...
Дай им Бог здоровья!