Один город - две столицы

Вячеслав Чебышев
– ВЕСЬМА СУБЪЕКТИВНЫЕ МОСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ С ОТСТУПЛЕНИЯМИ –
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НЕОБХОДИМАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

 Москву люблю давно. Люблю, так сказать, какой-то трепетной любовью. А начиналось всё так.
 …1985 год. Жил тогда в городе Ровеньки Ворошиловградской (ныне Луганской) области и работал на руководящих должностях на самой крупной антрацитодобывающей шахте Украины – им. В.Вахрушева. То был год пятидесятилетия стахановского движения (в августе 1935 года Алексей Стаханов – забойщик шахты «Центральная-Ирмино» в Кадиевке, позже переименованной в Стаханов, установил мировой рекорд по добыче угля с помощью отбойного молотка) и вышестоящее руководство за хорошую работу премировало меня бесплатной путёвкой на поездку в Москву. Тогда я две недели «впитывал» в себя столицу Союза Советских Социалистических Республик (специально написал не аббревиатуру – СССР, а полностью, чтобы молодёжь поняла, о чём идёт речь) красавец-город Москву и жил на Юго-Западе в шикарной гостинице «Салют» (олимпийский объект 1980 года).
 Потом было ещё несколько поездок. Не буду описывать детали. Скажу лишь, что с Москвой у меня связаны самые тёплые воспоминания. И добавлю – в 1990 году в Москве я был удостоен литературной премии имени Марии Ульяновой (сестры Владимира Ильича Ленина), которая вручалась авторам, не имеющим специального литературного (подчёркиваю это слово) образования, но статьи которых публиковались во всесоюзных газетах и журналах (мои материалы охотно публиковали многие газеты и журналы такого уровня). Из огромной страны премию ежегодно получали всего лишь десять человек. Материал в газете «Правда» так и назывался «Великолепная десятка». До сих пор горд, что вошёл в эту заветную десятку. С того времени много воды утекло… В своём любимом городе больше побывать не довелось…

А ЕМУ Ж В МОСКВУ НЕ ЗА ПЕСНЯМИ…

 Это слова из песни известного в советское время барда и диссидента-изгнанника из СССР – Александра Галича. Поскольку у неё необычное название, приведу его полностью – «Право на отдых, или Баллада о том, как я навещал своего брата, находящегося на излечении в психбольнице в Белых Столбах». Хорошо помню как в конце 60-х годов бурного ХХ века мы – мальчишки из двухэтажек переулка Бульварного – под гитару пели эту песню, правда, с несколько искажённым текстом. В этом нет ничего удивительного, ведь слова песен Александра Галича доходили до нас по каналам так называемого испорченного телефона, то есть, – из уст в уста. Поэтому ошибки были, но были незначительными. Официальных же источников не было и быть не могло, так как песни А.Галича всегда имели подтекст и их двойной смысл хорошо понимали в Политбюро ЦК КПСС, а потому и запрещали. Это сегодня демократия и Интернет, а во времена коммунистического режима всё было, мягко говоря, иначе… Совсем иначе…
 И уж коль вспомнил свой дорогой сердцу переулок Бульварный, то, продолжая отступление от темы (такие отступления я задекларировал в статусе или, другими словами, в жанре данного материала – зарисовки с отступлениями. Слабонервных предупреждаю сразу, – отступлений будет немало и они не будут короткими), сообщу читателям, что в 1967 году к приснопамятному юбилею Великой Октябрьской социалистической революции наш любимый переулок переименовали в улицу 50 лет Октября. Хорошо помню, как я – четырнадцатилетний коренной александриец, живший по адресу: переулок Бульварный дом 13, квартира 5, с 1953 года (сюда наша семья переехала, когда мне было несколько месяцев от роду) был возмущён таким своеволием властей. Да и все без исключения пацаны нашего очень сплочённого двора это переименование встретили в штыки. Наше негодование было легко объяснить. Дело в том, что в городе нас называли – «ребята с Бульварного». И мы, не скрою, были горды от столь благозвучного названия нашей дружной, весёлой, а порой – хулиганистой компании. Но мы зря расстраивались. Ещё долгие годы после 1967 года все в городе нас величали, как и раньше, – «ребята с Бульварного»…
 Для молодых александрийцев сообщу, что в 60-х – 70-х годах ХХ века наш город был условно (то есть – неофициально) поделен на районы. Кроме нашего – Бульварного (район центрального рынка, а автовокзал, в то время, только строился), были: 3Б – Западный Берлин –район за центральной больницей в сторону площади Кирова; СГ – аббревиатура от названия техникума, где находился район (на украинском языке – сільского господарства); Милицейская – по названию улицы; Выставка – район детской больницы, где в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века проводились классные выставки достижений сельского хозяйства; Домики – район, где был гастроном «Шахтёр» и почтовое отделение № 8 (дома на противоположной стороне центральной улицы города тоже входили в этот район); Вор Хутор – район за железной дорогой от нынешнего «Вторчермета» до площадей завода «Автоштамп»; 14-й, 15-й районы и Бадына (они есть и на момент написания этих строк), а также некоторые другие. Нынешних БАМа и Тынды тогда ещё не было и в помине…
 Драки, особенно на танцплощадках, между ребятами из разных районов, были неотъемлемой частью жизни александрийской молодёжи того времени. Да, винцо мы пили (преимущественно это было «Біле міцне» по 1 рублю 22 копейки за пол-литровую бутылку. В народе его называли «биомицин». В то время было такое лекарство – биомицин, а может оно есть и сейчас. Но пили и «Изабеллу» по такой же цене, и портвейны разных марок, из которых у нас особенно славился по цене 1 рубль 37 копеек за пол-литра). Пили, частенько, – «с горла» (ударение на «а»), то есть, – из горлышка бутылки. Было такое, каюсь! Но о наркотиках, правду говорю, никто из нас и понятия не имел. Скажу больше, и это опять правда, мы и слова такого никогда не слышали. И, естественно, значения его не знали. А вывод – следующий. Молодёжная среда того времени в массе своей была более здоровой и в социальном плане, и физически. По меньшей мере, от армии, в то время, «не косили» так массово, как сейчас (в конце ХХ века и начале ХХІ) Но это отдельная тема, на которой не буду останавливаться.
 Итак, хорошенько запутав своего читателя, возвращаюсь в колею. В этом разделе я не буду рассказывать об Александре Галиче, хотя большая часть его жизни и творчества связаны с Москвой. Не о психбольнице в Белых Столбах пойдёт речь.И в Москву я ездил, действительно, не за песнями... – А за чем? – спросит утомлённый затянувшимся отступлением читатель. И я отвечаю. В столицу России ездил перенять опыт проведения гонок на выживание (экстремального автокросса) в Крылатском. Это во-первых. А во-вторых, – посмотреть на изменившуюся с моего последнего посещения Белокаменную. Такое решение принял после того, как в День шахтера на спортивной трассе «Вербовая Лоза» 31 августа 2008 года очень успешно, в присутствии около 20000 зрителей (абсолютный рекорд посещаемости этой авто-мото трассы за 40 лет её истории. Напомню лишь, что первая тренировка здесь прошла в 1968 году и я – её участник.Это и абсолютный рекорд Украины по посещаемости гонок на выживание за всю их историю), провёл гонки на выживание, ставшие традиционными для Александрии (с моей лёгкой руки). Теперь вам понятно почему я в название этого раздела взял слова из песни Александра Галича.
 И такой нюанс. Знаю, что мой стиль изложения (манера, или характер письма) существенно отличается от общепринятого. Речь веду от первого лица. Поэтому часто вынужден употреблять местоимение «я». Сам свой стиль называю – виртуальный диалог с читателем. Кому-то это нравится, а кому-то – нет. Последних убедительно прошу – сразу отложите это чтиво в сторону. Не раздражайтесь зря и поберегите свои нервы. Так будет лучше. Лучше для всех.
 Тем, кто остался за чтением, скажу (чтобы легче было ориентироваться во времени), что в столице России я был с 7 по 14 сентября 2008 года. Но и поездки прошлых лет тоже буду вспоминать.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

 В советское время в Москву ездили не столько на экскурсии, сколько за шмотками. Но даже экскурсионные поездки автоматически предусматривали покупку каких-то товаров. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Ибо в Советском Союзе был тотальный дефицит. Абсолютно на всё! Понимаю, что в это тяжело поверить тем, кто не жил в эпоху «развитого социализма». Но так было и об этом нужно писать, чтобы молодое поколение  знало от очевидцев как жила великая, могучая и вместе с тем убогая держава – СССР. Пустые полки магазинов, огромные очереди даже за товарами первой необходимости (например, за молоком, свежей рыбой)… А ещё коммунистический режим «Союза нерушимых», который таки успешно РУХНУЛ, ввёл такое понятие, как спекуляция. Сейчас это называется предпринимательством. А во времена коммунистической диктатуры была специальная статья в Уголовном кодексе (УК), которая «успешно» работала. Именно по ней в зонах побывало очень много советских граждан, которые хотели жить хоть чуточку лучше других…
 По причине глобального дефицита в стране, в столицу, которая и по снабжению имела специальный статус, ехали все, кто имел деньги на покупку товаров (нефтяники, шахтёры, металлурги, геологи, работники Крайнего Севера…). Самой популярной брошюрой-путеводителем по Москве была «В магазины – на метро» (она до сих пор есть в моём домашнем архиве), которая издавалась миллионными тиражами. В иерархии московских магазинов первое место занимали валютные магазины сети «Берёзка», где не за «деревянные» рубли можно было купить чёрта (такое шутливое выражение бытовало в ту пору)! Комиссионные столицы законно занимали вторую позицию. Моряки и дипломаты сдавали туда привезённые из-за границы приёмники, магнитофоны, в том числе, – «двухкассетники» - мечту многих советских людей, импортные часы, телевизоры и даже холодильники. Из приёмников и магнитофонов славились «Шарп» (SARP) и, особенно, западногерманский «Грюндиг» (GRUNDIG). Помните, у Владимира Высоцкого?
…А вон дантист-надомник Рудик,
У него приёмник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит,
Ловит, контра, ФРГ…
Среди наручных часов в цене (то есть, лидером продаж), несомненно, были японские «Сейко» (SEIKO), а потом уже – «Ориент» (ORIENT).А в средине 80-х годов XX века на прилавках московских «комков» (сокращённое народом название комиссионных магазинов) можно было увидать даже видеомагнитофоны (!!!), ставшие теперь анахронизмом. Интересно, скажу я вам, вспоминать об этом, спустя почти четверть века.
Чисто для истории назову самые популярные магазины Москвы того времени (не считая «Берёзки»). Это Государственный универсальный магазин (ГУМ), Центральный универсальный магазин (ЦУМ), Детский мир, Петровский пассаж, Дом обуви, «Власта», «Польская мода», «Лейпциг», «Ядран», «Будапешт», «Варна» и другие.
Чтобы купить товар в любом из магазинов столицы, нужно было много часов отстоять в длиннющей очереди. Вспоминаю, как это было. В магазин «Лейпциг» (было это в 1989 году) приехал за два часа до его открытия, но там уже было много народа. В очередях обязательно был «дирижёр» из добровольцев, стоявших в хвосте. Этот человек (мужчина или женщина, а чаще их было два-три) тут же на ладони шариковой ручкой написал мне мой порядковый номер в очереди. Точно его не назову, но помню, что это был номер далеко за тысячу! Только к 15 часам я вошёл в магазин… Такое тогда было время.
– Было ли хорошее в той эпохе? – спросит меня юный читатель. И я уверенно отвечу: «Безусловно, было!». Но было и много негатива. Дело даже не в дефиците товаров и услуг. Холодильники ведь не были пустыми. Да и раздетыми и разутыми мы не ходили… Но то была пора страха за открыто высказанную позицию против существующего режима и жёсткого (или жестокого?) подавления диссидентства и диссидентов. И лишь с приходом к власти Михаила Горбачёва, взявшего курс на «перестройку» и гласность, начали оживляться демократические процессы в Советском Союзе. Но об этом периоде наш самый любознательный читатель может узнать из литературы и (или) Интернета.

ДРУГАЯ СТОЛИЦА

Для нас – украинцев – Москва это столица хотя и соседнего, хотя и славянского, хотя и братского, но, увы (или без – увы?), зарубежного государства. Да, Россия – это ближнее зарубежье, но это ЗАГРАНИЦА! И что бы ни говорили политики, большие любители PR-технологий, о возможном воссоединении России, Белоруссии и Украины, пути назад уже нет. Они (политики) и сами это знают, но говорят диаметрально противоположное. Им это надо для сбора наших голосов на выборах. Мерзко!
 Но не буду отвлекаться. Сегодня в Москву рядовые украинцы за шмотками уже не ездят. За товаром если и едут, то оптовики, например, из соседнего Кременчуга, откуда идёт прямой поезд в Москву. Некоторые наши сограждане бывают в столице России по работе (по бизнесу), по спортивным, культурным и другим делам. Едут туда и туристы. С помощью мировой паутины (сети) легко купить тур в этот древнейший и красивейший город Европы.
 …В Москве надиктовал на свой цифровой диктофон 55(!!!) звуковых файлов. И всё о ней, о Москве. Только специалист может понять, как сложно всё систематизировать, отобрать самое главное и оставить за «бортом» менее интересные моменты, хотя и они для меня очень важны. Но я попробую. А вот удастся ли всё сделать так, как надо, судить уже вам, читающим эти строки…
 Ушли в историю такие понятия как товарный голод, очереди, спекуляция… Сегодня в нашей маленькой Александрии можно купить всё то, что и в огромной Москве. Это хорошо ещё и потому, что всё свободное время в этом городе теперь уходит не на поиски товаров и простаивание в очередях, как раньше, а на более детальное знакомство с ним. Ведь современная Москва, хотя и сохранила все известные памятники истории, это уже совершенно другая столица, чем та, которую знал в прошлом веке.

НА РАБОТУ СЛАВНУЮ…

Эту строку из песни «Спят курганы тёмные» (муз. Н.Богословского, сл. Б.Ласкина), прозвучавшей в фильме «Большая жизнь», вышедшем на экраны страны в феврале далёкого 1940 года, в подзаголовок вынес неслучайно. Сегодняшняя «большая жизнь» маленького украинца сводится, к сожалению, к простому и вместе с тем архисложному вопросу: – Как выжить?
Чтобы выжить, многие наши соотечественники уезжают на заработки. Кто в Польшу или Германию, кто в Италию или Португалию, а кто и в Москву. По разным оценкам таких украинских гастарбайтеров (от немецкого Gastarbeiter – иностранный наёмный работник) от 4,5 млн. до 10 млн. Есть сведения, что только в Москве работает 200000 – 300000 украинцев.
С бригадой наших строителей, которые строят не нам, а им, ехал в одном вагоне в Москву. Был приятно удивлён, что они не пьянствовали и были весьма организованы. Правда, проводник сказал, что наши работники «отрываются» на обратном пути, то есть, когда едут домой. Вот наш истинный Славянский Дух (специально пишу оба слова с большой буквы)! На Новодевичьем кладбище охранник оказался из Павлограда, а сувенирные магнитики с изображениями башен Кремля и собора Василия Блаженного неподалёку от Красной площади покупал у жительницы Днепропетровска, работающей, как оказалось, уже не первый год в чужой стране. Многие, знаю точно, остались в Москве навсегда и в Украину приезжают в гости. А кого-то, такова горькая правда жизни, привозят на Родину в гробу. Печально… Это действительно большая трагедия украинской нации.

ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Изменений в Москве (по сравнению с советским временем) много. Остановлюсь лишь на самых значимых. Переименованы станции метро: Площадь Ногина, Площадь Свердлова, Дзержинская, Кировская, Проспект Маркса, Калининская и некоторые другие. Это же коснулось улиц и площадей. Площадь 50-летия Октября стала Манежной, проспект Калинина, который в советское время в народе называли Калининский проспект, а чаще – Новый Арбат, стал улицей Новый Арбат, улица Горького стала Тверской (точнее, ей вернули историческое название)… Словом, изменений много, всех не перечислишь. Внешне Москва, даже её центр, тоже изменилась. На Лубянской площади (бывшая площадь Дзержинского) в центре огромной клумбы не стало памятника «железному» Феликсу – главному чекисту, садисту и палачу своего времени. Впечатляет и здание храма Христа Спасителя (период строительства 1995 -1997 годы). Он находится в самом сердце столицы – на площади Пречистенских Ворот. Далеко видны его золотые купола… Не узнать территории перед входом в Центральный выставочный зал (Манеж). Под Манежной площадью раскинулся подземный торговый комплекс «Охотный ряд», а на границе этой площади и Александровского сада на водной глади искусственного канала нашли место удивительные по красоте скульптуры сказочных персонажей. Там же, – четвёрка норовистых коней из бронзы, окружённая бьющими вверх бриллиантовыми струями великолепного фонтана. И это всё – дело рук человеческих. Москвичи очень любят свой город. И он им платит той же монетой.
 А впереди – новые впечатления…