Как критикануть и не обидеть

Алмазова Анна
В результате ответной реакции на «Вредные советы для критиков» нарисовалась в личной переписке и еще одна проблема. На этот раз боязнь обидеть молодого и ранимого автора своим негативным отзывом.

Не, если вам до лампочки, что ответит автор, проходите мимо.

Для начала определимся чего делать не надо. А не надо писать «понравилось» при этом натужно улыбаясь. Почему? Возьмем, например, меня. Отзыв «какую чушь ты написала» я еще как-то снести могу. И винить в этом случае буду себя любимую (нечего ерунду писать), а не критика. Но если я узнаю, что меня похвалили сквозь зубы, боюсь, я обижусь. Сильно. А когда я обижаюсь я становлюсь на редкость неприятной.

Ориентируясь на таких «оригиналов» как я лучше не врите. Но не покидайте так рано непонравившуюся тему. Думаете, помогли бедному автору, лишив его законного «фи»? Ну, ну, господин критик. Вы же еще и писатель, правда? Или себя таковым считаете. А писатель должен по определению уметь себя ставить на место других. Вот и поставьте. Вы написали «шедевр», выставили его на многолюдном форуме, видите, как бодро ведется обсуждение в соседних темах, а у вас тихо. Что вы подумаете? Что текст всем понравился? А то вряд ли. Так что своим молчанием вы разумному автору сильно поможете, ага, держите карман шире. Доведете до тихого творческого кризиса и даже не заметите.

Итак, отзыв, хоть и негативный, писать все же надо. Если вам, конечно, автора хоть немного жаль.

А теперь несколько советов — как.

1) Поищите в тексте сильные стороны, они помогают автору перенести ваш негативный отзыв. Нету? Совсем? Скажем правду — так бывает редко. Ну если вы нарвались именно на тот вариант, что же сделаешь, сочувствую, идем дальше.

2) Если вы знакомы с автором давно, а он написал «ерунду», так и скажите «у тебя есть гораздо лучшие работы, но эта, прости, не удалась».

3) Подготовьте автора к удару — придите в тему, подпишите внизу «мне не совсем понравилось». И задайте вопрос «высказать свои претензии или нет»? Если вы еще это оформите «грустными» смайликами, «мол, я не виноват, страшно извиняюсь», будет верх тактичности. Помните — на вежливость сдобренную доброжелательностью обижаются редко. А удар чисто психологически кажется мягче, когда его ожидают. Оттого и ответная реакция, как вы понимаете, будет адекватнее.

4) Напишите отзыв в технике «бутерброда». Для тех, кто не знает, поясняю. Техника бутерброда это нечто из раздела психологии. Дело в том, что психологи утверждают —  человек подсознательно острее всего реагирует на начало разговора и на его конец. Потому если критику, литературную или вообще, построить по принципу «плюс-минус-плюс», то  впечатления, оставленные после такого отзыва, будут скорее положительные, чем отрицательные. Еще раз для особо непонятливых — начинаем от похвалы, заканчиваем ею, а в середине ставим нечто наименее приятное.

5) Разговаривайте с автором на уровне партнерства. Т.е., как бы вы не были «умнее, выше, умудренее», автору этого показывать не обязательно. Проблема в том, что «менторский» тон переносят далеко не все взрослые люди, ладно, скажу иначе — менторский тон не воспринимает большинство авторов. По той же причине не используйте в отзыве категоричных высказываний. Например, пишите не «уберите из текста большую часть прилагательных, это убивает динамику», а «я считаю, что сцена была бы гораздо более динамичной, если бы вы убрали большую часть прилагательных». В таком случае, если автор встанет на дыбы, вы можете всегда отпрыгнуть в сторону и сказать: «Это мое личное мнение и ничего более». Я понимаю, что это звучит, как трусость, зато бережет критику нервы. Они у вас железные? Тогда можете меня не слушать. Только честно говоря, я в этом сильно сомневаюсь (у всех у нас есть предел выдержки).

Простые правила, правда? Как сказали бы некоторые мои друзья — а на черта мне надо знать эти правила? Да и вообще, почему я, гений, должен прислушиваться к крикам каких-то графоманов?

Да все просто — потому что вы критиковать пришли, а не гробить автора. А критика это все же помощь. Хотя да, ее часто почему-то используют как оружие.

Вот и все секреты.
Удачной вам обработки сетевых брильянтов.

P.S. я могу накатать море таких «самокопаний», но мне надо знать темы. Темы мне подсказывает наблюдение за сетевыми обществами и личная переписка, но все равно всех ваших потребностей знать не могу. Оттого, есть вопросы — спрашивайте. Иначе будете ждать, пока у меня вновь появится желание что-то проанализировать... но само оно ввиду врожденной лени приходит редко. Например, на вопрос по статье я ответила в ЛС, написала эту статью, а она так и провалялась с месяц на жестком диске.