Такое может случиться и с вами

Юрий Ванеев
   Аферисты были, есть и будут. Людей, желающих заработать не работая, всегда хватало. Но в какое-то время их бывает больше, в какое-то меньше. Раньше их было море, теперь – океан.
   Я помню статью в газете в советские времена. Один предприимчивый человек рассылал на предприятия схему какого-то устройства. На трех листках поместилось все: схема, рисунок и описание работы непонятного, никому ненужного устройства. Стоила эта писулька, отснятая на ротапринте, от пятнадцати рублей до двадцати в зависимости от величины предприятия. Это такая мелочь, что получив ее, рассмотрев, просто выбрасывали в корзину. На это и рассчитывал аферист. И жил припеваючи, зарабатывая не меньше директора хорошего завода. Но нашелся въедливый мужик, который решил разобраться, за что завод заплатил деньги, кому, и почему прислали то, что никто не заказывал. И афериста посадили. Срок, правда, дали маленький: он никого не убивал, никого не заставлял покупать его творение.
   Запомнилась еще одна история из тех же времен, описанная в газете.
   Один репетитор, помогающий абитуриентам готовиться к поступлению, выбирал наиболее способных и при случае говорил их родителям, что готов посодействовать за умеренную плату, потому что именно в том ВУЗе, в который собирается поступать их чадо, у него блат. Он не настаивал, цену называл умеренную для такого случая и гарантировал возврат при неудаче. Это подкупало.
   Он ничего не делал кроме репетиторства и деньги действительно возвращал. Но ведь кто-то и поступал. Самостоятельно, но кто об этом знал?
   Этого афериста даже не посадили, не нашли статью в которую можно втиснуть придуманное им.

   Я начал издалека, потому что хочу рассказать, что произошло со мной, и хочу отметить, что аферисты глупей не стали. Это произошло в настоящее время, недавно. Мелочи опущу, расскажу главное, чтобы не утомлять подробностями. Важна схема.
   Мне нужно было продать машину, чтобы освободить гараж. Старенькую, можно и на детали, как пишут в объявлениях в таких случаях. Поручил сыну, поскольку он в то время не работал, и заинтересовал его, чтобы ускорить процесс: продашь, за сколько продашь, но половина твоя.
   И через неделю он нашел покупателя. Тот вручил аванс, поскольку сразу машину не сумел забрать по техническим причинам, и потребовал расписку, что естественно. Там же в гараже под диктовку нового хозяина сын написал доверенность от меня на него, подмахнул за меня, и оба разошлись довольные.
   Обо всем этом я узнал позже, когда все и началось.
   Еще через неделю ко мне домой заявился новоиспеченный владелец и сообщил, что передумал, что желает расторгнуть сделку, и пришел за авансом, но потребовал возместить и деньги, потраченные на ремонт.
   Ну что можно сказать в таком случае? Двигатель, надеюсь, не меняли? Аванс, пожалуйста, но ремонт оплачивать не собираюсь.
   Гость не удивился и не возмутился, был готов к этому.
   - Тогда через суд.
   Любой нормальный человек поймет, чью сторону примет суд, но не спешите с выводами, история только началась.
   Сейчас чуть ли не на всех каналах показывают судебные разбирательства. Ежедневно и по нескольку раз. Было время, я думал, что для ликвидации юридической безграмотности населения. Государство ведь бросило нас. Это раньше просто подавали жалобу в соответствующие инстанции и все, и ждали ответа. Сейчас по-другому. Смошенничал продавец и подсунул некачественный товар? Обращайтесь в суд! Провели вокруг пальца чиновники? Судитесь! Если вы еще не протоптали тропинку в это заведение, готовьтесь, ведь так живут американцы! Нет у вас денег, чтобы судиться? Проглотите обиду!
   Эти передачи для судей. Им они нужны. Это для них показывают, как должно быть!
   Меня обвинили, что не вернул аванс, да, без учета ремонта.
   - Как? Насильно? Расписка-то сына у истца осталась бы!
   - Почтой.
   - Но он бы не пошел получать перевод, и тот бы вернулся!
   - У вас была бы квитанция. А так истец утверждает, что вы не желали возвращать деньги.
   
   Я не оплатил ремонт, нет, но оплатил судебные издержки и работу доверенного лица истца. Его друг шлепнул печать на доверенности участвовать в разбирательстве вместо истца на месте своей бывшей работе в каком-то охранном агентстве, и вдвоем они добили меня. Я заплатил аферистам ровно столько, за сколько сын собирался продать машину: услуги друга оказались дорогими.
  Я подал на апелляцию. Не повторяйте моей ошибки, если вам придется судиться. Это бесперспективно.
   Судья даже не читал дело. Знакомился с ним так, в паузах, пока шло заседание. И зачем? Он никогда не отменит решение.  Для этого нужны время и мужество. У судий такого добра нет. Почему мужество? Отменить решение - это равносильно обвинению коллеги во всех смертных грехах: от взяточничества до откровенной глупости. Время? Своих дел хватает, и зачем, если отменять решение все равно не придется. 
   В этих заведениях отстаивают честь мундира. И плевать, что он грязный.

   У этой истории есть и продолжение.
   Я поручил продать машину дочери. Для нее освобождал гараж, ей нужен, пусть сама и занимается. Почему – нет? Она замужем, сменила фамилию и живет в другом районе. Поручил ей на тех же условиях: половина твоя.
   И скоро дочь обрадовала меня:
   - Пап, нашла покупателя. День-два и все свершится.
   - Смотрел машину? Кто хоть?
   И я, услышав знакомую фамилию, засмеялся. И пришлось все рассказать дочери. А зря! Надо было обдумать детали и пустить все на самотек, но теперь бы в суд подал я. Интересно было бы посмотреть на этих аферистов….
   Случилось все в моем городе, но может случиться и в вашем. Судиться лучше в разных: не так заметно, а аппетиты растут.
   И лучше учиться на чужих ошибках, поэтому и рассказал вам эту историю. Но самое страшное, что судился я с бывшим учителем, пенсионером.
   Выводы делайте сами....

                *****