Как я стал патриотом

Александр Меру
        Летний отпуск как всегда планировался по принципу «максимум удовольствия на рубль». Рублей тогда хватило только на автобусный тур по Венгрии. Уже при посадке в автобус обнаружилось, что удовольствий на рубль затрат будет гораздо меньше - ровно половина мест была занята школьниками в раскомплексованном состоянии. Казалось бы, куда хуже? Но, увы, остальные места были заняты пенсионерами с нежными взглядами на собственное благополучие и агрессивными на всех, кто не разделяет их нежных взглядов.

       Склоки начались на первой же остановке. По дороге к гостинице коварные венгры построили трассу летнего бобслея, и руководитель группы решил доставить удовольствие туристам. Школьники помчались на невиданную карусель с невиданной скоростью. Старшие остались в душном автобусе, сетуя на то, что их преступно не допускают к мягким койкам в гостинице.

       Следующим препятствием на пути к взаимопониманию оказались пещеры. Реакция группировок почти повторилась: дети бесстрашно гуляли по около-пещерным окрестностям, старшие робко ждали у автобуса.

       На следующий день психологическая ситуация в группе только ухудшилась. Начались перебранки. Конфликт зрел, как революционная ситуация в октябре 17-го года. Старших сплотил гнев и они начали сочинять петиции во все инстанции и оценивать уже понесённый моральный ущерб. У школьников были свои способы досадить ветеранам грамотных кляуз. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вечер фольклора с национальным ужином в одном из огромных ангаров Будапешта.

      По русской традиции мы подрулили к  месту прикорма за пол часа до срока. Гид громко зачитал нам оплаченное меню, чтобы всем досталось всё. К национальному гуляшу каждому причиталась стопка национальной водки «ПАленка». Все повернулись к школьникам, прикидывая как выцыганить их долю спиртного, но детишки начали громко прикидывать, как им вытрясти из хозяев дополнительную дозу «Палёнки».

       - Маленькие мерзавцы,  - вздохнули обделённые детской алко-дозой взрослые.

       Наконец нас запустили в ангар и усадили за русский стол. Он стоял перпендикулярно сцене в самом центре. С обеих сторон были столы немцев, японцев, французов, итальянцев… Тогда мы впервые столкнулись с таким первоочередным отношением к русской группе. С непривычки это всех озадачило. Всё прояснилось позже, когда после выступления фольклорных коллективов стали приглашать гостей танцевать с профессионалами.

       На сцену вышли только наши. Причём, и взрослые, и дети. Плясали от души и те, и другие. Видимо, «Паленка» растопила некие барьеры… Понятно, что для наших плясунов вечер закончился слишком рано. Иностранцы потянулись к выходу, а вслед за ними и наша ребятня, которой везде надо быть первой. И тут народный венгерский ансамбль на своих скрипках рванул Гимн России.  Как потом выяснилось, наш профессор сунул им 20 евро, и они вспомнили ноты.

       Наши детки, все как один, развернулись и против потока двинули к сцене. Они запрыгивали на неё как кузнечики и строились в ряд. Сначала никто ничего не понял. Выглядело это жутко - разборка? Конфликт? И вдруг они громко запели:
        Россия - священная наша держава!
         Россия - любимая наша страна!
          Могучая воля, великая слава –
           Твое достоянье на все времена.

        Они пели по-настоящему хорошо. Взрослые нашей группы были потрясены. Многим хотелось поддержать своих ребят перед лицом иностранных туристов, но никто не знал слов. «Союз нерушимых республик свободных» устарел, а новым текстом никто не интересовался.

       Дети спели все три куплета и красиво вытянули три припева. Нам, взрослым, было досадно, что в нашем гимне всего три куплета. Зрелище было великолепное: 20 русских ребятишек заставили остановиться всех и выслушать их.

       Надо было видеть, как старшие потом гордились младшими соотечественниками. До конца маршрута в группе был дружеский настрой между всеми. Но главное, дети научили нас  не стесняться, что мы из России, а гордиться своей страной.